Сорога Горьковского водохранилища
Алексей Быков
Не знаю, для кого как, но для меня весенняя ловля сороги на Горе-море всегда была процессом сложным и непредсказуемым. Если с полосатым более-менее все понятно, и даже в самое бесклевье ключики для него, как правило, нахожу, то вот с этой серебристой бестией что-то не складывается. Нет, не то чтобы совсем ее ловить не умею, просто результаты моих сорожьих вылазок очень и очень нестабильны. Не скажу, что меня это сильно расстраивает, ведь давно перестал измерять результаты рыбалок в килограммах. Несговорчивость сорожки меня скорее подстегивает на поиск тех самых "ключей", которые способны изменить подобное положение дел. В этой статье попытаюсь слегка подытожить то, что наработано в течение нескольких сорожьих сезонов, и дать легкие наметки любителям такой рыбалки.
В плену стереотипов, или "игра по рыбьим правилам"
Так сложилось, что мне в течение нескольких сезонов доводилось ловить сорогу исключительно с насадкой. Снасть представляла собой удочку с ручкой и открытой катушкой. К леске диаметром 0,1 мм привязывал маленькую вольфрамовую "козу" размером чуть меньше спичечной головки. На один из крючков насаживал либо мелкого опарыша, либо личинку репейной моли. Кивок использовал несколько более жесткий, чем в обычной снасти. Проводка, как правило, работала быстрая с большой частотой, но кончик кивка при этом колебался с очень малой амплитудой. Поклевки обычно были еле заметные: порой в метре над дном кивок регистрировал легкий сбой, и вот она, красавица, крутится в танце под лункой на туго натянутой леске.
Процесс был отработан, весенняя рыба клевала... или не клевала, но поводов усомниться в правильности своих действий не было долго, потому что хоть и не мог похвастаться богатыми уловами, но и от остальных ловцов сороги практически не отставал. Первые "тревожные звоночки" появились относительно недавно: всего два-три сезона назад. Сначала это были просто слухи, а затем и сам столкнулся с той самой "шарикоманией", которая воцарилась на просторах водохранилища. Мормышка с надетым на нее латунным шариком стала самым распространенным "оружием" на сорогу.
Первая реакция - скепсис. "Ну не верю я в чудеса. Чтобы сорога предпочла латунь чему-то более традиционному? Не верю..." - примерно такими были мои мысли, тем более что по окуню прочие виды безмотылок вполне меня устраивали. К тому же сильно сбивало с толку то, что эти самые "волшебные гвоздешарики" мне были в принципе-то знакомы. Пяток этих мормышек к тому моменту как минимум пару сезонов валялись мертвым грузом в коробке, и, увы, по полосатикам ничем выдающимся ? они ни разу себя не проявили, не говоря уже о сороге.
Однако именно с окуня все и началось. На одной из рыбалок один мой хороший знакомый преподал мне поучительный урок, вчистую обловив безмотылкой с шариком. Совсем без улова я не остался, в тот раз положение спасла спортивная мормышка с мотылем, но мой привычный безнасадочный арсенал рыбой был бессовестно проигнорирован. Именно после того случая и в моих коробочках с мормышками эти несуразные, на первый взгляд, "погремушки с шариками", утратив статус "бедных родственников", отвоевали себе почетное место.
С насадкой или без
Я не случайно завел разговор о безмотылках. Не знаю, с чем это связано, но поимка весенней "морской" сороги на мотыля хоть и возможна, но скорей носит случайный характер. Видимо, это как-то связано с кормовой базой, но, тем не менее, факт остается фактом: мотыля она у меня не очень-то жалует и лучше клюет на безмотылку.
Но из любого правила бывают исключения. Так, например, в течение прошлого сезона несколько раз попадал в обратную ситуацию, причем все случаи клева сороги на мотыля приходились на первую половину дня. Затем, как по команде, красноперая резко меняла свои пристрастия и работать начинала безмотылка.
Другие насадки (такие, как опарыш и личинка репейной моли) хоть периодически и "выстреливают", но по моим ощущениям не в качестве насадки (как мотыль), а скорее - как привлекающий внимание рыбы контрастный элемент мормышки. Недаром поролон, бисер или кусочек цветного силикона могут составить вполне ощутимую конкуренцию этим традиционно сорожьим "завлекалкам".
И все-таки вышеупомянутые безмотылки с латунным шариком на крючке пока для меня самые результативные сорожьи приманки.
Где же прячется сорога?
На самом деле ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Традиционные места ловли сильно разбросаны по акватории водохранилища, и их достаточно много. Поэтому обойдемся без конкретики.
Места впадения различных рек, сами реки, входы в многочисленные заливы, прибрежная полоса с неровным дном, коряжники, даже обширные ровные и неглубокие "столы" - это далеко не полный список мест, где по весне можно встретить нашу капризную красавицу. Несмотря на такой богатый выбор найти ее удается не всем и не всегда. Но стоит кому-то зацепиться за рыбу - без аншлага подобное событие обходится редко.
Порой забавно наблюдать, как быстро собирается сорожий "базар", и только "везунчику" очень скоро становится не до смеха. К сожалению, в последнее время все больше на водоемах людей, необремененных понятиями элементарной рыболовной этики, готовых буриться "под ящик" более удачливого соседа, портя тем самым не только клев, но и лишая более ценных и трудновосполнимых вещей, таких, как заряд положительных эмоций.
А, может, просто прикормить?
Вполне естественный вопрос, которым сам не раз озадачивался. Однако ни разу прикормка в должной мере не сработала. В чем причина неудач - не знаю, но попыток было немало. Прикормки пробовал различные: от самодельных до фирменных, таких, как знаменитый Sensas.
Но руки пока "не опустил"! Как оказалось, прикормить (а точней, привадить) сорогу все-таки можно. Вот только делают это старым дедовским способом, опустив на дно в перспективном месте сетчатую кормушку с хлебом или сухарями. Камень или обломок кирпича используют в качестве груза. К кормушке приматывают веник из веток или елового лапника, и всю конструкцию опускают на дно в перспективном месте.
Подобная кормушка ставится стационарно, не требует дальнейшего обслуживания и очень быстро становится пристанищем для разнообразной подводной живности, очень интересующей рыбу. Причем добыть эту живность ей не так-то просто. Вот и возникает у рыбы та самая "длительная любовь с интересом" к такой немудреной искусственной неровности дна.
Устье Ячменки - одно из мест, где коллеги с успехом пользуются подобными "кормушками". К сожалению, у меня самого такого опыта привлечения рыбы пока нет, но этой весной обязательно попробую.
Да здравствует поиск!
Тем, кто пока не обзавелся своими личными уловистыми коряжками, сорогу приходится искать самому. Так как потенциально сорожьи места найти не сложно, поиск трудным делом не назовешь. Но при этом приходится много бурить сырой весенний лед. Лунок обычно делаю ничуть не меньше, чем при ловле окуня, а, может, и побольше. Нет, конечно, периодически попадаешь на "волшебную лунку", которую можно стабильно "доить" не один весенний день. Но в большинстве случаев уповать приходится на хороший бур и собственные физические возможности. Для ловли сороги мне вполне хватает барнаульской "сотки".
Выжидательная тактика хороша при высокой плотности активной рыбы, в остальных случаях намного проще провертеть новое "окно" в водный мир и быстро снять "сливки" в виде одной, двух, а то и трех упитанных красавиц.
В процессе поиска к лункам, подарившим рыбу, возвращаюсь неоднократно, и нередко это приносит дополнительные серебристые плоды. В результате такой ?
ловли очень быстро выясняются границы стаи, и в дальнейшем ловля сводится к поочередной проверке всех "выстреливших" лунок.
Сорожка - рыба вечерняя
Это не значит, что днем ее не поймать. Просто после непродолжительных утренних всплесков активности нередко наступают длительные паузы в клеве, во время которых сорога ловится плохо. Но ближе к вечеру она, как по команде, начинает активно клевать повсеместно.
На памяти немало примеров, когда коллеги, не выдержав длительного дневного бесклевья, вереницами тянулись ближе к дому, а у сороги начиналось настоящее пиршество, которое может длиться до самой темноты. Такие всплески клева не раз продолжались до тех пор, пока свинцовые апрельские сумерки полностью не скроют от глаз пляшущий кончик кивка. Рыболовы из близлежащих к "морю" населенных пунктов прекрасно изучили эту рыбью особенность, и многие целенаправленно приходят на лед именно вечером.
"Выходные", видимо, неизбежны
С чем это связано - утверждать не берусь, но в череде весенних сорожьих дней неоднократно доводилось попадать на полностью "пролетные". В такие дни сорога практически ни у кого не ловится. С чем это увязать - пока для меня загадка. Возможно, дело в скачках давления. Возможно, в каких-то других менее очевидных факторах, но это, видимо, неизбежность.
Чаще всего такие дни попадают на прекрасную, с нашей точки зрения, солнечную погодку. Когда все вокруг поет, в том числе и душа. Когда весеннее солнышко делает пребывание на льду настолько комфортным, что даже мысль о "пролете" кажется кощунственной. Однако же не клюет. Так и приходится весь день ловить изрядно поднадоевшего за зиму окуня. Бывает, клюет и в солнце, хотя все-таки именно в пасмурную погоду при ловле сороги я чувствую себя значительно уверенней.
Снасть
В последнее время стараюсь придерживаться принципа универсализма в снастях. Тем более что для меня сорожья снасть практически ничем не отличается от окуневой безмотылки для небольших глубин. Основные сорожьи рыбалки у меня проходят на глубинах, не превышающих четырех метров, соответственно снасть компоную исходя из этого.
В моем варианте это удочка, оснащенная леской 0,08 мм и небольшим относительно легким вольфрамовым "гвоздешариком". Уверен, многим покажется такой диаметр лески слишком скромным для бешеной весенней сорожки, и они будут по-своему правы. Действительно, даже с леской 0,12 мм сорога ловится вполне нормально, и многие применяют именно такие диаметры, перестраховываясь от потерь уловистых приманок. Возможно, я просто "усложняю себе жизнь", применяя такой "ультралайт". Но, тем не менее, обрывов (даже на полукилограммовой сороге) за прошлый сезон не припоминаю, разве что возиться при вываживании приходилось чуть дольше обычного да перевязывать мормышку почаще.
Что мне особо нравится в работе со столь тонкой леской, так это то, что появляется возможность наравне со "стандартными" приманками использовать мормышки уменьшенных габаритов, подбирая приманки именно того размера, который в данный момент максимально востребован у рыбы. Это заметно помогает при вялотекущем клеве, а также в условиях жесткого прессинга со стороны коллег, когда не удается оторваться от "базара". (Тут я, пожалуй, слегка слукавил: бывает, и сам примыкаю к базарам, но так или иначе тонкая снасть существенно повышает шансы не отстать от удачливых коллег.)
Однако в уменьшении размера мормышки есть один существенный нюанс - диаметр латунного шарика, как правило, остается неизменным. Четырехмиллиметровые шарики на крючке сорога хватает наиболее охотно, правда, случаются и исключения. В течение прошлого сезона несколько раз "выстреливали" мормышки с трехмиллиметровыми шариками. В основном это было в те самые вышеупомянутые "пролетные" дни, когда сорога была крайне пассивной, и от безнадеги приходилось делать упор на окуня, а он по весне лучше отзывается именно на этот размер шарика. "Выстреливали", конечно, громко сказано, но несколько серебристых рыбок "уговорить" удавалось.
"Столбики", "гвоздики", "бананы", "нимфы" и "кобры" - это далеко не полный список мормышек, используемых для ловли "морской" сороги. Но в большинстве своем наши сорожатники отдают предпочтение мормышкам с подвеской ближе к вертикальной, а главное - чтобы латунный шарик на поддеве крючка не был жестко зафиксирован и во время игры имел определенную свободу движений. Это нужно для эффективного привлечения рыбы звуком и для надежного удержания ее на крючке после подсечки.
Многие пытаются оснащать мормышки шариком самостоятельно. Дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд неискушенному рыболову. "Правильный" латунный шарик имеет особую геометрию отверстия, которая позволяет ему не слетать с крючка. Такие шарики есть в продаже, но стоит учесть, что шарик фиксируется далеко не на каждом крючке, и даже если форма крючка мормышки окажется для этого подходящей, при надежном "защелкивании" перекаленный крючок чаще всего ломается. Если худшего не произошло, при попытке надеть шарик ?
повреждается бородка крючка, что впоследствии приводит к многочисленным сходам рыбы.
Выходы есть: можно отпаять крючок, а затем впаять его обратно, надев шарик. Но при этом придется красить мормышку. Можно попробовать выбрать мормышку с разгибающимся крючком. Хороший качественный крючок позволяет его разогнуть с существенным усилием. Но, естественно, обращаться с ним впоследствии придется очень деликатно.
Львиная доля уловистых сорожьих приманок либо полностью черного цвета, либо имеют на брюшке латунную или медную коронку. В моем собственном арсенале большинство мормышек черные.
Что касается остальных частей сорожьей снасти - я вряд ли буду оригинален. Для меня главное, чтобы удильник удобно лежал в руке, имел фрикционную гайку и позволял быстро сматывать-разматывать леску во время активного поиска.
Те, кто постоянно ловят бель, как правило, предпочитают длинные кивки - они дают очень устойчивую низкочастотную игру при различной амплитуде. В этом есть свой резон, если не ловить окуня. Не вижу смысла себя ограничивать, ведь все-таки Горе-море для большинства рыболовов - это, в первую очередь, окуневый водоем.
Доводить количество снастей до абсурда - тоже не лучший выход, поэтому средняя длина моих лавсановых кивков примерно десять сантиметров. Десять сантиметров, на мой взгляд, - это та самая "золотая середина", позволяющая максимально комфортно и быстро "переключаться" с одной рыбы на другую.
Так все-таки - сорога или плотва?
Я не случайно на протяжении статьи говорил о сороге, хотя рыба, которой посвящена эта статья, безусловно, правильно называется "плотва", но страна у нас огромная, и если чуть ли не полстраны рыбу эту называют "сорогой", вряд ли есть смысл искусственно навязывать официальное название, как это делают некоторые центральные рыболовные СМИ. Ведь большинство рыболовов, живущих по берегам водохранилища, никак не ассоциируют свой привычный серебристый улов "морской" сороги с какой-то там плотвой. Однако рыболовы юга области приезжают на Горе-море именно за плотвицей, что порой вносит небольшую неразбериху при общении.
Объяснение всей этой истории простое: условная географическая граница разделения этих двух названий одной рыбы проходит как раз по нашей области.
Страховка - от слова страх...
Не могу не затронуть тему безопасности на льду. Весенняя ловля сороги довольно скоротечна - пик клева приходится на интенсивное таяние льда. Основная опасность такой рыбалки в том, что хрустящие утренники притупляют нашу бдительность при выходе на лед. К вечеру весеннее солнце превращает толстую ледяную твердь в кипящую снежную кашу. Ежегодно весна уносит не одну жизнь.
Во многих случаях трагедии можно было бы избежать, если бы на утонувших были надеты простейшие спасжилеты и под рукой оказались "спасалки". Не всегда у очевидцев трагедий есть возможность помочь тому, кто оказался в ледяной купели. Кусок крепкой веревки в кармане может значительно упростить задачу спасающему и спасаемому.
В этом сезоне спасжилет мне пригодился дважды, хотя я себя всегда самоуверенно считал образцом благоразумия. После второго купания, когда вдоволь наплавался, тщетно пытаясь выбраться на скользкий край льда, в нагрудном кармане навсегда "прописались" спасалки. Так стоит ли учиться на собственных ошибках?
О культуре пития...
Нет, не пугайтесь, я не собираюсь пропагандировать трезвый образ жизни. И о влиянии спиртного на клев сороги писать не намерен. О чем хочется сказать, так это о мусоре, который скапливается на льду к весне. Львиная доля которого - разнокалиберные бутылки и прочий хлам.
К весне в самых посещаемых местах наблюдаются такие "натюрморты", что впору субботники проводить. А ведь весь этот мусор неминуемо окажется на берегах и на дне. Экологической катастрофы в обозримом будущем он, скорей всего, не вызовет, но дно наших водоемов, на мой взгляд, не лучшее место для складирования подобного "добра".