Сорога Горьковского моря. Ловля не по графику
Прошлой зимой (в "НР" №2) постоянный автор издания Алексей Быков смог достаточно подробно охарактеризовать поведение и особенности клева плотвы Горьковского водохранилища. Мне хочется продолжить обсуждение данной темы, благо вопросов и замечаний, связанных с "морской" плотвой, возникает куда больше, чем с многочисленным окунем той же акватории.
Сорога Горьковского моря поистине достойна особого уважения со стороны многочисленной рыболовной братии. Для этого достаточно привести в пример тот факт, что поймать ее получится далеко не везде, не всегда и не на все. По этим причинам "горьковская" плотва за все время существования водохранилища сложила о себе некое мистическое мнение. Она вроде есть, но ловить ее целенаправленно чаще случается лишь в определенные моменты: случайно наткнувшись на "выход" или по последнему льду, когда активность этой рыбы становится закономерной.
Но даже в период массовой активности сороги общаться с ней приходиться "на Вы". Очень часто случалось так, что внезапно появившийся "ход" так же внезапно прекращался, и никто не мог в подобной ситуации что-то исправить. Причем сорога зачастую остается на том же месте, а вот поймать ее больше не может никто. Но если было бы по-другому, разве стали бы ее так ценить и уважать?
Непоследний лед
Я часто задавал опытным рыболовам вопросы о ловле плотвы. И статистика ответов на них сводится к единогласному убеждению, что сорогу Моря реальнее всего системно ловить только в период последнего льда, приходящегося на конец марта - начало апреля. Иногда звучал еще и февраль, в теплые дни которого удавалось специально настраиваться на эту рыбу. Так в чем же, собственно, дело? Почему клев этой рыбы на Море столь короткий?
Воспоминания о клеве с последнего льда не оставляли меня равнодушным и в начале зимы, и в середине, в результате сорога стала для меня рыбой №1. Хотелось ловить плотву не тогда, когда ее ловят все, а регулярно, в течение всей зимы. Упорство принесло свои плоды.
Алексей Быков очень точно сформулировал наше отношение к ловле плотвы в период первого льда и глухозимья: "Мы просто не умеем ее ловить". Но от себя еще хочется добавить, что мы ее зачастую даже не пытаемся ловить! Нам мешают многочисленные стереотипы, и мы чаще всего сваливаемся на ловлю более понятного и прогнозируемого окуня.
Вот, к примеру, многие наши рыболовы ловят до середины января на блесны и балансиры. И когда в феврале отказываются от этой снасти и переходят на безмотылку, поневоле замечают, что плотва-то начала поклевывать... Или взять наше стремление попасть на дальние гривы или просто удалиться подальше от берега. Там, само собой, окунь, судак, которые караулят и "жмут" стаи тюльки, но сороге там ловить нечего. Поэтому поимка в таких местах плотвы чаще носит случайный характер, и найти какие-то закономерности здесь вряд ли получится.
Проходная плотва на подобных участках может присутствовать и в день, когда мы рыбачим, но вот пищевой инстинкт рыбы, похоже, в это время спит. И, осмелюсь предположить, что съедобного для плотвы на подобных участках, скорее всего, ничего и нет. Да и вообще рацион "морской" плотвы несколько необычен, даже по сравнению с ее родственницами из других водоемов. Говорят, что в Море очень много мотыля, но на эту насадку плотва не ловится практически совсем. Выходит, мотыль ей не интересен.
Вспомним весенние точки...
Достаточно вспомнить весенние места, где чаще всего ловят сорогу. Это не гривы и удаленные от берега участки. Это, в первую очередь, заливы впадающих в море речек. Они активно посещаются в перволедье по причине отсутствия крепкого льда на самом Море. Но стоит Морю встать (а в нынешнем сезоне это случилось очень быстро), как посещаемость заливов падает практически полностью. Но плотва оттуда никуда не девается, значит, и ловить ее можно в течение всей зимы.
Активность сороги в начале и середине зимы, безусловно, ниже, чем по последнему льду. Если пик активности окуня приходится на перволедье, а затем активность падает, то с сорогой все получается с точностью до наоборот: чем ближе к последнему льду, тем лучше клев.
По последнему льду стаи плотвы активно перемещаются, и застать стаю крупных "серебристых" можно во многих участках заливов. А вот до весны рабочие точки носят более локальный характер. Т.е. быть она может везде, но кушать исключительно "за столом". И такими "столами" для сороги Моря оказываются крепкие коряжники. Не просто бревнышко на дне, а "добрый" завальчик из коряг. В таких местах плотва и находит что-то подходящее в качестве пищи.
Удержать себя в заливе реки сложно. Там, ближе к горизонту, стоит активный окунь, и шансов остаться с нормальным уловом реально больше. Однако стоит только проявить терпение, сломать привычную схему ловли - и награда может быть очень весомой.
...И настроим себя на плотву
Эти слова очень часто помогают мне сконцентрироваться на этой рыбе и придать усидчивости. Уверен, у многих есть свои весенние точки с корягами, поэтому в рамках данного материала я не буду упоминать конкретные места. Сорога среди коряжника стоит всегда, и заставить ее клевать поможет именно усидчивость. Не раз приходилось сталкиваться с тем, что рыба начинала ловиться во второй половине дня, хотя по всем признакам и в первой клев должен быть. С чем это связано, сказать трудно, но факт этот имеет место быть довольно часто.
При беглом исследовании точки можно не поймать ни одной сороги. Часто делал подобные эксперименты. Разбуриваешь точку, уделяешь каждой лунке в среднем 5 минут и... кроме окуня, в улове нет ничего. Сразу хочется на всех парах мчаться куда-то дальше, но в тоже время понимаешь, что сорога здесь есть, и ее можно поймать. Прилагаешь для этого все усилия и ловишь.
Облавливать более интересные лунки стоит по-максимуму. Интересные - в плане наличия коряг поблизости. Самый удачный пример - это избуренный участок льда радиусом 5 метров и найденная пара лунок без зацепов. Вот такие точки я всегда облавливаю с особой тщательностью, а все ненужные плотно засыпаю образовавшейся шугой.
Порой в лунке нет поклевок на протяжении получаса, но через некоторое время, будто из ниоткуда, появляется рыба. В перволедье и глухозимье всегда есть шанс выхода плотвы. Но помимо выжидательной тактики можно ловить плотву и собирательным способом - по 1-2 рыбины из десятка лунок. А ведь все знают, что средний размер плотвы на Море вполне кондиционных размеров. И такая рыбалка по мне куда интересней, чем бегать весь день в поисках раздачи окуня. Здесь каждая поклевка приносит максимальное удовольствие.
Чтобы поймать сорогу в середине зимы, приходится мормышить не просто двумя-тремя базовыми техниками проводки безнасадкой, коими мы пользуемся при ходовой рыбалке, а вести более деликатную игру. Качество кивка в такой рыбалке подвергается особым требованиям, а соблюдение тишины (я подразумеваю редкое бурение лунок) - один из главных залогов успеха.
Рыба хитра, умна, осторожна, поэтому и рыболов должен демонстрировать те же качества. И все это жутко интересно. А как приятно оказаться с уловом 200-300-граммовой сороги на фоне стандартных уловов, состоящих из многочисленного окуня...