Главная > Статьи > Пьяна река

Пьяна река

11.jpgДмитрий Соколов

Пьяна - левый приток Суры. Общая длина - 436 км, из которых 423 река течет по девяти районам Нижегородской области. И само русло реки очень извилисто, но этого мало. Устье реки находится не так уж далеко от истока. За такие выкрутасы и прозвали реку Пьяной. С рекой связано не одно предание. Но самое известное - как в 1377 году под Сергачем от нежданной атаки нагайского войска погибло множество русских воинов. Причиной такой беспечности стала обыкновенная пьянка - так Пьяна получила подтверждение своего названия.

В конце 90-х посещал я Пьяну в районе Бутурлино довольно часто. В то время ловили мы с товарищами чаще на поплавочную удочку, чем на спиннинг, уловы были достаточно стабильны, но голавля в них не было - только сорожка, уклейка, окуни и редкие подъязки. Почти десять лет ловить на Пьяне не удавалось, все время находились какие-то другие рыбацкие маршруты. Но когда стали намечать очередной редакционный выезд и целью своей избрали голавля, то выбор реки из десятка вариантов сразу стал очевидным - Пьяна.

По разным причинам в этом редакционном выезде смогли принять участие лишь двое: Михаил и автор этого очерка. Август - сложное время для подобных мероприятий: все в отпусках, на природе, иные и за пределами нашей области... в общем, поехали вдвоем.

22.jpgВ принципе, охота за голавлем и не предполагает шумной компании. Два-три рыболова - вот рабочий коллектив на такого рода рыбалке. Всем известно, что голавль - рыба осторожная, а хороших мест на реке, где мог бы расположиться рыболов, не так уж и много.

Местом рыбалки выбрали участок Пьяны сразу за Перевозом. По слухам, мелкого голавля там было в этом году в избытке, ну а крупный... крупный голавль - это всегда большая удача, надежд на которую у нас было не так уж и много.

Первое впечатление от реки, к которой подъехала наша редакционная "четверка" - необычайная прозрачность воды. Чистые струи бежали по перекату, и в "поляроидах" было видно все: и колышимые водой космы зеленой нитчатки, и белые проплешины песка на дне, и рыбы, сновавшие прямо у самого берега. Кроме вездесущего малька были сразу замечены и небольшие голавлики, крутившиеся между стеблями подводной травы. Некоторое время мы просто наблюдали за жизнью "аквариума", успев отметить присутствие в реке красноглазой сорожки, полосатых окуньков и высокотелых рыб - густерок или подлещиков.

Вот такая же прозрачность воды и рыбоизобилие есть, вы не поверите, и на Волге. Только, к сожалению, не на нашей, нижегородской, а саратовской. Там тоже можно наблюдать за рыбой без всякого специального снаряжения - прямо с лодки или берега. Возможно, когда процесс формирования Чебоксарского водохранилища закончится, и вода значительно очистится, мы тоже сможем ходить в такие вот природные "аквариумы" на Волгу.44.jpg

Через несколько минут, вспомнив, что приехали ловить рыбу, мы стали налаживать снасти. Выбирая из дюжины спиннингов, я остановился на двух, приобретенных в свое время в нижегородской сети магазинов "Мир рыболова": Morethan Demon Hooker 86-LL 3-21 грамма и Norstream Stage 86-ML 4-21 грамма. Такой выбор был продиктован несколькими условиями.

Первое - небольшим весом воблеров, на которые мы собирались ловить. И с учетом только этого аспекта мы могли бы выбрать спиннинги и более легкого класса. Однако ловить нам предстояло с берега, часто в достаточно сложных условиях (когда мешают и прибрежные, и водные заросли), так что запас по мощности был необходим. Кроме того, справиться с голавлем от килограмма и более, на поимку которого мы в душе все-таки рассчитывали, такого рода мощными удилищами все же гораздо проще, чем ультралайтовыми. Рост обоих спиннингов - 2,6 метра - позволял делать забросы "из-за угла", обводя многочисленные водные и прибрежные препятствия.

16-52-5.jpgПерекат, с которого мы начали нашу с Михаилом рыбалку, "молчал", и после пятнадцати минут пристрелки мы двинулись вверх по течению для более подробного изучения выбранной акватории. Успешность рыбалки на такого рода реках обуславливается во многом количеством приемлемых подходов к воде. Бывают настолько заросшие прибрежной уремой участки, что пробиться к воде со спиннингом в руках не представляется возможным. Разумеется, наличие лодки, даже самой простенькой, существенно расширило бы наши возможности по облову симпатичных мест, но лодки у нас не было, так что оставалось надеяться на ноги.

Вскоре мы вышли на еще один перекат, на котором смогли расположиться вдвоем с достаточным комфортом. Здесь и случились первые поклевки голавля... и первые сходы. Некрупный голавлик выходил за воблером, бил в него, но, несмотря на наличие у каждой приманки двух острых тройников, почему-то не засекался и почти сразу сходил. Это было обидно!

Тогда вместо приповерхностных воблеров мы поставили "диповые", глубинные: Deep Cra-Pea Lucky Craft и Scorana LIVE Crank 40F. Вот они и дали положительный результат. Воблеры, идущие чуть глубже, голавлик атаковал уже более смело, в результате чего с одного места мы поймали несколько красивых рыбок, которых после короткой фотосессии сразу отпускали восвояси.

16-52-6.jpgПосле поимки пары-тройки голавликов клев прекращался, и мы шли выше по течению, облавливая интересные места. Так мы удалились от машины на добрых пару километров - слишком большое расстояние, чтобы спастись от нежданно налетевшей грозы. Интересное явление: сильный ветер дует в одну сторону, а грозовые тучи идут совершенно в ином направлении... прямо на нас. Дождевые костюмы были "предусмотрительно" оставлены в машине, так что нам ничего не оставалось, как забиться под листву прибрежных невысоких деревьев, отставить подальше графитовые спиннинги и отключить телефоны.

16-52-7.jpgИ если от молнии мы как-то оборонились, то от сильного ливня нам этого сделать не удалось: уже через пятнадцать минут "душа" мы были мокрыми - хоть выжимай. Но в сильном дожде есть своя прелесть - он быстро кончается. Отжав одежду, мы поспешили к машине и переоделись. Назад решили не возвращаться, а сходить вниз по течению.

Здесь снова были перекаты и более-менее глубокие участки реки, снова клевал голавлик и снова, к большому нашему сожалению, мелкий. Для того чтобы получше "обстреливать" акваторию, я поставил тонущий L-minnow-44. Данный воблер очень неплохо летает, а для береговой рыбалки этот факт - большое преимущество. Очень скоро воблер принес рыбу... но только не привычного уже голавлика, а жерешка, которого мы тоже постарались с наименьшими травмами снять с крючка и отпустили.

К сумеркам возвратились "на базу" - на перекат, возле которого стояла наша машина. Опытные голавлятники утверждают, что крупный голавль может проявить себя поздним вечером - на это мы и рассчитывали. Однако почти до полной темноты клевал все тот же мелкий голавлик, да и тот, будучи подсеченным, залезал в траву, за кусты, под нависшие над водой ветки - рыбалка из непростой становилась просто-напросто сложной, и мы решили ее прекратить.

На обратном пути делились впечатлениями, пытались делать какие-то выводы и строить планы. Сошлись во мнении, что для поимки крупного голавля Пьяны выезда на вечерку, конечно, мало. Надо посвятить этой замечательной реке хотя бы пару-тройку дней будущего сезона, чтобы она поделилась самым дорогим. Возможно, что в следующем году мы подобную многодневную вылазку за голавлем Пьяны и предпримем... Поживем - увидим.