Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Сорога. Весенняя лихорадка

Сорога. Весенняя лихорадка

252-34-1-сорога.jpgАлександр Зайцев

Помнится, как-то собрались мы в устье Троцы. При переезде через мост этой речки глазам нашего коллектива предстало зрелище, от которого мы в прямом смысле "приоткрыли рты". Две толпы... Нет, просто две огромные толпы народа сидели на льду залива по обеим сторонам моста. Сотни рыбаков сидели так плотно, что издалека на фоне светло-серого льда они казались огромными муравейниками.

Это было мое первое знакомство с рыбой, которая собирает на весеннем льду Горьковского моря массы азартных лиц - рыболовов. Информация о том, что "сорога пошла" обходит самые отдаленные от водохранилища районы нашей области и даже соседние регионы. Количество желающих застать ход этого распространенного, но все равно притягательного вида рыб в отдельные весенние дни на льду Горьковского водохранилища доходит до рекордных цифр. Так сильно манит сильная, загадочная, индивидуальная, жирная "морская" сорога.

Мартовское глухозимье

Не раз мне доводилось слышать, что понятия "глухозимья" для Горьковского моря не существует. Отчасти с этим соглашусь, но применительно к "морской" плотве "глухой период" в течение ледостава все же наблюдается. Только не в общепринятое время - феврале, а месяцем позднее - в марте. Заставать более-менее прогнозируемый клев этой рыбы мне лично удавалось практически всегда, в том числе - с середины января до конца февраля. Плотва в этот период хоть и демонстрирует очень локальный образ жизни с привязкой к отдельным точкам, но, тем не менее, добиваться успеха это не мешало. 252-34-2.jpgНо в марте, когда природа с каждым новым днем начинает оживать в преддверии весны, сорога берет две-три недели поста. Подобрать ключик к сороге в это время получается "с натяжкой", а чаще не получается совсем.

"Пролетных" рыбалок в длинные солнечные мартовские дни в моей практике случалось много, их было куда больше, чем рыбалок удачных в это время. Зачастую двухдневная или даже трехдневная рыбалка с проверкой "безотказных", неделей ранее работающих точек заканчивалась более чем скромными результатами. Причем плотва с обжитых мест никуда не уходит, она попросту перестает питаться. В лучшем случае из отдельных найденных лунок удавалось в течение долгого весеннего дня буквально по хвостику "доить" нестандартных для "моря" плотвичек, не превышающих 100-граммовую отметку. Повлиять на "забастовку" плотвы в это время всеми возможными рыбацкими ухищрениями мне на сегодняшний день толком так и не удалось. Так что глухозимье для "морской" сороги все же есть.

Единственное, на что можно положиться в это самое трудное время, - вечерний выход сороги. Это время обычно укладывается в полчаса до заката солнца и столько же - после него. Поклевки плотвы могли продолжаться вплоть до плохой видимости кивка удочки. Но даже в этой закономерности удалось выявить некоторую цикличность.252-34-3.jpg

Вечерние вспышки клева случались не каждый день. За 2-3-дневную рыбалку вечерний выход мог быть, а мог и пройти накануне или случиться на следующий после рыбалки день. Такой своего рода "график клева" отмечают и местные рыболовы, которые посещают ближайшие с их местом жительства участки "моря" каждый день. Эти люди, имеющие громаднейшую практику общения с "морской" сорогой, утверждают, что вечерние вспышки клева происходят с периодичностью раз в два-четыре дня.

Порой доходило до того, что знакомые местные рыболовы с точностью угадывали дату очередного выхода плотвы. И когда, казалось бы, шансов на сегодня больше нет, банально прибегали к выжиданию позднего вечера и получали хоть какой-никакой результат.

Начало весенних подвижек

Первые весенние подвижки сороги Горьковского моря после месячной паузы начинаются с полным сходом снега со льда. Этот этап весны в среднем приходится на самый конец марта - начало апреля. Это еще далеко не так называемый в рыболовной среде "ход", но именно это время я считаю самым азартным временем ловли "морской" плотвы. Стаи сороги пока еще придерживаются своих зимних стоянок. Но их питание проходит уже не в зимнем локальном характере, а в более обширном масштабе. Участки с корягами, отдельные свальчики, "пупки", в пределах которых плотва находилась всю долгую зиму, "оживают". Местные стаи плотвы начинают кормиться.252-34-4.jpg

Попасть на такое место своевременно, в числе первых рыболовов, - почти гарантированный залог успешной рыбалки. Разбурить давно необлавливаемый коряжник, когда в его примерных границах нет массы открытых лунок, - это реальный шанс остаться с хорошим уловом. Но такое случается далеко не всегда.

При всей огромности Горьковского водохранилища подобных "сорожьих" мест не так и много. Из года в год места сороги не меняются, и знают их практически все завсегдатаи. Успех хотя бы нескольких рыболовов, которым случилось хорошо наловить в одном из таких мест, по рыболовной среде разносится с молниеносной скоростью. Спустя пару дней на подобных точках собираются такие базары, о которых я говорил в самом начале этого материала. Точки, днями ранее приносившие хороший результат, "убиваются" за один день огромным количеством пробуренных дыр во льду.252-34-5.jpg

И если в первые дни паломничества покидающей свое постоянное место обитания плотве еще удается "встать на хвост", и ее можно обнаружить недалеко от изначального места клева, то спустя день-два отыскать ее в ближайшем радиусе уже не получается. Жаль, но эти лучшие локальные участки "умирают" до конца следующего ледостава. Зверски засвеченную точку стая плотвы либо больше не посещает совсем, а если и возвращается, то уже по неверному, небезопасному льду.

Так проходит первый "ход" "морской" сороги. Только-только пробудившуюся рыбу разгоняют с зимних стоянок за недельный срок. Дальше опять наблюдается пауза в клеве, которую многие обзывают "завершением хода", хотя по-настоящему "ход" еще даже и не начинался.

Продлить жизнь месту концентрации плотвы можно самым простым способом - засыпать неклевые лунки. Жаль, что для многих этот несложный процесс кажется бессмысленным. Но, судя по личной практике, смысл в этом есть, причем очень даже большой. Плотва настораживается от проникающего в лунки света. Поневоле приходилось замечать ежегодно повторяющуюся картину. Занимаешь одно из перспективных сорожьих мест в числе первых рыболовов. Разбуриваешься и находишь уже знакомые коряжки постоянными зацепами безмотылкой. Определяешь ряд рабочих лунок и поочередно "встаешь на раздачу" упитанной сороги на каждую из них.252-34-6.jpg

Происходящие у самого дна уверенные поклевки (как правило, сильный сгиб кивка) подтверждают хороший аппетит стоящей подо льдом плотвы. В иные такие дни при правильном "доении" коряжника (или свала, или "пупка") удавалось наловить весьма приличное количество рыбы. Причем "бешеным" такой клев не назовешь - приходится часто экспериментировать и... удерживать себя от лишнего бурения лунок.

Скрыть удачу от посторонних глаз сложно, но, навидавшись бесцеремонного поведения иных "соседей", в нашем коллективе сложился некоторый опыт избегания нежеланных гостей за спиной. Но, к сожалению, надолго утаить активную рыбу практически никогда не получалось. К вечеру ты уже находишься в центре из непонятно откуда взявшихся людей, а на следующий день и вовсе поневоле становишься участником матерящегося "базара".

Бывает очень полезно иметь знание расположения еще более локальных точек, так сказать, лично тобой найденных. Это может быть небольшой перепад глубин на фоне ровного дна или одна-две коряжки. Такие места, если есть возможность, всегда стоит забивать в GPS-навигатор. Зимой на таких точках может держаться разве что окунь, но ближе к весне есть немалая вероятность застать здесь и подошедшую плотву.

И когда наступает время массового вскрытия общеизвестных сорожьих стоянок, мы своим коллективом прибегаем к проверке таких вот мест. Единственный минус столь локальных точек может заключаться в том, что рабочих лунок на одно такое место может прийтись меньше, чем рыболовов в коллективе. Мы в таком случае стараемся не кучиться, а продолжаем проверять другие известные нам точки. Разбиваемся парами, и в течение дня каждый с переменным успехом цедит "серебристую" из пары-тройки лунок.252-34-7.jpg

С трудом найденную активную плотву приходилось скрывать от проходящих неподалеку рыболовов самыми разными способами: от имитаций пьяных воплей до падания в уже "готовом" виде с рыболовного ящика. Смешно, конечно, выходило, но чего не сделаешь ради спасения своего рыбацкого счастья.

Долгожданный "ход"

Лед на Горьковском водохранилище по сравнению со льдом водохранилища Чебоксарского остается крепким существенно дольше. И это несомненный плюс рыболовам, поскольку шансы застать жадно кормящуюся плотву на Горьковском море случаются практически каждый год, а вот на Чебоксарском водохранилище, к сожалению, часто ход плотвы случается, когда на лед выйти уже нельзя. В это временя и наблюдается пик массового посещения Горьковского водохранилища.252-34-8.jpg

Но даже на Горьковском море более-менее безопасный лед, на котором можно застать ход "морской" сороги, остается лишь в его самых северных участках. Выходить на пропитанный водой лед, а точнее - на смерзшуюся кристаллизованную массу из мелких льдинок, следует с повышенной осторожностью. Никакая рыба не стоит жизни человека.

На самом деле само понятие "ход рыбы" для разных рыболовов - разное. Для одних - это клев плотвы на каждой проводке, для других - обычная рядовая рыбалка, которая может случиться в любое время всего ледостава. Проще говоря, для кого-то улов в 3-4 кг рыбы уже может быть назван очень хорошим, а для кого-то ящик, битком набитый плотвой, оказывается вполне заурядным результатом.

До недавнего времени мне самому толком не представлялось, что такое на самом деле этот "ход". Да, бывали удачные весенние рыбалки, когда дневной улов сороги составлял десяток килограммов. Но в среднем весенний улов "морской" сороги в 5-6 кг уже считаю успешным итогом дня. И только от пожилых рыболовов-зимников доходили легенды о сказочных весенних уловах сороги.252-34-9.jpg

За 5 лет достаточно частого посещения Горьковского моря с безнасадкой подобную вспышку клева мне удалось застать один раз. Случай происходил в заливе, образованном впадением одной из многочисленных речек. Около полудня ради эксперимента решили с напарником пробурить по паре лунок в самом центре залива, где проходило русло затопленной речки. За все дообеденное время мы успели пробежать все известные нам коряжники, и ни на одном из них нам так и не удалось отыскать активную рыбу. Это было странно, поскольку, судя по аномально теплой погоде и таявшему на глазах льду, этот выезд можно было считать последним в сезоне.

252-34-10.jpgНа первых же новых лунках у нас с каждой второй-третьей проводки начала попадаться разнокалиберная плотва, причем мыслей перебуриваться даже не возникало. Вперемешку с сорогой до 300 граммов попадались крупные подъязки (отдельные экземпляры были близки к килограммовой отметке), подлещики, а часом позже периодически стали случаться обрывы лески. Замена жилки на более толстый диаметр стала приносить тот размер плотвы, о котором травили байки старые рыболовы. Сорогу под килограмм весом с трудом удавалось утомить на тонкой леске и завести в тесноватую для нее лунку. Такие "слитки серебра" на фоне стандартных до этого экземпляров смотрелись просто гигантскими! Напарнику повезло побороться еще и с тремя лещами, которые, правда, остались в воде, поскольку при себе, как всегда, не было багорика.

Спустя пару часов в линию русла сместились все рыболовы в округе. Но даже шум от десятков ледобуров не смог спугнуть движущуюся по центру русла и жадно кормящуюся рыбу. Ловили все. Многие - на безнасадочные мормышки. Несмотря на непрекращающийся клев крупной рыбы мы решили закончить рыбалку: лед ухудшался буквально с каждым часом.

252-34-11.jpgМожно сделать предположение, что такая вспышка клева бывает обусловлена попаданием в воду большого количества кислорода. Видимо, талая вода здорово влияет на аппетит рыбы, и у нее начинается жор. Рыба, которая кормилась на протяжении долгой зимы лишь кратковременными выходами, теряет присущее ей чувство осторожности и начинает жадно поедать любую пищу. Движение и жор рыбы продолжается, вероятно, и тогда, когда на лед уже просто нельзя выйти, - мы просто не можем проверить это предположение...

Гораздо безопаснее ловить сорогу во время кратковременных вспышек ее клева, за неделю до опасного выхода на лед. Т.е в то время, когда на "море" уже есть закраины, но сам лед еще позволяет надежное передвижение в поисках рыбы. Одевшись в легкую одежду и уложив ящик с ледобуром на рыбацкие санки, можно максимально комфортно передвигаться по льду, легко бурить новые лунки и в течение длинного дня облавливать максимальное количество перспективных мест. Главное - не забывать об элементарных мерах безопасности.

За день можно наткнуться сразу на несколько кратковременных выходов сороги и остаться с хорошим уловом. На такой рыбалке просто грех засиживаться на ранее рабочих точках (коряжниках, например). Понятно, что рано или поздно рыба может начать клевать и на привычных ей зимних местах, но шансов найти активную сорогу по небуренным участкам льда в это время больше, чем в любой другой период подледной рыбалки.

252-34-12.jpgБезмотыльные грубости

Сорога Горьковского моря невероятно требовательна к снасти. Ловить системно эту рыбу с насадкой на сегодняшний день у меня так и не получалось. "Морская" плотва хорошо отзывается на безнасадки, но далеко не на любые. И не на любую технику проводки. Сколько раз приходилось сталкиваться на льду водохранилища с ситуациями, когда кажущаяся тебе идеально настроенная снасть сильно уступала снастям, которые имели грубые элементы оснащения в совокупности с простейшей техникой проводки.

Я объяснял себе такие факты случайным стечением обстоятельств, когда человек просто попадает на рыбу в конкретных лунках. Но впоследствии понял, что в иные дни с помощью элементарных подходов к делу удается подобрать тот самый загадочный ключик к клеву "морской" сороги. Оказывается, дедовские методы в рыбалке до сих пор имеют место в рыболовной практике.


Похожие статьи

Плюсы и минусы мелких мормышек
Плюсы и минусы мелких мормышек
Виталий Волков, Волгоградская обл. Фото автора    Практика наших с супругой зимних рыбалок показывает, что размер и вес применяемых мормышек очень сильно влияет на результат ловли. Зависимость тут очень простая: чем мельче и легче мормышка – тем лучше клёв и выше улов. Правда, применение ми...
Морская безмотылка
Морская безмотылка
Александр Зайцев   Фото автора НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №1 (72) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2019   Главный зимний водоем Нижегородской области – Горьковское море. При этом наиболее популярной снастью на этом водоеме была и остается удочка с безнасадочной мормышкой. Нюансов в ловле – масса. Сегодня св...
Чертик старой школы
Чертик старой школы
Илья Нужин   Фото автора НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №1(72) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2019 Ловля на безнасадку на Нижегородчине получила широкое распространение только после появления гвоздешарика. Эта мормышка, чрезвычайно уловистая и простая в освоении, открыла дорогу в мир безнасадочной ловли многим рыбол...