Главная > Статьи > Солнце. Мороз. Сорога

Солнце. Мороз. Сорога

Дмитрий Соколов
Еще недавно, лет 5–7 назад, мормышечная сорога Горьковского водохранилища считалась рыбой исключительно весенней. Весь зимний сезон наш рыбацкий народ ловил окуня, реже – берша и судака. И все ждали весны, чтобы половить сорогу. С популяризацией мормышки “гвоздешарик” ситуация стала меняться, и такие умелые рыболовы, как Саша Зайцев, стали ловить сорогу не только весной, но и по первому льду, реже – среди зимы. А вот в сезоне 2014–2015 те самые умелые ловили сорогу с переменным успехом уже практически весь сезон. А следующая зима вообще стала одной из самых за последнее время рыбных. Ибо улов сороги в 4–6 кг не удивлял никого ни в январе, ни в феврале, бывали и куда более весомые успехи. Сорога перестала быть “весенней” рыбой, мы вдруг поняли, что ловить ее можно всю зиму – и практически при любой погоде.
В середине прошлого марта мы плодотворно съездили в Юркино (Сокольский район). Редакционную команду в составе Михаила Князева, Даниила Шерстянникова и автора этого репортажа усиливали два профессиональных безмотыльщика: автор уловистых “гвоздешариков” нижегородец Александр Зайцев и автор уловистых “чертиков” москвич Игорь Уколов.
В начале марта нашу область посетила серьезная оттепель, но к середине месяца от нее не осталось и следа. Хорошо, что мы серьезно отнеслись к прогнозу и экипировались по-зимнему! Утром термометр показал -19, а днем на просторах самого большого нашего водоема разогнался нешуточный ветер. Вот такой “марток, наденешь семь порток”.
Повторюсь, еще несколько лет назад мы в такую погоду сорожку ловить просто не стали бы. Попытались бы ловить окуня или даже перенесли поездку на более теплую погоду… И до отчетного дня у меня были сомнения в успехе предприятия, поэтому я как раз решил с окуня и начать. Отклеился от коллектива и ушел на дальнюю точку – ближе к русловому свалу, где два часа почти безуспешно пытался поймать полосатого. Увы, на балансир удалось уговорить лишь одного хищника – и это с двух десятков лунок. Решил двигаться к своим – их четверка хорошо просматривалась метрах в 600–700.
Оказалось, что за время моего отсутствия товарищи смогли обнаружить скопление активной сорожки. Неоценимую услугу в успехе оказала им подводная камера. Что не умаляет заслуг, конечно, поскольку шагать и бурить камера за рыболова еще не может. Сорога у товарищей ловилась. А вот насчет собственного умения у меня были большие сомнения. Уж сколько раз я оставался “почти с нулем”, в то время как Саша ловил неприлично много. Уж и удочка у меня по его лекалу, мормышки, само собой, его работы, но вот “не шло”. В этот благословенный день все было иначе. У меня стало получаться. То и дело кивок удочки вздрагивал, я подсекал – и через секунду чувствовал приятное сопротивление бойкой рыбы. Рекордных экземпляров не было, но даже рыба 200–300 граммов – отличный боец… и замечательная “вобла” – но это я немного забежал вперед.

Сорожка клевала почти весь день, лишь ближе к вечеру клев стал похуже – и я прошел метров 400, чтобы проверить еще одну точку. Ту самую, где месяцем ранее поймал на балансир окуня на 620 граммов и еще много окуней поменьше. Вспоминая ту рыбалку, достал блеснильник – но за полчаса соблазнил лишь одного полосатика – и снова вернулся к мормышке. И сорога отреагировала, как говорят, “немного побрала”.
Вечером взвешивали уловы. Саша наловил без малого 12 килограммов, что для него далеко не предел, но вполне приемлемый результат. Мы с товарищами отстали от бессменного фаворита сорожьей рыбалки, но и 8 кг для меня – абсолютный по сорожке рекорд!
Вечер прошел в разговорах, приготовлении и поедании ужина, подготовке ко второму рыбацкому дню.
Похвалю базу “Юркинский мыс”, на которой мы остановились. Тепло, просторно, уютно, есть горячая вода… пожалуй, лишь освещение могло быть получше – в неярком свете энергосберегающих ламп было трудно налаживать деликатные снасти. Но это мы сами виноваты – в подобные походы надо возить с собой налобный фонарик... хотя бы один на всех.
Второе утро было похоже на первое. Тот же мороз под двадцатку, то же солнце, до поры до времени светящее сквозь дымку… Пришли на место, а там нас уже ждут – два рыболова обосновались на нашей точке… Ну, два человека – не двадцать, сели рядом, семерым места на пятачке вполне хватило. Но сорога почти не брала.

А та, что клевала, не кидала, как накануне, зелень на лед. Мы попытались мыслить дедуктивно и пришли к выводу, что накануне сорога питалась, потому и ловилась. А во второй день не питается, потому и не ловится. Вот и вся дедукция. Кстати, оба дня приходились на полнолуние, так что лунный фактор в тот раз никак не сыграл. Посидев на точке и пождав какое-то время “вчерашний день”, мы попробовали найти активную сорогу в обозримом ледяном пространстве. Мы бурили лунки, а Саша обходил их со своим “телевизором”, но нигде рыбы не обнаружил.
Компания разделилась. Игорь и Саша ушли к фарватерному свалу, где я пытал счастья в первое утро, Миша с Даниилом остались караулить выход сороги на “убойной” точке, а я ушел туда, где закончил день накануне. И наковырял за пару часов два килограмма сорожки с 14 лунок. На праздник такой клев был не очень похож, да еще и ветер разогнался до неприличия, так что я с легким сердцем согласился на предложение товарищей “закруглиться пораньше”.
Дома засолил все 10 кг в одном пластиковом баке. Вывешивал двумя партиями. “Вобла” получилась – ум отъешь! Удалось угостить и родственников, тоже были довольны. Через неделю я уже вовсю махал спиннингом, воспользовавшись очередной волной тепла, накрывшей нашу область. Но о спиннинговых успехах прошлого марта я расскажу как-нибудь в другой раз.
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 2(61), 2017 Г.