Нижегородцы в Астрахани
Дмитрий Соколов
Ну и что тут такого удивительного? - спросит просвещенный читатель, увидев заголовок. Нижегородцы в последние годы ездят в эту далекую Астрахань ну с чуть меньшим постоянством, чем в тот же Василь или на Усту... К примеру, один из участников нашей маленькой экспедиции (назовем его Игорь) ездил на рыбалку в Астраханскую область около 30 раз. Трое других - поменьше, если каждый в отдельности, но все вместе, - намного больше. Так в чем прикол? В чем новизна ощущений?
А суть состоит в том, что эта вылазка была не на рыбалку по открытой воде, как обычно. Она была на рыбалку со льда, что для нижегородцев является, конечно, экзотикой. Впрочем, наблюдательный читатель уже понял по первым фотографиям то, что я довольно коряво пытаюсь объяснить словами. Простите мне этот грех, перехожу к делу.
На путь "туда" с учетом коварной зимней дороги отводилось порядка 20 часов. И все, включая бессменного водителя Вадима (которого иногда еще почему-то называли Вано), сильно удивились, когда прибыли в приграничное село М. уже через 17 часов. Даже с учетом прекрасных ходовых качеств "Кукурузника", как ласково называли мы наше средство передвижения, это было близко к летнему рекорду. Ведь дорога "туда" заключается отнюдь не только в преодолении долгих полутора тысяч километров. Она заключается еще в довольно частых дорожных постах с разной степенью дружелюбия настроенными служителями закона; она заключается в остановках для принятия пищи и для заправки... ну и т.д. и т.п.
В общем, мы были несколько обескуражены, когда уже к раннему утру были на месте. Первый день предполагался днем обустройства: ну там, приехать, найти ночлег, расположиться, хорошенько выспаться с дальней дороги и уж потом... Ничего подобного не произошло. Обустройство на постой случилось за каких-то пару часов, и нам ничего не оставалось, как приступить к главной части нашей поездки - рыбалке.
По правилам жанра я должен посвятить вас в особенности местной географии, чтобы вы смогли полнее представить себе картину, на фоне которой развернутся дальнейшие события. Итак, место событий - волжская пойма. Еще каких-то 40 километров, и начинаются знаменитые каспийские раскаты - огромные заливы Каспия, забитые всякой-разной рыбой.
Эх, буквально лет 7-8 лет назад я писал "буквально забитые рыбой" о заливах верховьев нашего Чебоксарского водохранилища. (И, кстати, имел на это полное право, поскольку в той же Каменке или Разнежье без труда ловил до десятка полноценных щук за выезд.) И что? А то, что нынче от этого рыбоизобилия в наших краях почти ничего не осталось, в чем я отчасти виню себя и своих неуемных коллег по перу. Хотя это шутка. Наверняка есть более веские причины, чем серьезный рыболовный прессинг.
Однако вернемся к нашим астраханским делам, оставив на время дела нижегородские. На участке, где нам посчастливилось остановиться и провести три восхитительных рыбацких дня, протекало несколько главных и множество "второстепенных" проток. Все они были разной глубины, но текли, конечно, в одну - южную - сторону, так что заблудиться даже в таком изобилии водных артерий было просто невозможно. Первой жертвой нашего нижегородского нашествия на Астрахань стал местный окунь.
День окуня
Первым поймал окуня Игорь - наверное, самый беспокойный участник нашей экспедиции, который хотел ловить сразу все и везде: поставить жерлицы, поблеснить окуня, погонять тарань, надыбать красноперку, "завалить" буффало, "дернуть" щучку на балансир, потаскать воблу, - человек с такой энергией мог бы возглавить и легко справляться со всей нашей рыболовной промышленностью. Самое интересное, что рыба как таковая нам не была нужна. Ну, хотелось привезти домой некую экзотику, но мысли притащить домой прицеп рыбы не было... наверное, потому, что не было как такового самого прицепа.
Нет, этот окунь не был великаном. Но клянусь, такого вот окуня весом в 250 граммов называют "крупным" и на Горе-море, и на Чебоксарском водохранилище, и уж тем более на втором Щелковском пруду.
За этим окунем последовали и другие, настроение, и без того неплохое, улучшалось с каждой минутой. Брал окунь в равной степени неплохо и на блесны, и на балансиры.
Та фотография, которая послужила началом нашего очерка, отражает момент поимки Романом очень приличного - за 700 граммов - горбача. Рыболовы любят придумывать про себя всякие байки и небылицы, но вот сейчас, в минуту откровения, я вам признаюсь: таких окуней, какой попался моему товарищу в красной куртке, я ловил всего два раза в жизни. И было это, к сожалению, довольно давно.
Ну, тут, конечно, зависть, поздравления, опять зависть, обещание больше не брать счастливчика на рыбалку и прочая фигня, которая говорится в таких случаях. Все, кроме триумфатора, сразу кинулись к своим лункам, чтобы хоть как-то реабилитироваться. В результате махали блеснильниками с таким усердием, что смогли изловить не только очередной десяток хорошеньких окуней, но и несколько щук.
Самую крупную изловил на балансир Игорь. Наверное, здесь надо пару слов сказать о самом месте ловли. Рельеф - мечта рыболова. Вот смотрите. С севера идет неширокая протока, и в "нашем" месте глубина ее меняется с 4 метров до 8. Ну, собственно, уже повод для того, чтобы попытаться ловить здесь рыбу. Так, мало того, именно в этом месте благодаря прихоти Природы влево и вправо от протоки уходят два "кармана" - неглубоких залива. Короче, был бы окунем - жил бы на границе ямки и залива. В залив зашел - поел малька. Скучно стало - по ямке прогулялся. По заверению моих товарищей осенью эта ямка буквально забита щукой. Но зимой - увы. По краям некрупная щучка стояла, но чтобы полупудовые "крокодилы" вылазили из лунки и требовали "Рапалу" - такого не было, врать не буду. В общем, окуневый рай.
Клевал, кстати, полосатый отнюдь не постоянно. Вот выход, окунь берет один за другим, и кажется, что это счастье будет длиться вечно. И вдруг что-то происходит там, под водой, и ситуация с клевом меняется. Был окунь - и нет окуня. Лед нетолстый, сантиметров 30, так что бурить новые лунки несложно. Начинаешь прыгать из стороны в сторону от уловистой лунки, перебираешь приманки - но все тщетно: окуня и след простыл. А ведь его в протоке полным-полно, и он не спринтер, чтобы взять и сдернуть метров на 50 или 100. Просто отошел к травке, затихарился и делает вид, что презирает "Рапалу" и ненавидит "Куасамо". Но вот новый выход - и рыболовный праздник начинается с новой силой.
И вдруг происходит неординарное даже для этой неординарной рыбалки происшествие. Игорю попадается окунь, изо рта которого вместе с балансиром торчит голова рыбы-иглы. Знаете, может, для астраханских рыболовов такое зрелище и вполне рядовое, то вот для нас оно оказалось изрядно интригующим, и мы делаем десяток снимков рыбы-"белошвейки" и, вытащив ее всю, отпускаем... уже без окуня, разумеется, размер которого нас вполне устраивает в гастрономическом плане.
Постепенно клев ослабевает, а мы решаем по пути к машине сделать крюк и проверить еще пару известных мест, где может быть как хороший окунь, так и "бель". Вскоре мы выходим на местных рыболовов, снасти которых поражают нас своей простотой, если не сказать примитивизмом.
Представьте конструкцию: в палочку вбиты два гвоздика - это мотовило. К толстой леске привязана небольшая джиг-головка, на которую надевается не то тюлька, не то уклейка - из-за размера трудно понять, а штатного ихтиолога мы с собой, каемся, не взяли. И вот на эту снасть за каких-то полчаса до нашего прихода три местных мужика ловят полмешка окуня.
Пока мы пытаемся вникнуть в тайну их успеха, клев стихает, мужики грузят мешок на свой немудрящий транспорт в виде мотороллера с кузовом - и уезжают на ужин. Проработка старых и "копание" новых лунок ничего не дает - окунь наелся и ушел спать.
Пора двигаться к ночлегу и нам. По пути фотографируем еще одну экзотику: гнездо редкой синицы - ремеза. Висит такой шарик из пуха и перьев на веточке, а весной самка высиживает в этом вечно качающемся "воздушном шаре" своих птенцов. При чем здесь рыба, спросите вы? Наверное, ни при чем, но ведь интересно же?
День густеры
Второй день был днем густеры. Сначала прошли на новую глубокую яму и попытались ловить на резком фарватерном свале с 2 до 14 метров. Такая ловля мне, честно скажу, никогда не нравилась. Вот спиннингом в таком месте - любо-дорого, сразу понимаешь, насколько крутой свал и где находятся небольшие уступчики. А зимой? Вот лунку пробиваешь - 3 метра глубины. Начинаются поклевки густеры. Но мелкой. По логике вещей надо перебраться поглубже. Делаешь два шага в сторону фарватера, буришься и.... не находишь снастью дна: мало того, что глубже метра на три получается, так еще и тек такой, что сносит любой "шарик".
Было и еще нечто неприятное в этом месте. Из Астрахани приехали трое багрильщиков и азартно "ловили" сома. Даже не сома, а сомика, поскольку самый крупный, из нами виденных, едва потянул на два килограмма. Долго размышлял: предлагать ли к публикации в этом очерке фото залитого кровью снега с израненными рыбами? И решил, что не стоит портить настроение ни себе, ни вам.
Багрение в этих местах, кстати, на полном серьезе называется "рыбалкой". Людей, выживающих любым путем в этих диких местах, понять, наверное, можно, но нам "такой хоккей" был совершенно не нужен, так что пошли на вчерашнее место.
Окунь клевал недолго. Но нас окончание клева полосатого ничуть не огорчило, поскольку сразу было решено переключиться на густеру. В ход пошли тяжелые мормышки, отводные поводки и червь, которым Вадим в достаточном количестве запасся еще в Нижнем.
Первой нашей добычей стали ерши. Размер впечатлил, так что несколько "колючек" мы взяли с собой на уху.
Вскоре на ароматный запах червя (господи, что я говорю!) подошла упитанная, до 300 граммов, густера. И понеслось! Только мормышка достигала дна, как сторожок уже "дробило" и сгибало под тяжестью повиснувшей рыбы. Нет, конечно, не каждая поклевка давала результат. Но и то, что было, можно с успехом назвать настоящим рыболовным праздником! Вот так бы в Бармино порыбачить... или на Суре...
В общем, нам стоило немалых усилий заставить оторвать себя от ловли рыбы. Ну и куда столько? И так еле унесли! Спасибо напарникам, взявшим с собой в поход пластиковые санки, без них путь к машине мог бы уничтожить значительную часть того превосходного настроения, в котором мы пребывали.
День красноперки
На третий день мы получили информацию, что некие местные мужики хорошо ловят красноперку в одной из проток. Ну как было не заняться красноперкой? Это было бы настоящим преступлением! Та красноперка, которая ловится у нас, ненадолго может увлечь азартного рыболова. В Каменке иногда эта рыбка подходит по последнему льду почти к самому берегу, но, увы, красавица в 150 граммов уже называется здесь "крупной", куда чаще попадаются недомерки в 50-70 граммов. В Разнежских лугах ситуация чуть лучше, а в Михайловском и Василе иной раз можно попасть на стаю вполне отличной рыбы - до 300-400 граммов. Но случается такое, увы, крайне редко и чаще по тому самому льду, который уже не обещает удовольствия, а грозит реальной опасностью искупаться.
Нашли мы рыбу далеко не сразу. Сначала были пробурены по десятку холостых "контрольных" лунок, и только потом мы набрели на небольшой тростниковый островок, где жила эта красавица. Небольшая глубина позволяла ловить довольно легкой мормышкой с толстой леской. Но и эта, по нашим меркам, толстая леска зазвенела, когда в мрачноватой глубине кто-то позарился на моего червяка. Полминуты вываживания - и я достал из лунки мормышку с разогнутым крючком. Без червя, понятное дело, - он достался крупной рыбе в награду.
Впрочем, горевать было некогда, поскольку из той же лунки, как снаряды из пушки, полетели красноперые слитки, засевая своими кувыркающимися телами лед, - это началась настоящая охота за одной из самых красивых волжских рыбин!
Вперемешку с красноперкой попадался и окунь. Да и вполне приличного размера. Но кого он в тот момент интересовал? Вот уж мы начали заедаться - что правда, то правда. На малой родине вытащишь окуня в 500 граммов и давай хвастать знакомым, мол, я окунищу завалил. А здесь попадется такой наряду с красноперкой и ругаешь его: зачем взял, почему у красноперой подруги наживку отнял?!
А вот редкой вобле были рады. Собственно, на нее мы как раз здорово и рассчитывали, но со сбросом воды с Волгоградской плотины течение усилилось, и с привычных мест вобла куда-то сорвалась - мы найти не смоги, как ни пытались. Сопротивляется вобла, пожалуй, не хуже красноперки, так что ловить эту рыбу даже небольшого размера довольно приятно. А уж про гастрономические ее качества и говорить, конечно, не приходится.
Кстати, и красноперка оказалась ничего себе на вкус в вяленом виде. Хозяин нашего постоя угощал такой рыбой, и нам четверым она пришлась по вкусу. Вот жарить и варить не рискнули, памятуя об особом "тинном" запахе красноперки. А, может, и зря?
Когда кучка рыбы перед каждым из рыболовов значительно подросла, нашей добычей стал интересоваться самый грозный хищник тамошних мест. Нет, это не лисица и не волчица, и даже не белохвостая орлица. Это... норка. Да-да, самая обычная норка, которых и в наших местах живет немало. Но у нас эти животные ведут достаточно скрытный образ жизни, а здесь... Вот скажите, сколько надо съесть маленькому зверьку размером с не самую крупную кошку, чтобы насытиться? Не знаете? Так поверьте мне на слово: ей надо мешок рыбы! Да-да, это не шутка. Норка таскала рыбу до тех пор, пока мы не стали собираться домой, пытаясь спасти хотя бы часть улова!
Причем сразу установились пристрастия млекопитающего: если окуня она брала только из удобной, ближней к себе, позиции, то красноперку явно предпочитала, причем старалась урвать ту, что покрупнее. До кормления животного с руки дело не дошло, хотя с шумовки - было дело, контакт с представителем дикой природы налаживался буквально на глазах.
Однако надо было собираться домой. Новые впечатления были получены, новая рыба в приятном количестве поймана, новые рыбацкие версты пройдены. Кстати, о верстах. Всю обратную дорогу за рулем был все тот же Вадим, за что был в шутку прозван "Железным дровосеком". Мои друзья наверняка вернутся в эти края уже в апреле, чтобы азартно таскать мощного жереха, выискивать судака по ярам и ездить за щукой на самые-самые раскаты...
А буду ли я когда-нибудь еще в этих краях - не знаю. Ведь "в мире столько мест, где я еще ни разу не был". Но то, что зимняя рыбалка в Астраханских краях запомнится навсегда, - это точно. Ведь это те впечатления, которые даже не с чем сравнивать.
Компания нижегородских чокнутых рыболовов благодарит за приют и помощь в организации рыбалки своих астраханских друзей: семью Серика Мухамбетова и главу местной администрации Хамзаева Сансызбая Исмагуловича и желает им доброго здоровья и отличного настроения!