Последний лед. Белая рыба
Валерий Сикиржицкий
Большую часть подледного сезона я предпочитаю ловить хищную рыбу: щуку на балансир или окуня на блесну или «балду». Но такая ловля требует множества лунок, а к весне лед становится толстым, и бурить его уже физически сложно. Поэтому в затяжные зимы часто заканчиваю сезон более пассивной ловлей белой рыбы на мормышку. При ловле на мормышку весной улов часто состоит из представителей нескольких видов. Остановлюсь подробно на трех из них.
Плотва
Не буду оригинальным и начну свой обзор рыб последнего льда с самого, пожалуй, популярного объекта мормышечной ловли. Основные наблюдения по этой рыбе таковы: если в течение зимы плотву далеко не всегда удается массово собрать под лункой и надолго задержать, то весной ситуация меняется в лучшую сторону. На тех водохранилищах, где приходилось ловить плотву, в конце подледного сезона она часто собирается в большие стаи, мигрирующие по акватории.
Выбрав интересный участок, я обсверливаю его либо в несколько рядов, либо хаотично, либо вообще в одну линию – это зависит от предварительной информации о нахождении рыбы. Обычно делаю около полутора десятков лунок с расстоянием 10–15 м. Затем все их закармливаю. Если глубина большая, то обхожу по очереди со специальной большой кормушкой, открывая ее примерно в полуметре-метре от дна. Если глубина 2–3 метра, предпочитаю лепить прикормочные шары, как в поплавочной ловле, и закармливаю лунку ими – 2–3 шара размером с апельсин на одну лунку.
После прикармливания начинаю обходить лунки с удочкой, фиксируя поклевки. Там, где их больше всего, могу сделать дополнительную лунку и обосноваться в этом месте надолго. В принципе описанная тактика относится не только к последнему льду, но и к ловле плотвы в целом. Свои особенности есть в дальнейшем развитии событий.
Как я уже говорил, весной плотва может собираться в довольно большие стаи. При этом она достаточно активна и обычно быстрее, чем зимой, отзывается на прикормку. Когда сразу удается попасть на стаю, то большое количество лунок и не понадобится – стоит уделить внимание нескольким, докармливая их в течение дня.
Если свои лунки не срабатывают длительное время, стоит пройти по водоему, поискать лунки старые. Весной они, как правило, не замерзают, разве что прихватываются коркой льда, легко пробиваемой ногой. Как-то в рыболовной прессе я даже встречал статью под названием «В будни по старым лункам». Смысл ее в том и заключался, чтобы после выходных дней отправляться на рыбалку с целью половить на закормленных лунках. Во-первых, уйдя с лунки, рыболов оставляет под ней большой количество непойманной рыбы, которая стоит на прикормке. Во-вторых, массово собраться рыба может не сразу, а лишь через какое-то время – даже тогда, когда ее уже перестали ловить. Вот поэтому и стоит иногда проверить старые лунки, если свои не сработали. Хотя такая ловля «в чужом огороде», конечно же, на любителя, и лично я предпочитаю найти и привлечь «свою» рыбу, но как особенность последнего льда данную возможность упомянуть стоило.
Весной есть свои нюансы и в плане насадок для плотвы. В это время я редко применяю традиционного мотыля, предпочитая использовать другие варианты. Одна из новых для меня насадок – манка. Открыл я ее несколько лет назад в конце марта.
После неудачной попытки поймать окуня на блесну, я присоединился к товарищам, которые на глубине около трех метров, недалеко от берега (лед был уже совсем плох, чтобы идти дальше) довольно успешно ловили плотву на эту насадку. Закормив всего пару лунок, отправился сначала по тем, которые предоставили мне товарищи. Либо поклевка, либо поимка рыбы случались сразу же после опускания мормышки с манкой на дно. Рыба попадалась часто, хотя и пустые поклевки имели место. Постепенно приспособился выжидать нужный момент для подсечки и делать небольшую паузу перед ней. Ловил только со дна, и поклевка, как правило, выглядела в виде поднятия кивка. Сначала плотва клевала некрупная – граммов по 50–60. Вскоре попался экземпляр посолиднее. Поклевка первой нормальной плотвы отличалась от предыдущих: вместо того, чтобы выпрямиться, сторожок закивал, постепенно сгибаясь. Одной из причин, которая вызвала поимку хорошей плотвы, было увеличение объема приманки. Когда я это понял, то стал делать галушки манки покрупнее – и в результате добился поимки еще нескольких неплохих плотвиц.
Все поклевки следовали только со дна, поэтому решил перейти со спортивной удочки на стационарную – с длинным кивком и подставкой в виде ножек. Мормышку также поменял на более крупную, выбрав 3-миллиметровую дробинку тусклого цвета. Прежней осталась только леска диаметром 0,08 мм.
К этому времени заработали и мои закормленные лунки, которые начали выдавать серии по 3–5 неплохих плотвиц до 150 граммов. Рыба клевала на манку очень охотно, а укрупнение приманки позволило отсеять откровенную мелочь.
И все же лучшей приманкой для плотвы я считаю репейник. Без всяких бутербродов – только личинки репейной моли, и всё. Мормышку под эту наживку подбираю с тонким крючком и длинным цевьем. Насаживаю на крючок обычно три-четыре личинки. Опустив приманку на дно, удочку держу таким образом, чтобы кивок немного сгибался под тяжестью приманки, но она при этом оставалась на дне. Если поклевки какое-то время нет, начинаю плавно поднимать мормышку от дна, совершая ей незначительные колебания. Затем снова опускаю на дно, и так несколько раз. В завершение надо пару раз сделать длительную проводку сантиметров на 50, затем контрольное опускание на дно – и можно переходить на следующую лунку.
Когда же одна или несколько лунок срабатывают хорошо, задерживаюсь на них подолгу. Бывали случаи, что весь улов за весенний день делался на 2–3 лунках.
Лещ
Схожую тактику и технику я применяю для ловли леща. Лещёвая рыбалка также начинается с обсверливания перспективного участка. Иногда прикармливанию предшествует промер глубин и дополнительное рассверливание – в том случае, если не попал на нужный участок с соответствующей глубиной и рельефом.
Ждать подхода леща на прикормку обычно приходится дольше, чем появления плотвы, а первым часто дают о себе знать небольшие «лаврушки». В этом случае я предпочитаю продолжить облавливание лунок на предмет поклевки именно леща. Ведь весна – благодарное время для лещёвой рыбалки, поэтому сейчас стараюсь не мелочиться, а искать и ловить именно хорошую рыбу. Надо отметить, что во многих способах ловли, в том числе и в зимней мормышке, я довольно четко делю снасти на «спортивные», дающие разнообразный, но, как правило, некрупный улов, и «трофейные», с помощью которых рассчитываю поймать уже крупную рыбу. Так и в ситуации с лещом: если бы ловил «разнокалиберных» представителей этого вида, то могла сойти и обычная спортивная удочка с леской порядка 0,08 мм и небольшой мормышкой, а вот для более крупной рыбы делаю другую снасть.
Удочка все та же – пенопластовая балалайка, но оснащенная уже леской диаметром 0,1–0,12 мм, крупной мормышкой порядка 4 мм и длинным кивком для ловли со дна. Иногда использую ножки-подставки. Форма мормышки – капля или дробинка.
Зачастую леща приходится искать, так как «высидеть» на конкретных лунках не получается. Тогда сверлиться надо больше и в разных местах. Чаще всего – на глубине.
Для прикармливания использую готовую магазинную лещовую смесь, например, Sensas 3000 Club Bremes, которая неплохо себя зарекомендовала и летом в фидерной ловле. Если есть возможность, то смешиваю ее с землей из кротовины, чтобы немного затемнить.
Проходя по лункам с лещёвой снастью, на каждой задерживаюсь обычно несколько минут, делая за это время 2–3 медленных подъема с длительными паузами. В отличие от плотвы, лещ берет не обязательно со дна – много поклевок у меня случалось на некотором расстоянии от дна во время покачивания приманки. У дна происходят, как правило, быстрые поклевки, когда рыба уже стоит на прикормке под лункой, а вы опускаете ей под нос мормышку. Часто лещ клюет сразу на опускании приманки на дно после подыгрывания – следует характерный для крупной рыбы толчок кивка вниз и последующее выпрямление.
Пока речь шла о предварительном облавливании закормленных лунок. За этим занятием можно провести весь день, перемещаясь от лунки к лунке и «снимая» подошедшую рыбу. Если же приехал на рыбалку на несколько дней, то для ночевки нужно выбрать наиболее перспективную лунку – где было больше всего качественных поклевок. Рядом с ней сверлю еще одну-две и устанавливаю палатку. Удочки также ставлю стационарно – на подставке или без нее, уже не подыгрывая ими постоянно. Однако и без внимания надолго не оставляю.
Спровоцировать рыбу на поклевку помогает не только подъем всей удочки, но и только кивка – периодически я поднимаю его указательным пальцем и сразу опять опускаю. Часто после этого и следует поклевка. Вероятно, во время вертикального движения приманки рыба просто успевает увидеть ее и, привлеченная движением, хватает.
Отличается от ловли плотвы и весенняя приманка для леща. Здесь обычно все ограничивается традиционным мотылем, иногда добавляю к нему опарыша. И тех, и других личинок для ловли выбираю самых крупных. Если использую только мотыля, то на крючок насаживаю 4–5 штук. Когда размер цевья крючка мормышки позволяет, то можно и больше – при этом есть надежда, что возьмет рыба крупнее. Хотя и на небольшую приманку часто попадаются хорошие лещи. Другое дело, что вытащить их бывает сложнее – из-за небольшого размера крючка часто случаются сходы.
Однажды, на одной из первых своих лещёвых рыбалок, после того, как я спустил очередную хорошую рыбу, ко мне подошел местный рыболов и подарил «правильную» мормышку для той рыбы, которую я стремился поймать. Была она свинцовой и выглядела как небольшая джиг-головка с огромным, на мой взгляд, крючком. Использовать ее для леща я, конечно же, не стал, но выводы определенные сделал – и теперь с приманкой не мельчу.
Карась
Информация о том, что на одном знакомом мне по лету пруду каждый год с наступлением весны со льда начинает клевать карась, была у меня давно. Разные источники сообщали об очень большом количестве рыболовов на льду водоема и о приличных уловах. Последние годы карась там летом попадался некрупный, поэтому я поехал туда не столько за самим уловом, сколько за экзотикой – чтобы поймать хоть одного, расширив тем самым список рыб, пойманных со льда. Однако по какому-то роковому стечению обстоятельств именно в этот день карась клевать перестал.
Более сотни рыболовов были равномерно рассредоточены по всему водоему, не давая таким образом ориентира для поиска. Глубина на водоеме изменялась несущественно, достигая на середине двух метров. Зная об этом, я просто избрал тактику пошагового облавливания старых лунок, которых на некоторых участках было насверлено по несколько штук на квадратный метр. Ледобур с собой, конечно, был, но он тут оказался явно лишним – для сверления иногда просто не было места.
Теорию ловли карася на зимнюю мормышку я немного знал – рассказали товарищи, которые на этом водоеме бывали. На крючке – мотыль или (и) репейник, приманка по возможности самая маленькая и проводка только в придонном слое. Однако почти до полудня поймать желанную экзотику никак не получалось. Наконец в одной сильно размытой лунке происходит уверенный подъем кивка! Пока успеваю схватить лежащую на льду удочку – рыба приманку выплевывает. Опускаю приманку на дно – и тут же кивок снова устремляется вверх, да так, что леска прямо провисает! Тут уже я не мешкаю – делаю своевременную подсечку и извлекаю из лунки своего первого подледного карася. Хотя карасем его можно было назвать только по видовой принадлежности – настолько мала была рыба. Таким исходом долгожданной поклевки я был сильно обескуражен, тем более что дальше лунка молчала. Пришлось продолжить поиск клевого участка, где можно было обосноваться для результативной ловли.
В итоге за несколько следующих часов я ничего «не выходил» и вернулся на «свою» лунку. Мормышка еще не успела дойти до дна, как кивок резво выпрямился. Еще один бойкий карасик оказался на льду. Здесь надо отметить, что второго я поймал уже на опарыша. Затем друг за другом выбросил на лед еще три карасика!
Получается, что большую часть дня я потерял на поиск активного карася, а нужно было просто остаться на найденной рабочей лунке. Таков был первый вывод, который я сделал о ловле карася со льда, по крайней мере во время его слабого клева. В этом случае тактика ожидания выигрывает у тактики поиска. Вероятно, на найденной мной лунке проходила рыбья тропа.
Отыскав поблизости еще с десяток лунок, закормил некоторые поочередно опарышем и мотылем и зарядил еще две удочки. Одну поставил с расчетом на бонус, насадив на крючок бутерброд. На нее и случилась следующая поклевка, очень запоминающаяся: кивок просто согнулся, а катушка установленной стационарно удочки начала вращаться, сматывая леску, как на жерлице. Хорошо, что я ее не зажал – поклевка могла бы закончиться быстрым обрывом или утаскиванием удочки. Но подсечь рыбу все-таки не удалось. Зато появилась надежда, что это был карась покрупнее.
Ну а мелочь продолжила клевать на рабочей лунке. Интересно, что все караси брали только со дна, как правило, бойко и уверенно поднимая кивок. Никакие подыгрывания, срабатывающие по другой рыбе, результата не давали – требовалось только ожидание подхода очередного активного карася и уверенной его поклевки. Таким был второй вывод о карасиной ловле со льда.
Ожидая реакции карася на прикармливание, периодически проверял закормленные мотылем и опарышем лунки. Все тщетно – поклевки почему-то были только на чистых лунках. В общей сложности таковых оказалось три. Но это уже третий вывод – прикармливание, по крайней мере животным кормом, по зимнему карасю не работает.
Ну, и повторную поклевку «бонуса» я все-таки дождался. На этот раз я был уже ближе к снасти и видел, как кивок полностью выпрямился, а затем резко согнулся, увлекая за собой удочку. Своевременная подсечка, ощущение неплохой рыбы на том конце – и обрыв мормышки. Таким образом, на первой зимней карасиной рыбалке пришлось довольствоваться лишь мелочью.
С карасями покрупнее довелось столкнуться уже на других водоемах. Некоторые из них из года в год, а точнее – от весны к весне – дают поклевки этой рыбы именно со льда. Вероятно, это связано с какими-то гидрологическими нюансами самих водоемов, а может, и с особенностями поведения местных карасей. Как бы то ни было, но главный вывод, который я сделал о ловле этой незимней рыбы – важно найти нужный водоем.
В описанном выше водохранилище карася настолько много, что ловится он в любое время года. Вероятно, причина – в здоровой конкуренции: кто меньше спит, тот больше ест. Но ловят эту зимнюю рыбу и на других водохранилищах, где карась достигает уже приличных размеров и отнюдь не так многочисленен, как на предыдущем водоеме. Здесь он периодически просыпается в длительные зимние оттепели и окончательно – с наступлением весны.
Предыдущие водоемы в принципе являются карасевыми – прудами, частично зарастающими и имеющими небольшую глубину. Наличие там карася, в том числе и на крючках зимних мормышек, частично объяснимо его «правами хозяина» в данном водоеме.
Похожие статьи
Где искать окуня?
Окунь - самый распространенный трофей рыболовов-зимников. Блеснильщик или "чертятник", который ловит окуня на знакомом водоеме не первый год, разумеется, знает: где в какое время надо искать полосатого хищника. А вот оказавшись на незнакомом водоеме, можно и растеряться: просторы большие, воды много, различных мест ...
Плюсы и минусы мелких мормышек
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Практика наших с супругой зимних рыбалок показывает, что размер и вес применяемых мормышек очень сильно влияет на результат ловли. Зависимость тут очень простая: чем мельче и легче мормышка – тем лучше клёв и выше улов. Правда, применение ми...
Морская безмотылка
Александр Зайцев
Фото автора
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №1 (72) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2019
Главный зимний водоем Нижегородской области – Горьковское море. При этом наиболее популярной снастью на этом водоеме была и остается удочка с безнасадочной мормышкой. Нюансов в ловле – масса. Сегодня св...