Главная > Статьи > Рыбалка в «сердце» Балтийского моря

Рыбалка в «сердце» Балтийского моря

26-3-94-1.jpgВадим Сыромятников

Окончание. Начало в №2 (25), 2011 г.

Об организации рыбалки на Аландских островах

Мы сейчас много спорим о том, как правильно организовать спортивную и любительскую рыбалку у нас в России. Поэтому мне показалось очень любопытным рассказать читателям о том, как это происходит у финнов на Аландах.

Рыбная ловля на Аландах разрешена только при наличии лицензии (fiskekort). Это касается ловли и на спиннинг, и на удочку. Общей лицензии для всех Аландов нет. Существует 57 частных и 16 государственных территорий (!), на которые можно купить свои лицензии. На территориях, где нет лицензий, можно ловить только с персонального разрешения владельцев.

Прежде чем приобретать лицензию, надо определиться, где вы будете ловить. Это может быть лицензия на все время пребывания для ловли рядом с коттеджем или любая другая территория, куда вы захотите поехать на один день. Лицензия продается на одного человека на день, неделю или месяц. Заказать лицензию можно при заказе проживания или купить на месте. Лицензии обычно продаются в информационных отделах туристических фирм, в продовольственных магазинах, в рыболовных магазинах и у хозяев коттеджей.

Стоимость лицензии в зависимости от количества рыбы и величины территории варьируется достаточно сильно. Как пример: наша лицензия стоила на день 5 евро/чел. и на неделю - 20 евро/чел. Поэтому очевидно, что если жить неделю на одном месте, то выгоднее покупать лицензию на всю неделю, чем на несколько дней.1.jpg

Значительная часть денег, полученных от продажи лицензий, идет в рыболовное общество, которое на эти средства каждый год закупает и выпускает в воду мальков, печатает карты акваторий и проводит работу по охране рыбного хозяйства.

На каждой территории, на которую продается лицензия, есть свои правила, регламентирующие количество рыбы, которое можно взять для себя. Но главные принципы рыбалки неизменны для всех акваторий Аланд:

1. Всегда отпускать рыб меньше минимального размера, стараясь не повредить их. Минимальные размеры: щука - 50 см, лосось - 50 см, морской таймень - 50 см, судак - 37 см, лещ - 42 см, сиг - 35 см. (Фото 1.)

2. Разрешено брать для еды ограниченное количество рыбы. Например, только одну щуку в день на человека. Увезти с собой с архипелага можно тоже только ограниченное количество - две щуки.

3. Нельзя ловить с берега от 15.04 до 15.06, чтобы не мешать морским птицам высиживать яйца (!).  Рекомендуется отпускать всех щук, выловленных в мае-июне (период нереста).

4. Троллинг запрещен во внутренних водах архипелага (!!), сетями ловят только рыбные артели на специальных РПУ.2.jpg

Кто же следит за соблюдением этих правил? Оказывается, все владельцы прибрежных вод имеют на это право и очень серьезно подходят к этому вопросу, т.к. от этого зависит сохранение на Аландах хорошей рыбалки и, соответственно, туризма и доходов от него. Они организуют водные патрули, которые проверяют наличие лицензий и количество выловленной рыбы. В случае отсутствия лицензии, наличия слишком большого количества выловленной рыбы, неправильного способа ловли они имеют право отобрать лицензию и рыболовное снаряжение, в том числе и катер.

О бережном отношении к природе говорит и следующая, просто удивительная, на мой взгляд, информация. Оказывается, несколько лет назад местное общество рыбаков для изучения поведения рыбы выпустило в акваторию 700 помеченных щук. С помощью соответствующего оборудования, закупленного в Австралии, в район спинного плавника рыбы был вставлен специальный шестик-метка. Это позволяет контролировать все данные по каждой помеченной щуке (перемещение, режимы питания и пр.) и делать выводы об общей ситуации с поголовьем щуки. (Фото 2.)

Автору этих строк удалось поймать такую щуку размером 82 см на "счастливый" джерк от Агата Mr.Lucky. Надо было видеть радость и волнение гида, который, увидев шестик на спине рыбы, немедленно отрезал кусочек от него, что-то прочитал там, спрятал и по телефону сообщил о поимке своим коллегам. Через 5 минут ему перезвонили и сообщили, что эту щуку ловили 2 года назад в другой части архипелага, и за это время она прибавила в весе на 1,5 кг! Естественно, героиня была немедленно отпущена обратно для продолжения эксперимента. (Фото 3.)3.jpg

Местные рыбаки считают, что рыбная ловля на Аландах - это, прежде всего, спортивное удовольствие. Настоящие профессионалы тем и отличаются, что чаще всего отпускают всю пойманную рыбу (т.н. принцип catch & release). Но делают это они максимально осторожно (мы наблюдали это у наших егерей), стараясь не повредить рыбу.

На мой взгляд, на Аландах действуют простые и справедливые правила, которые хорошо бы ввести и у нас на Волге, однако это тема уже другой статьи...

О рыболовных гидах

Гиды на Аландах выполняют ту же миссию, что и егеря на наших рыболовных базах. Однако, в отличие от наших, во многом неумелых и часто пьющих, аландские гиды - настоящие профессионалы своего дела. Они владеют современными катерами (вместимостью, как правило, до 8 человек), отлично знают свою акваторию и особенности рыбалки на ней в зависимости от времени года. Все они - постоянные участники рыболовных соревнований, ежегодно проходящих на Аландах. Кстати, известных гидов, которые проводят на рыбалке до 200 дней в году, не так уж много, их услуги пользуются большим спросом, поэтому часто их заказывают заранее при бронировании коттеджей. (Фото 4.)4.jpg

Конечно, без гидов из-за сложности акваторий мы не смогли бы доплыть до тех сокровенных мест, где у нас были наиболее удачные рыбалки. Поэтому, на мой взгляд, стоит брать здесь гида хотя бы на один день, для того чтобы он показал вам все клевые места конкретной акватории и чтобы последующие рыбалки прошли более эффективно. Единственный недостаток гидов - это стоимость их услуг. Катер на день (до 17.00) оценивается в 400 евро. Хорошо, мы были в большой группе, и эту сумму можно было разделить на 8 человек...

Рыболовное путешествие по островам архипелага

Северная часть архипелага

Созвонившись со знакомыми рыболовами из Москвы, которые рыбачили в центральной части архипелага, мы узнали, что у них "тепло", вода достигает температуры 8 градусов, и клюет довольно уверенно щука до 3-х кг, но крупной пока нет. Мы поняли, что клюет пока местная "камышевая" щука, а крупная "морская" щука еще не подошла. Но все остальное вселяло надежду, поэтому, созвонившись с хозяевами базы Basto Hotel (расположенной на севере архипелага), мы ранним утром тронулись в путь.

Дороги на Аландах такие же прекрасные, как и во всей Финляндии, поэтому буквально за 2 часа мы пересекли половину архипелага и оказались в его северной части.

Водная акватория, на которой нам было можно ловить согласно купленной вновь лицензии, была очень перспективной: громадные заливы с максимальной глубиной до 1,5 метров в обрамлении густых камышей - идеальное нерестилище. Эти заливы соединялись с морем довольно узкой (не более 100 метров), но глубокой (до 10 метров) протокой. Так как акватория была нам понятна, мы решили не пользоваться услугами местных егерей.

Пока местные подготавливали нам лодки, неутомимые "смоляне" с берега умудрились поймать парочку щучек по 2,5 кг. Впечатлило.5.jpg

Мы решили разъехаться, чтобы не мешать съемкам фильма. Первый же мой бросок параллельно камышам не прошел даром: я почувствовал уверенную поклевку и серьезное сопротивление. Камера расчехлена и всегда наготове (ведь это первая щука на камеру!) - немедленно началась съемка. Однако при вываживании начинаю чувствовать, что как-то не так все идет. И действительно, видим у катера громадного леща (больше 4-х кг!), который по-честному схватил "в рот" немаленького "Бастера". Все свидетели этого события со смеху чуть с лодки не попадали: так ждали, такая хорошая съемка - и вдруг лещ... "Зато уже с рыбой, будет что приготовить вечером", - мудро заметил Игорь.

Начинаем перемещаться по заливу. Видим радостных "смолян", которые продолжают свою серию побед над "мастерами" - у них уже одна "пятерка" и поклевки. Неужели началось?.. (Фото 5.)

Однако рыбалка далее оказалась трудовой и в этом очень перспективном месте. Мы с Игорем за день честно прочесали всю акваторию, при этом выловили только 5 щук весом не более 3,5 кг. Такие же довольно скромные результаты оказались и у остальных членов нашей команды.

Вечером при "подведении итогов" мы отметили следующие тенденции: на привычных и любимых нами на Волге бровках местная щука отказывалась ловиться вовсе. Поклевки происходили при проводке джерка с меляка на глубину (до 2,5 метров), однако больше всего поклевок мы видели на глубинах от 70 см до 1,5 метра. Кстати, мои попытки соблазнить щуку на привычный твитчинг полностью провалились: "зубастая" категорически отказалась воспринимать воблеры как опасность, поэтому я так и не увидел на них поклевок.

Нас поразило полное отсутствие малька, белой рыбы в самых "сладких" по волжским меркам местах: в камышовых заводях, на бровках и пр.6.jpg

Очень удивило также полное отсутствие окуня на небольших глубинах. Мы много слышали о местном окуне, который на Аландах довольно крупный (до 1 кг). Здесь его ловят на легкий спиннинг, джиг и небольшие блесны. Как потом рассказали гиды, ловля окуня - благодарное занятие на архипелаге по двум причинам: это очень вкусная рыба (особенно в копченом виде), и ловится она хорошо все лето в большом количестве, когда другие рыбы от жары уходят на глубину. Однако именно весной, пока вода холодная, окунь сам уходит на большую глубину, сбиваясь в стаи, поэтому его можно взять только джигом под скалами.

На другой день мы также рыбачили в этих местах, однако решили выехать из заливов и прочесать акватории проливов почти рядом с морем. Там встретили знакомых москвичей, которые рассказали о пока безуспешных поисках морской щуки. При этом они обнаружили массу местной щуки до 3-х кг, которую ловили, увы, в нелицензионных районах. Воистину: нам, русским, закон нигде не указ. (Фото 6.)7.jpg

В этот день мы продолжали восхищаться фантастическими пейзажами проливов и каменных берегов и ловили ту же местную щуку, которая в большинстве случаев была еще в пиявках. Вечером мы узнали, что нашим друзьям москвичам все-таки удалось взять первую "десятку", которая клюнула на глубине 1 метр на каменной гряде в небольшом заливчике. Морская щука начала двигаться, однако большой активности пока не проявляла и в этом месте.8.jpg

Восточная часть архипелага

На третий день своих путешествий по архипелагу мы решили отправиться на самый восточный его остров - Varda. Там нас ожидал очень опытный егерь-швед по имени Mikael Lindholm, которого нам рекомендовали как очень умелого рыболова.

Дорога на восток оказалось такой же легкой и красивой, более того, мы дважды переплывали с одного острова на другой на пароме, что придавало нашему путешествию дополнительную экзотику.

От места загрузки нашей команды в два больших катера до заветного нерестилища оказалось совсем недалеко - не более 20 минут хода. И там нам открылся просто сказочный вид. (Фото 7.)9.jpg

Совсем рядом с открытым морем за коротким, но извилистым входом шириной метров 10 лежал залив - почти круглая 150-метровая чаша. Чаша имела три совсем разных берега: слева рос тростник с глубиной 1-1,5 метра у стенки, перед нами был протяженный мелководный участок с лесом, а справа начинались скалы, и глубина там была 1,5-2 метра. Поодаль находился второй похожий залив, но чуть поменьше.

Именно здесь мы нашли ту рыбалку, за которой сюда приехали, которую можно смело назвать весенней балтийской особенностью. В открытом море температура была 4-5 градусов, в заливе заметно теплее - до 9 градусов. Рыбу мы заметили практически сразу, на самом мелководном участке она выходила за приманкой, преследовала, проявляла интерес, но была, видимо, не настолько активна и агрессивна, чтобы реагировать на быстрый темп проводки.

Глубина, на которой находилась активная рыба, была меньше метра, а самые лучшие места - полметра и менее. Это накладывало некоторые особенности на выбор приманок, и мы начали эксперименты по подбору джерков в этих не совсем простых условиях. (Фото 8.)10.jpg

В частности, щука вообще отказалась от джерков с мелкой игрой типа слайдера, также щука не проявила ровным счетом никакого интереса к ныряющим дайверам, несмотря на то что они позволяли держать максимально медленный темп. Не очень возбуждали "зубастую" и поверхностные приманки.11.jpg

Оказалось, что лучше всего отзывается щука на широкий и достаточно резкий глайд с длинными паузами. Было не совсем просто "повесить" джерк на полуметровой глубине, чтобы он оказывался привлекательным на длинных (до 4 секунд) паузах.

Я довольно удачно ловил сначала на плавающих "Бандита" и "Бастера" "местной" фиолетовой раскраски, затем поменял их на джерки от "Агата", так как нас постоянно снимала съемочная группа, и надо было соответствовать моменту (Фото 9.). Больше всего мне понравились модели "Лаки" и "Коп".

В основном клевали щуки от 4 до 5 кг, самая большая - на 8,0 кг, поэтому для нас эта рыбалка стала хорошим подарком после довольно сложных предыдущих дней. (Фото 10.) Отловились все участники нашей команды, оператор отснял массу классного материала. Довольные, мы вернулись на катерах к машинам, а здесь нас опять ждал приятный сюрприз: нам накоптили свежую салаку, которая с голодухи (а мы были без обеда) показалась нам просто неземной вкусноты. (Фото 11.) А еще мы купили нежнейшего балтийского сига, которого после непродолжительной засолки съели уже следующим утром.

Южная часть архипелага

За два дня до отъезда мы решили попробовать рыбалку в южной части архипелага на острове Lemlfnd. Но, несмотря на присутствие двух гидов, рыбалка оказалась не такой удачной, как накануне. Сначала нас привезли в заливы, где камыш стоял совсем близко от серьезной (до 10 метров) глубины. Именно здесь совсем недавно гиды взяли несколько метровых щук, поэтому и нам предложили попытать свое счастье. Пару часов мы "полоскали" воду, однако безрезультатно. Так как у нас не было задачи поймать за целый день на всю команду одну большую щуку, мы поехали на местные нерестилища искать там контрастные места с выходом в глубину.12.jpg

Нерестилища оказались совсем недалеко, и там стандартные 2-килограммовые щучки начали ловиться стабильно. При этом отмечаем странную вещь: на нерестилищах идет возня в тростнике. После того как мы увидели, что пойманную щучку бок о бок сопровождает такая же "зубастая", сомнений не осталось: идет нерест. И это - несмотря на то что температура воды даже на нерестилище всего 4-5 градусов! (Фото 12.)

У щуки, видимо, от холодной зимы тоже все сбилось, и она стала нереститься в необычных для себя условиях. Даже местные егеря были удивлены этому факту. Одним словом, зима все карты спутала основательно, и не только рыболовам.13.jpg

Центральная часть архипелага

Последний день рыбалки мы должны были провести в центральной части архипелага с одним из лучших гидов Аландских островов по имени "super" Peter, который был давно знаком с Марисом, однако в предыдущие дни из-за своей популярности был занят. Эта рыбалка оказалась не только результативной, но еще и очень поучительной.

Утром подул сильный ветер, и когда мы приехали на воду, он был уже не меньше 10-15 метров в секунду. Я начал огорчаться, так как, на мой взгляд, при такой большой волне нам было бы очень сложно рыбачить. (Фото 13.)

Однако егерь был очень уверен в успехе и заявил, что ветер нам не помеха. Он рассказал нам про известную балтийскую поговорку "no wind, no pike" (нет ветра - нет щуки) и пообещал, что мы почувствуем правильность этого утверждения на себе.14.jpg

Мы быстро преодолели расстояние до заветных нерестилищ, которые представляли собой длинные полукруглые заливы с камышом по всей береговой полосе. Но перед этими заливами егерь подъехал почти к отвесной каменной стенке (очень любимой местными рыбаками).(Фото 14.)

Ветер, дующий параллельно берегу, и безобразные якоря не позволили нам качественно проверить этот свал, однако одну "пятерку" нам все-таки выловить удалось.

Потом мы перешли к рыбалке в заливе. Ветер дул прямо в угол залива и продувал его полностью. Так как якоря плохо держали лодки, мы попробовали приспособиться и сплавляться вдоль берегов, среди редкого тростника. Несмотря на все усилия и манипуляции с якорями и "парашютами" (у двух экипажей имелись такие приспособления) катера несло все равно слишком быстро, и ловить было не очень удобно. Тем не менее, за один проход мы поймали несколько щук .

Мы начали думать, куда ехать дальше. Однако егерь заявил, что никуда дальше не поедем, а будем снова проходить эти заливы, так как ситуация может поменяться каждый час. Мы стали сомневаться, ведь у нас так редко бывает.15.jpg

Однако все оказалось так, как говорил наш опытный егерь. По мере прогревания воды, которое проходило очень быстро, щука не просто активизировалась на уже "пробитой" нами акватории, она туда еще и массово подходила из глубины. Уже через пару часов часть залива прогрелась до температуры 8-9 градусов, и щука начала уверенно клевать на мелководье у самых камышей. (Фото 15.)

Вообще оказалось, что небольшое (на наш взгляд) изменение температуры имеет очень большое влияние на весенний клев аландской щуки. Подчиняясь инстинкту, она из глубины идет как раз в те места, где теплее хотя бы на пару градусов.

Представьте себе обширный полукруглый залив, в угол которого дует сильный ветер, продувая весь берег. Где будет самая теплая вода? Наш "волжский" ответ был категоричен: "нигде, все ветер перемешает, везде будет плохо, нечего тут и делать".16.jpg

"А вот и не так!" - возражал нам грамотный егерь. Ветер сгоняет все прогретую воду с поверхности залива в самый подветренный угол, как в горлышко бутылки. Самые спокойнее участки оказываются наиболее холодными, а вот в горлышке температура поднимается до 9-10 градусов. Это и привлекает сюда щуку. И это оказалось правдой, потому что наш экипаж вместе со съемочной группой стал очень удачно ловить как раз в этом углу, главное было закрепиться на сильном ветре.

Причем мы начинали проводку джерков с самой малой глубины (не более 0,5 метра), а лодка стояла на глубине не более 1,5 метров. Все поклевки шли с самого меляка, казалось иногда, что прямо из самих камышей. (Фото 16.)

Кстати, судя по атакам, щука пыталась приманки не столько съесть, сколько наказать. Особенно явно "бодались" приманки больших размеров, поэтому сходов с них было значительно больше, чем с малышей, которых щука прикусывала охотнее.17.jpg

Мы заметили также еще одну характерную особенность удачного места - его контрастность. Прекрасно работал контраст скал и илистого дна, в таких местах от скал вода сильнее прогревалась. Даже на отмелях лучше было искать контрастные участки. Илистое дно с пятнами травы и высокая прозрачность на мелководьях создают впечатление "леопардовой" воды. Если еще вода и теплее, чем вокруг, - тут будет щука.

Гид показал нам свою местную самодельную спиннинговую приманку - громадную "муху" с двумя тройниками. По его утверждению, такая снасть более уловиста, чем воблер или джерк, и именно с такой снастью он занимает первые места на ежегодных соревнованиях. (Фото 17.)

Кстати, по его мнению, наиболее интересная рыбалка на щуку бывает осенью, когда рыба активно кормится и повсеместно гуляет. Однако прошлый сезон из-за холодной зимы и летней жары был нехарактерен и осенью. Константин Кузьмин недавно рассказывал мне, что его прошлогодняя осенняя рыбалка в тех же местах также не очень удалась: в основном ловились, хотя и в изобилии, щучки не более 3 кг.

26-3-94-19.jpgМы много перемещались по акватории, общались с местными рыболовами и буквально влюбились в эти красивые лесные острова, спокойный и размеренный быт аландцев, которые стремятся сохранить не только свою природу, но и самобытность. Интересный факт: жители Финляндии с материка не могут купить землю на архипелаге, я уже не говорю об иностранцах. В то же время для местных она стоит очень дешево.

Преступность на архипелаге практически полностью отсутствует. Когда хозяин базы перевез 3 катера на неохраняемую стоянку около общей дороги, эти катера простояли там неделю без охраны в целости и сохранности - все вещи оказались на месте.

Подводя итоги нашей экспедиции на Аланды, можно сказать, что она более чем удалась. Рыбалка выдалась трудовой, но очень интересной, и успех ее напрямую зависел от техники, правильности подбора приманки и проводки.

Конечно, поймали мы, наверное, не так много, как предполагали, но зато в плане познавательном поездка выдалась очень интересной. Не сложись все так непросто в самом начале, не узнали бы мы и десятой доли балтийских особенностей, - это заметили даже те из нас, кто был на Аландах уже не в первый раз. Кроме того, Игорь Филиппов снял хороший фильм про джерки "Агат", прекрасно показавшие себя в "боевых" балтийских условиях. Фильм, я надеюсь, нижегородцы смогут скоро увидеть.