Плотва на мормышку и поплавок
Александр Токарев
Крупная плотва-сорога не всегда придерживается одних и тех же постоянных мест. Сегодня она стоит и жадно берет насадку на отмели с течением где-нибудь в устье речки, впадающей в водохранилище; завтра можно попасть на жадный ее клев на глубине шести метров в заливе или на русловом плато с небольшим течением. Случается ее выход в протоках и проранах между островами, иногда она берет почти у фарватера.
Но удержать ее на одном месте даже и хорошей прикормкой удается не всегда. Причем нередко найти плотву-сорогу случается не у дна, а почти вполводы, на опускании приманки вниз. Ближе к весне крупная плотва-сорога делается еще более непостоянной и торопливой в поисках свежей воды и корма. Лишь в устьях рек и ручьев, по которым ей вскоре предстоит подниматься в верховья на нерест, стаи сороги нередко скапливаются в большом количестве. И если рыбу не пугать шумом и ярким светом от множества рыбацких лунок, то в таких знаковых местах весенняя рыбалка может быть очень удачной.
В серые оттепельные дни рыба более привязана к одному месту, часто – неглубокому. Клев, пусть и не очень активный, может продолжаться в течение всего дня. В ослепительное яркоцветье солнечных дней ее можно найти скорее на глубине и в стороне от берегов. В такие дни сорога лучше берет рано утром и вечером, а иногда и ночью. В свое время, в пору легкомысленной и азартной молодости, когда нам случалось ночевать на льду в ожидании хватки судака или щуки, от нечего делать мы ловили сорогу прямо у костра под звездным небом… В палатке нам было скучно-тесно и не раздольно в шалом хмеле и восторженности от ледовых наших приключений. Мы выходили на лед и бурили лунки. С подсветкой фонариком нанизывали мочки мотылей и опускали мормышки в черноту лунок. В свете костра, горящего прямо на льду, при Луне и с фонариком кивки были вполне видны и загадочно напружинены. Сорога брала не часто, но иногда кивок стоящей удочки вздрагивал и плавно поднимался вверх. И тогда на леске висла сонная рыбина, упруго тяжелая и несогласно изумленная. Толчками поднимаясь с глубины, она, опомнившись, взрывалась яростью под лункой, но, взятая рукой, остывала уже на льду. Алые плавники шуршали по снежной крошке, а в серебристой живой еще чешуе мерцали лунные блики…
Снасти, насадка, прикормка
В отличие от жадной и торопливой бесшабашности мелких плотвичек крупная сорога довольно осторожна. В местах относительно мелких снасть должна быть по возможности миниатюрной. То есть сочетание некрупных мормышек из тяжелых металлов с тончайшей свежей и прочной леской – залог успеха в ловле этой миловидной рыбы.
Сейчас такую снасть выстроить гораздо проще, так как у рыболовов теперь имеются тяжелые вольфрамовые мормышки, удачно сочетающие вес и небольшой размер. Раньше с этим было труднее. Помнится, однажды в местечке, называемом «Тополя», на глубине шесть-семь метров волжского залива, вырытого земснарядом, нашел я стаю крупной сороги и в течение почти всего светового дня вываживал с одной лунки рыбину за рыбиной, с перерывами «на обед». Обурившие меня рыболовы ловили реже, и у них преобладала более мелкая рыба. Попав, видимо, на место, я путался с легкой оснасткой, долго опуская малую белую «дробинку» на изрядную глубину (тогда еще не было вольфрамовых мормышек, по крайней мере, в наших магазинах). К тому же мормышку поднимало пусть и небольшим течением, и я никак не мог зафиксировать длину лески, поскольку глубина «плавала». Дно словно приподнималось и опускалось. Но когда я поставил более крупную белую «шаровидную», поклевки стали реже, а потом прекратились. Не помог и крючок-«заглотыш», подвязанный выше. Сорога почему-то воспылала любовью и аппетитом к невзрачной белой «дробинке»…
Для себя я вывел правило: на глубине – тяжелая цветная мормышка внизу, легкая светлая, лучше серебряная, – вверху с дополнениями к насадке кембриков, бусинок и прочее. На мели – тандем мелкой светлой мормышки с крючком. Хорошо себя зарекомендовала комбинация серебристой мельчайшей вольфрамовой мормышки с таким же мелким японским серебристым крючком. Насадка – мотыль полукольцом или его головка на верхней мормышке или крючке, внизу – мочка мотыля или один мотыль полукольцом. Все зависит от «калибра» снасти. Мотыля можно сочетать с личинками репейной моли или чернобыльника, опарышем. Причем цветной опарыш иногда больше привлекает крупную плотву. Игра мормышкой должна быть плавной, с остановками. Прикормка на ходовой ловле не всегда уместна, хотя там, где рыба кормится относительно постоянно, возможна двухдневная или более длительная привада с помощью открывающейся кормушки или сетки с пшенной кашей, молотым вареным горохом, панировочными сухарями и с добавлением фирменной прикормки. Там же не исключены поклевки сороги на тесто и манную болтушку.
Для ловли в уловистом месте в течение дня лучше применять различные зимние смеси с добавлением различных ароматизаторов и прикормочных сиропов. Добавление мотыля в прикормку может дать положительный эффект только там, где не будут надоедать ерш и прочая мелкая настырная рыбешка.
В глубоких местах более логично применение поплавочной снасти в варианте классическом, а на сильном течении – с отводным поводком. Для глубины в 5–6 метров и при отсутствии течения подойдут легкие поплавки весом около грамма. Для глубин в 8–12 метров и при слабом течении используются поплавки весом два грамма. А для сильного течения при глубине в пределах шести метров применяются самые тяжелые поплавки весом 4,5 грамма. Здесь оснастка чаще всего выполнена в виде донки, то есть с отводным поводком. Иные виды поплавочной снасти здесь не подойдут.
Поплавки среднего размера хорошо работают как в режиме всплытия, так и при погружении. Их желательно покрыть лаком, что улучшает гидродинамику поплавка, и его проще очищать ото льда. Поплавки с красным верхом используются поздним утром и в дневное время. Для ловли в сумерках требуются белые поплавки.
Все эти поплавки имеют одну точку крепления при помощи силиконового кембрика, который на морозе не теряет пластичности, не ломается и не рвется. Для зимней ловли лучше всего применять темную леску, которая хорошо видна на снегу. Особенно это важно при ловле на больших глубинах, когда выбранная на лед длинная леска цепляется за льдинки.
В начале оснащения и огрузки не забудьте одеть кембрик на леску. А этот казус с кембриком случается довольно часто. Затем поплавок закрепляется на кембрике, и начинается огрузка снасти. Для зимы вполне подойдет способ огрузки в двух точках. Это – основное грузило и подпасок (грузило у крючка). Основное грузило составляется из набора дробинок или иногда на сильном течении ставится «оливка». Но набор из дробинок лучше тем, что дробинки работают еще и как противозакручиватель. Регулировка баланса между грузилом и подпаском делается опытном путем в аквариуме или в подобной емкости. И выбор подпаска – самая главная часть огрузки поплавка. Подпасок должен быть достаточно весомым, чтобы удерживать снасть на дне в местах, где есть течение, пусть небольшое, но при этом чутко показывать поклевку и прикосновения рыбы к наживке всплытием поплавка. Главная ошибка начинающих поплавочников в том, что они стараются ставить слишком легкий подпасок. При этом нарушается баланс между основным грузилом и подпаском. Теряется чувствительность снасти, поплавок не показывает поклевку. Средний вес подпаска для водоемов с небольшим течением – 0,4 г.
При слишком тяжелом грузиле и легком подпаске возникают такие проблемы:
1. Подпасок не удерживает снасть на дне.
2. Поплавок всплывает слишком медленно и не показывает поклевку.
3. Леска между подпаском и грузилом не вытягивается в прямую линию. Она парусит и выгибается течением.
Расстояние между грузилом и подпаском на течении – 20–30 см. В тихих местах – до полуметра.
Для поплавочной снасти я применяю основную леску 0,14–0,16 мм с поводком 0,1–0,12 мм и крючки № 18, чаще всего фирмы «Камасан». Понятно, что толщина лески и размер крючка зависит также от размера предполагаемой добычи. Но главное все же, на мой взгляд, в ловле осторожной плотвы – это миниатюрность снасти в любом варианте.
Нетрадиционная насадка
Иногда ловля плотвы-сороги бывает вполне удачной с применением совсем, казалось бы, не съедобных или странных насадок и наживок. Случилось так, что в одну из поездок на Чебоксарское водохранилище, ближе к весне, мы с товарищем забыли мотыля… Ну, вот не знаю, как так вышло – забыть основную наживку и причем сразу двум рыболовам одновременно… Может быть, съели чего накануне… И уже на льду пришлось нам чесать взмыленные после ходьбы по снегу наши затылки, дабы решить вопрос с наживкой. Не обратно же ехать?.. Решение пришло быстро, так как уже и ранее были попытки ловить на… пенопласт. В этот раз шарики пенопласта смазали еще и сыром. Плотва клевала. По крайней мере, наловить живцов для жерлиц смогли. А когда расширили отверстия в шариках, чтобы они смогли двигаться на крючке мормышки, то стала попадаться и более крупная сорога. Мормышки, видимо, заработали в режиме «безмотылки», где шарик из пенопласта стал активным элементом приманки, привлекающим своим движением и шорохом крупную рыбу.
Другой случай помог мне открыть новую наживку для ловли сороги, которую, правда, больше никогда впоследствии не использовал, видимо, из-за брезгливости. А сейчас, похоже, и вымерли представители породы домашних насекомых, о которых и пойдет речь…
В этот раз на ловле щуки жерлицами мне нужна была именно некрупная сорожка для живца. Я пробурил уже не один десяток лунок, но мелочи не было, словно вымерла она. А скорее всего – разогнала, видимо, щука всю мелкую рыбешку. И тут со стороны правого берега ходко и торопливо гости заявились. Два местных рыбачка. Рыболовы, не поздоровавшись, сразу уселись на мои готовые лунки, из которых я так ничего и не выудил. Меня перекривило в злорадной усмешке: ну-ну, мол, давай-давай, шустрые. Сидеть вам здесь и ОРЗ ловить. Не чета вам асы сиживали... Но что это?! То один, то другой удочкой поддернет... Бойко, как и шли, пришельцы вовсю принялись ловить мелкую густерку и сорожку. Как раз годную на живца. Терпел я, терпел, менял лунки, импровизировал с мормышками, и наконец не выдержал. Подхожу к ним, а самого опять кривит, но только теперь от унижения.
– Ребята, на что лаврушку дергаете?
Они что-то там руками поерзали, прикрываясь, и отвечают:
– Дык, на мотыля. Во, гляди.
И показывают спичечный коробок, в котором тихо лежали усопшие личинки комара-долгунца, дергунца, толкунчика ли (по Сабанееву), несимпатичные такие, позеленевшие.
Ничего не поделаешь – берегут секрет мужики. Не стоять же у них за спиной, дыша в затылок. Отхожу от них, злой больше на себя. А местные крохоборы, бросая на меня взгляды, быстренько смотались и перекинулись метров за сто, опять же к готовым моим лункам. Смотрю, и там теребят что-то серебристое, с ладошку и поменьше. Иногда и крупная волжская сорога блеснет на солнце. Но ее не бросают на лед, а убирают под себя – в ящик. А я болтаюсь по лункам, проверяю и те, где только что ловили соседи. Впустую... Раздраженно сковыриваю "химчулком" комок смерзшегося снега, а из него вдруг вываливаются обыкновенные тонконогие тараканы. Три штуки. Вот оно что!.. Похоже, этой ночью у ребят-соседей было тараканье сафари. Преодолевая брезгливость, насаживаю одного таракана на крючок и опускаю в ближайшую лунку. Триньк! – сразу и весело стукнуло по кивку. Сорожка! Еще одна, еще!.. Пока тараканы не истрепались, сорожка с готовностью и какой-то лихостью набрасывалась на мормышку, но едва нацепил мотыля, последовала неуверенная пустая поклевка, словно по инерции, а затем все прекратилось. Ладно…Живец есть – и на том спасибо. А щучья рыбалка удалась в этот день на славу…
Похожие статьи
Где искать окуня?
Окунь - самый распространенный трофей рыболовов-зимников. Блеснильщик или "чертятник", который ловит окуня на знакомом водоеме не первый год, разумеется, знает: где в какое время надо искать полосатого хищника. А вот оказавшись на незнакомом водоеме, можно и растеряться: просторы большие, воды много, различных мест ...
Плюсы и минусы мелких мормышек
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Практика наших с супругой зимних рыбалок показывает, что размер и вес применяемых мормышек очень сильно влияет на результат ловли. Зависимость тут очень простая: чем мельче и легче мормышка – тем лучше клёв и выше улов. Правда, применение ми...
Морская безмотылка
Александр Зайцев
Фото автора
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №1 (72) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2019
Главный зимний водоем Нижегородской области – Горьковское море. При этом наиболее популярной снастью на этом водоеме была и остается удочка с безнасадочной мормышкой. Нюансов в ловле – масса. Сегодня св...