Горе-море после замора
Александр Зайцев
Зимняя рыбалка на Горьковском море в последние годы сильно изменилась. А все потому, что два года подряд там гибла рыба. Вспомним грустное прошлое, когда жарким летом 2012 года на Море случился массовый замор рыбы. С августа по сентябрь по всей территории водохранилища было зафиксировано дикое количество мертвой рыбы, прибитой к берегу. Про обилие лигулезного леща, рассекающего поверхность воды, и говорить не приходится. Трудно представить, что тогда творилось на дне, ведь далеко не вся мертвая рыба всплывает!
Основных версий гибели было несколько: что рыбу отравили люди; что виноваты цветущие сине-зеленые водоросли, выделяющие в воду токсины; и третья версия – что одно негативное явление наложилось на второе. Так или иначе, но рыба погибла, а в происшествии так и не разобрались, виновных, как это часто бывает, не нашли.
Все мы, любители зимней ловли на водохранилище, с опаской ждали очередного сезона, и опасения подтвердились – зима 2012–2013 годов на Горе-море выдалась на редкость безрыбной! Нет, какую-то рыбу все равно ловили, но это не шло ни в какое сравнение с рыбалками предыдущих лет. Даже от завсегдатаев водохранилища нередко приходилось слышать: «Да ну его, это Море, чтоб еще раз туда поехал!» Окуня и берша стало мало, судак практически пропал, появилось много мелкой плотвы, а крупной, напротив, стало очень мало. Трудовой рыбой стал даже вездесущий ранее «фестиваль».
Беда не приходит одна. В конце лета 2013 года на Горьковском водохранилище снова случился замор, только на этот раз не такой масштабный и освещаемый в прессе, как год назад. Подледная рыбалка стала еще сложнее.
И тем не менее я считаю для себя этот водоем лучшим для зимней рыбалки. С мормышкой или балансиром за сезон твердой воды посещаю его чаще других. В этой небольшой статье мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями и некоторыми выводами о том, где и как сейчас ловится зимняя рыба на Горьковском море.
Окунь
Окунь всегда был рыбой №1 для Горьковского водохранилища. Но так ли это сейчас? После двух заморов подряд окуня на Море сильно поубавилось. Ведь несмотря на свою повсеместную распространенность, окунь довольно прихотлив к состоянию воды, да и в целом слабо живуч. Вспомним пример с зимними жерлицами – самый первый в канне с живцом всегда засыпает окунек.
Последние два сезона подледной рыбалки «морской» окунь перестал быть основной добычей рыбаков. Времена, когда он ловился в изобилии, прошли. Если вспомнить прошлый сезон, то хорошим уловом окуня, привезенным с Горя-моря, похвалиться мог далеко не каждый. Окуня просто не находили, потому что его стало мало, он оказывался сильно локализован, и место такой локализации за короткий световой день не всегда удавалось найти. Полосатый хищник практически перестал встречаться на годами проверенных точках, особенно это касалось прибрежной зоны водохранилища и небольших глубин. Если он там и попадался, то в большинстве случаев это были единичные экземпляры, а не «выходы» стайной рыбы.
Находили окуня в приятном количестве в основном на относительно глубоких местах: от 4 до 6 метров. В большинстве случаев ловля полосатого происходила посередине Моря, ближе к «третьим гривам». Окунь в отдельные рыбалки попадался крупный, но вся рыба была трудовой. На балансир практически не брал, предпочитая больше безнасадочную мормышку. Впрочем, несколько морских горбачей балансир мне за зиму все же принес.
Еще одна заметная особенность – окунь стал тяготеть ближе к участкам со слабым течением. Если вспомнить все удачные рыбалки по этой рыбе за прошлый сезон, то все они происходили в местах, где немного «потягивало». Возможно, на более свежую воду ушла тюлька, а, может быть, окунь сам по себе ушел с «непроветриваемых» мест – можно только догадываться.
Найденного полосатого приходилось подолгу соблазнять на поклевку при помощи безнасадочных мормышек. В качестве приманок использовались довольно тяжелые «гвоздешарики» – порядка 0,7–0,8 граммов. Рыба вела себя очень капризно, ее нужно было подолгу выдразнивать, применяя самые изощренные проводки.
Планка по улову по сравнению с прошлыми годами сильно упала, но я был рад и тем окуням, каких удавалось поймать. Ловил и удивлялся – как вообще может выжить рыба в той ядовито-зеленой массе, которая каждое лето покрывает водоем?
Теперь о перспективе очередного зимнего сезона. Я специально съездил на Горе-море этой осенью со спиннингом на разведку – и у меня создалось впечатление, что окунь стал снова возрождаться, поскольку «матросня» до 100 граммов ловилась повсеместно и на любую приманку. Попался и шикарный килограммовый горбач. Все это дает нам надежду на возрождение крупнейшего водоема Нижегородчины.
Судак и берш
С этими водными обитателями Горьковского водохранилища я знаком не так хорошо, как с окунем, но с уверенностью могу заявить, что судак и берш пострадали от последствий замора сильнее других видов рыбы.
Поскольку я не занимаюсь ловлей берша на тюлечные снасти, то не дам о нем конкретики. Но по рассказам знакомых рыбаков, практикующих эту ловлю, совершенно ясно, что уловы этой рыбы заметно сократились.
А вот с морским судаком я неплохо знаком лично. Еще до замора каждую весну любил поискать его с балансиром. Ездили в Сокольский район, рыбу находили на типичных мормышечных местах в коряжнике, а не на глубинных бровках. Хорошие бывали рыбалки, но теперь это только воспоминания.
Ряд безуспешных рыбалок с балансиром на Горьковском водохранилище с прицелом на судака в течение двух последних лет для меня стали реальным огорчением. Не стало тех рыбалок. Слухи о хороших уловах судака на Море в прошлом году проходили очень редко, да и то не из «стопроцентных» источников. Сам не наткнулся на клыкастую рыбу ни разу. По судаку ситуация сложилась хуже некуда, но, может быть, в грядущем сезоне что-то изменится к лучшему?
Плотва
А вот с клевом мелкой плотвы на Море прошлой зимой было веселье! Рыболовы ловили рекордные объемы некрупной сорожки в нетипичное для нее время – начиная с первого льда. Да и в позапрошлую зиму мелочи было много. Что случилось, откуда ее столько взялось?
Возвращаясь к былым, «дозаморным» временам, вспомним обстановку с сорогой на море – мелкой не было практически совсем! Плотва по большей части ловилась товарная. Ее нужно было искать, уговаривать, но оно того стоило – лески трещали! А что теперь? Мелочь! Много мелочи. С одной стороны, это хорошо, подрастет. Но тогда где та самая крупная плотва, которая ловилась, бойко загибая сторожки? Думается мне, что ее уже нет…
«Фестивальная» сорожка клевала на море везде – от Буревестника до Шомохты. И везде был примерно один размер – 70–120 граммов. Рыбки за 150 уже считались бонусами, а рыбки за 200 – настоящей наградой. Конечно же, попадались и более крупные экземпляры. По последнему льду удавалось добыть даже полукилограммовых сорожин, но в порядке большого исключения. Попасть на системный клев крупной сороги стало большой редкостью. Приходилось много искать, старые точки не срабатывали, везде в интересных местах была одна мелочь. Все наработки летели к черту, приходилось делать новые.
Но и мелкой плотвы наловить можно было не всегда и не везде. Из особенностей хочется выделить тот факт, что практически из всей пойманной некрупной плотвы текла «зеленка». По виду эта гадость сильно походила на эти самые сине-зеленые водоросли, что губят рыбу в жару. Может, зимой они оседают на дно и становятся пригодны для корма? Но тогда почему в вяленом виде плотва совершенно не пахнет «дустом»? Тоже вопрос.
Еще одна особенность состоит в том, что зеленая масса текла только из мелкой плотвы, у крупной такого не наблюдалось. Выходит, кормовая база у крупной сороги одна, а у мелкой – другая.
Во время ловли крупной сороги, равно как и с окунем, прослеживалась еще одна особенность – ее по большей части удавалось находить далеко от берега, в местах со слабым течением. Глубины также преобладали довольно большие – 4–6 метров. Причем, ловля далеко не всегда происходила среди коряг, как раньше. Чаще это были чистые от зацепов свалы.
Щука
Про нее я расскажу вам по многочисленным слухам, поскольку сам не ловил. Поговаривают, что на Море она начала активно разводиться. Щука стала попадаться в процессе ловли окуня с лодки, причем проскакивают и весьма приличные экземпляры. Также известно об удачной целенаправленной ловле крупной щуки на джерк в заливах Горя-моря этим летом. Кроме того, есть информация об успешной ловле щуки зимой на жерлицы в тех же устьях малых рек. Так что будем надеяться на лучшее, ведь щука – хороший санитар водоема. А санитары нашему Морю сейчас просто необходимы!
Похожие статьи
Где искать окуня?
Окунь - самый распространенный трофей рыболовов-зимников. Блеснильщик или "чертятник", который ловит окуня на знакомом водоеме не первый год, разумеется, знает: где в какое время надо искать полосатого хищника. А вот оказавшись на незнакомом водоеме, можно и растеряться: просторы большие, воды много, различных мест ...
О блесне и окуне
Валерий Сикиржицкий, г. Минск
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(113), 2007 г.
Приближались очередные выходные. Соскучившись во время рождественских и крещенских морозов, заставивших значительную часть января просидеть дома, по рыбной ловле, я с нетерпением ожидал субботы. Уже за несколько дней до этого знамена...
Плюсы и минусы мелких мормышек
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Практика наших с супругой зимних рыбалок показывает, что размер и вес применяемых мормышек очень сильно влияет на результат ловли. Зависимость тут очень простая: чем мельче и легче мормышка – тем лучше клёв и выше улов. Правда, применение ми...