Волжский джиг. Приманки
Игорь Голищенко
Всем известно, что рыбалка – не занятие для бездельников и не способ прокормиться. Рыбалка – это скорее состояние души, а души у нас, как известно, все разные. Потому для одних в рыбалке важна созерцательная составляющая замерших на воде поплавков или фидерного квивертипа на фоне рассветных красот природы, другим же дороже всего драйв непрерывного поиска прячущегося в воде хищника, азарт десятков забросов спиннинга в ожидании жесткого короткого контакта с достойным зубастым противником. Я из таких.
Спиннинг демократичен и не требует наличия животных приманок и килограммов пахучих прикормок, все в твоих руках – удочка, катушка, сотня метров шнура и приманка, которую можно провести десятком разных способов.
В спиннинговом комплекте главное не сама удочка, шнур или катушка, все это лишь промежуточное звено между руками рыболова и приманкой. Приманка и способ ее подачи определяет все, от нее зависит: будет рыболов с рыбой или нет. О том, на что ловили, ловим и будем ловить хищника стоит поговорить подробнее.
Спиннинговая рыбалка в нашем регионе имеет свою специфику. Многие километры воды, солидные глубины и наличие течения предполагает ловлю прежде всего джигом. Или не джигом, а донными разнесенными оснастками, но и тогда это будет ловлей по рельефу.
Нас сегодня интересует непосредственно приманка. Стоит зайти в любой рыболовный магазин, и продавец предложит на выбор несколько сотен приманок, отличающихся цветом, формой, размером, запахом, физическими свойствами пластика и ценой. Неофиту разобраться во всем этом пестром изобилии совсем не просто, тем более что на практически любую из предлагаемых приманок можно поймать рыбу. Сегодня я попробую поделиться своим опытом применения разнообразных джиговых приманок.
Вернемся в прошлое. Я, как и большинство моих друзей, начал активно осваивать спиннинг в 90-е годы прошлого века. Примитивность и грубость наших снастей с лихвой компенсировалась изрядным количеством хищника в реке. С приманками особо не мудрили, “рулил” поролон и силикон. Поролонки резали-клеили сами, под “силиконом” подразумевались 2-3 модели пары-тройки американских производителей. В широком ходу были твистеры от “Экшен Пластик” и “Релакс”, мясистые виброхвосты от “Манс” и “Релакс”. Стандартная размерность джиговых приманок – 3-3,5 дюйма, размер в 4 дюйма считался крупным.
С цветами тоже особо не мудрили: одна-две кислотных расцветки (чаще всего “шартрез”) под глубокую воду летом и силикон белого цвета под холодную прозрачную воду весной и осенью. Мой приятель и постоянный компаньон покупал весной сотню твистеров белого цвета от “Релакс” в размере 4 дюйма – и вполне успешно ловил только ими весь сезон.
В двухтысячных годах стали жить зажиточнее, это отразилось и на рыбалке. Для многих оказались доступны спиннинговые снасти совсем другого ценового сегмента, приличные эхолоты, лодки из ПВХ и надежные японские моторы. Своего рода “гонка вооружений” в спиннинговой ловле существенно изменила арсенал спиннингиста и его возможности.
Мы стали умными и опытными, вооруженными хорошими удочками и катушками, современными по тем временам навигаторами и эхолотами. При этом эволюция затрагивала по большей части удочки, шнуры, катушки и рыбопоисковые системы и в гораздо меньшей степени – сами приманки. По-прежнему исправно работал практически любой силикон в размере 3-4 дюйма, поролон использовали значительно меньше, ему на замену пришли приманки из пенополиуретана. “Мандула”, “Бакен” или “Тапочка” – называй как хочешь, но изготавливать надо было самостоятельно из летних пластиковых (ППУ) тапок, продававшихся на любом вещевом рынке. Посещая ежегодные московские рыболовные выставки на ВВЦ, мы с некой снисходительностью рассматривали павильоны с пестрым силиконовым разнообразием приманок и толпившихся у них столичных рыболовов. Приманки разной размерности и формы из силикона различной плотности, с огромным количеством сочетаний цветов, добавлением соли и различных атрактантов – все это виделось чистым маркетингом для вытягивания денег из рыболовов столичного региона, наш хищник исправно ловился на ставший уже классическим “Басс Ассассин” или “Релакс Капито” в 3 или 3,5 дюйма.
Следующие годы, несмотря на все усиливающийся рыболовный прессинг, на большом водоеме всегда удавалось находить “морские” точки с еще “не целованным” стайным хищником, в клеве которого цвет, размерность и прочие характеристики приманки были вторичны.
Парадигма резко поменялась в 2010-м году: крайне засушливое лето и очень низкий уровень воды водохранилища к осени вызвали большую концентрацию хищника в русле, сотни лодок ловили судака мешками и практически на всё, популяция судака за осень-зиму уменьшилась минимум вдвое, почти полностью исчез налим. При этом кормовая база хищника осталась прежней по численности, став по сути для имеющегося в водоеме хищника избыточной. Изменилось кормовое поведение хищника, прежде всего – судака, нашей основной рыбы. Ему теперь, чтобы утолить голод, требовались всего 1-2 часа на рассвете, все остальное время хищник был сыт и апатичен к спиннинговым приманкам. Пищевая конкуренция, возникающая между особями стаи, тоже стала большой редкостью, как и сами большие скопления донного хищника – для успешного питания и выживания вида они стали не нужны. Судак и берш большую часть сезона проводят в мелких и очень динамичных стаях по несколько особей, размазанных по рельефу. Все более-менее приличные скопления хищника достаточно быстро вычисляются и выбиваются спиннингистами, в первую очередь благодаря продвинутым эхолотам с функцией структур-сканера. Ловля стала другой: хищник в реке есть и его немало, но он большую часть времени сыт, апатичен и очень осторожен. Корма для него под водой вдоволь, и он научился с недоверием относиться ко всему новому и непривычному, что появляется на дне и не слишком похоже на кормовой объект. В этой ситуации чтобы поймать, недостаточно увидеть рыбу на экране умного прибора или иметь крутую удочку с эталонной чувствительностью. Нужна “правильная” приманка, способная “здесь и сейчас” спровоцировать пассивного, апатичного хищника на поклевку… ну и, конечно, правильная ее подача. Пришло понимание, что все конструктивное изобилие форм, размеров, плотности материала и расцветок приманок задумано не просто так и не ради маркетингового успеха – все это в определенных условиях работает, и в этом надо разбираться. Изменением пропорций тела приманки, длины и жесткости стебля хвоста, а также пропорций, массы, угла наклона самого хвостового пятака можно воспроизвести акустический портрет практически любой кормовой рыбки. При этом две одинаковых приманки из пластика немного разной плотности будут под водой звучать по-разному.
Рассмотрим физические свойства наших приманок. Важнейшее из них – это размер. Традиционно он измеряется дюймами, большая часть производителей рыболовного силикона родом из Северной Америки, отсюда и идет привычка указывать размер приманки в этой единице, примерно равной 2,5 см. Три дюйма – минимальный размер для нашего хищника, здесь все ясно, приманки в 3 и 3,5 отлично ловят хищника, компактные, отлично подходящие для ловли в условиях большой глубины и течения. С верхней границей размера джиговой приманки не все так просто. Последние лет пять наблюдается устойчивый тренд на увеличение размеров силиконовых приманок, для многих приманка в 5-6 дюймов стала обыденностью, а некоторые используют приманки и в 8-9 дюймов. Законодателями моды на такую ловлю считаются джиговики из Ярославля.
В процессе ловли рыболовом стандартно решается задача подбора размера приманки, соответствующей типу и размерам кормовой рыбы. Широкотелые или прогонистые узкотелые – в каждом конкретном случае они будут лучше работать там, где соответствуют тому или иному виду кормовой рыбы, преобладающей по численности в данное время и месте. При этом все эти размеры приманок укладываются во все те же 3-4 дюйма.
Что тогда принципиально нового дает джиговику крупная силиконовая приманка? Я лет пять шесть назад много экспериментировал именно с крупными приманками. Силикон в размере 6-9 дюймов отличается от собрата в размере 3-4 дюйма не только длиной, но и весом. Масса (а еще и цена) одной приманки в 8 дюймов может соответствовать пачке резины в 3 дюйма. Такие рослые “селедки” от “Фокс Рейдж” потребовали джиговых удочек класса НН, при этом не выявили явных преимуществ перед приманками стандартных размеров. Это начинает работать только при смене стиля подачи.
Стандартный размер великолепно “дружит” с явным перегрузом веса свинца по месту – мы получаем агрессивную, темповую проводку. Анимация тяжелой приманки обычного (до 10 см) размера бланком удочки с подрывами и волочением призвана поднять градус агрессии размазанного по рельефу пассивного хищника и спровоцировать его на поклевку – это поисковая темповая ловля по площадям. Крупные приманки от 6 дюймов работают совсем иначе! Минимальная по месту огрузка на джиг-головке с крючком солиднейшего размера превращает виброхвост в этакий крупный силиконовый воблер, обладающий мягкой, естественной игрой. Здесь уже нет классического “стука” груза о дно, проводка обычно отслеживается не по касанию дна, а по ощущению вибрации крупного пятака хвоста.
Редкий хищник, даже флегматичный, сможет устоять перед таким “угощением”. Поклевки всегда неожиданные и очень агрессивные – никаких пустых тычков в груз или прижимов “галстуком” – жесткий удар, рывок, и крупная приманка “упаковывается” в “гланды” даже килограммовым судакам. Резко возрастает шанс взять хищника трофейного размера. При этом такая проводка занимает кучу времени, работать в режиме поиска и по площадям совершенно не эффективно. Это ловля на 90% по донным аномалиям рельефа – корягам, затопленным объектам, то есть местам, где гарантированно есть хищник, флегматично отстаивающийся днем в ожидании сумерек.
Ловля тоже неспешная, выжидательная. Приманку можно надолго задерживать в интересующем месте, и раз за разом, не спеша, выводить из терпения крупного и осторожного хищника. В нашем водоеме таких мест не так уж и много, иные из них общеизвестны и проверяются другими рыболовами по нескольку раз в день. Применение нестандартных приманок и такого стиля подачи позволяет здесь взять взрослого, многоопытного хищника, очень осторожно относящегося к обычным джиговым приманкам. По сути, ловля приманками крупного или стандартного размера не взаимозаменяема. Обычно в лодке я собираю сразу два разных комплекта спиннингов, под приманки разных размеров. Быстро “пробиваю” точку стандартной приманкой, и по тем трекам, где выявились интересные аномалии рельефа дна (с тяжелой и компактной джиговой приманкой дно читается детально и быстро) или были нереализованные контакты с рыбой, в дело идет вторая удочка с приманкой в 6-8 дюймов.
Второй важный параметр приманки — это ее… да-да, цвет! Алгоритм его подбора не сложен, но есть отдельные моменты. Холодная вода и высокая прозрачность – фаворитами становятся цвета, дающие максимальную контрастность с фоном дна. Отлично работают натуральные расцветки, универсален чисто белый цвет, он незаменим и при ночной ловле.
По мутной воде и низкой видимости востребованы кислотные расцветки. Вроде бы все просто, но это не совсем так. Цвет приманки служит для того, чтобы сделать приманку наиболее заметной для хищника. Пользуясь этой логикой, лучшая приманка должна иметь кислотно-зеленую расцветку, дающую наиболее яркое свечение в УФ. Преимущество УФ-активных цветов приманок связано с тем, что коротковолновые УФ-лучи солнечного спектра несут больше энергии, чем другие, имеющие большую длину волны и, соответственно, способны проникать в воде на большую глубину. В течение светового дня уровень освещенности совершенно разный, например, в полдень он будет многократно выше, чем, скажем, на рассвете или перед закатом. Большинство наших хищников имеют великолепное зрение, дающее им ощутимое преимущество перед жертвой именно в условиях плохой освещенности, то есть, в сумерках. В условиях высокой освещенности они лишаются этого преимущества и, как правило, пережидают этот период, апатично отстаиваясь на неровностях рельефа или перемещаясь на глубину, где уровень освещенности значительно ниже и сохраняются комфортные сумерки.
УФ-активные красители, добавляемые производителем в пластик приманки, обладают различной способностью отражать лучи УФ спектра, потому в условиях слабой освещенности разные приманки могут выглядеть совершенно по-разному, например, виброхвост цвета машинного масла при освещении в УФ становится серо-зеленым, а приманки модного ныне фиолетового цвета в УФ становятся серо-голубыми. Вариантов цветов и их интенсивности свечения в УФ может быть очень много. Для чего это нужно? Та же приманка цвета “шартрез”, дающая наиболее сильное свечение в УФ желто-зеленого цвета, будет наиболее эффективна на больших глубинах или в первые утренние часы, но на условно меньшей глубине или при высоком уровне освещенности летнего дня это свечение будет избыточным и скорее насторожит пассивного хищника.
Сегодня цвет приманки, ее правильный подбор чрезвычайно важны, особенно на участках реки с высоким рыболовным прессингом. В каком цвете видит нашу приманку тот же судак, нам неизвестно, и мы вынуждены экспериментально подбирать наиболее эффективно работающий по месту и времени цвет приманки.
Прозрачность воды и глубину ловли рыболову определить несложно, уровень освещенности же можно оценить примерно, ну а дальше стоит подобрать актуальную расцветку приманки. Для этого рыболову нужен “синий” китайский фонарик, позволяющий оценить особенности расцветки в УФ-спектре. Крайне желательно это сделать загодя, в условиях низкой освещенности. Розовые, светло-коричневые, темно-зеленые или фиолетовые расцветки дают слабое свечение розового, серо-зеленого или серо-голубого цвета и очень популярны у летнего хищника.
Цветовые пристрастия нашего хищника могут меняться, например, расцветка Super Pink (ярко-розовый) в сезоне ловли 2017 была безусловным лидером и работала намного эффективнее других цветов, в следующем же сезоне 2018 приманки этого цвета мало чем отличались по уловистости от большинства других летних расцветок. “Летняя расцветка” – понятие весьма условное, это те цвета, которые максимально эффективно работают в условиях высокой освещенности. Как правило, это достаточно невзрачные расцветки, дающие приглушенное свечение в УФ-спектре.
Отдельно стоит отметить приманки черного цвета. Чисто черный или темно-серый, а также темнокирпичный и темно-зеленый – без УФ-составляющей будут выглядеть на дне одинаково темными. Такая покровительственная окраска характерна для мелких донных обитателей, в условиях дневной высокой освещенности они – желанная добыча для большинства хищников, апатично отстаивающихся на глубине в ожидании сумерек. Приманки черного цвета лучшие и для ловли нашего берша, обитающего на русле и нижних частях свалов.
Следующая важная составляющая джиговой приманки – ее акустический портрет, воспринимаемый боковой линией хищника еще до визуального контакта. С определенной степенью достоверности он должен соответствовать привычным для хищника в этом месте и это время кормовым жертвам. Для “морковки” из поролона, почти не создающей в воде дополнительных колебаний, прообразом будет тихоходный бычок, а для силиконового широкотелого “шеда” – плотвичка. Есть множество форм силиконовых приманок, имеющих того или иного рода шумовые элементы, – поперечные ребра, вырезы в стебле хвоста или силиконовые “шипы” на теле. Все это служит для создания дополнительных акустических возмущений. Хищник благодаря этому услышит приманку намного раньше, к тому же акустически приманка для хищника будет “выглядеть” крупнее своих размеров.
Все это актуально для ловли в воде с низкой прозрачностью и, как правило, высокой ее температурой. Поздней осенью, когда температура воды опускается ниже 8-9 градусов, актуальными становятся приманки, обладающие минимальной акустической сигнатурой: поролон, приманки из ППУ (“Мандула”, “Бакен”) и стримеры. Рыбы – существа холоднокровные, их метаболизм и физическая активность снижаются вместе с температурой воды. Опытный джиговик по внешнему виду и плотности пластика может примерно определить, как приманка будет вести себя под водой. Приманка с телом округлых пропорций склонна к роллингу (помимо работы стебля хвоста, она будет совершать на проводке колебания вокруг продольной оси), их выгоднее применять на свободных монтажах; уплощенные и широкотелые лучше себя проявляют на жестких монтажах (джиг-головка), когда вибрация хвоста только раскачивает тело приманки с небольшой амплитудой. От длины и жесткости стебля хвоста, от размеров, формы, угла наклона и массы хвостового пятака зависит частота и амплитуда создаваемых в воде колебаний. Многое зависит и от мягкости самого пластика.
Некоторые производители выпускают приманки из очень мягкого силикона (“Шиндин”, “Савамура”), такие приманки более уловисты в условиях отсутствия течения и низкой активности хищника, но “живут” на рыбалке совсем недолго, выдерживают 1-2 поклевки хищника.
Пластик приманок бывает разным не только по плотности. Некоторые его разновидности значительно легче воды. Большая часть приманок из такого пластика выпускается под маркой “Z-men”. Пластик “антивандальный” – очень мягкий, при этом великолепно тянущийся и очень прочный. Правда, не терпящий контакта с другими силиконовыми пластиками. Приманки из него обладают выраженной положительной плавучестью и великолепно ловят весь сезон, а по холодной воде превосходят по уловистости поролон и приманки из пенополиуретана.
Говоря о свойствах пластиковых приманок, нельзя обойти тему так называемых “съедобных приманок”, в состав которых производители вводят кристаллы соли и аттрактанты (чеснок, креветка и прочие пахучие ингредиенты). Наш хищник совершенно равнодушен к таким изыскам, ему все равно, чем пахнет наша приманка. Соль и аттрактанты в составе пластика востребованы в ловле большеротого американского окуня (басса) и некоторых видов морских обитателей, для которых важна вкусовая составляющая приманки, дающая рыболову пару-тройку дополнительных секунд для эффективной подсечки.
Для тех, кто нашел в себе силы дочитать статью до конца, попробую сформулировать ответ на вопрос: чем будем ловить нашего донного хищника завтра?
Вряд ли стоит ожидать какихто прорывных технологий в производстве новых типов приманок. Силиконовые приманки еще многие годы будут исправно ловить нашего хищника. Эволюционируют только методы их подачи, на смену брутальному “хэви джигу” приходит “риг-джиг”, “Токио-риг” и отечественные варианты “дроп-шота”. Развивается и металл-джиг – ловля по рельефу металлическими приманками. На смену “кастмастерам”, “цикадам” и тейл-спиннерам приходят тяжелые металлические или имеющие покрытие из силикона ВИБы (раттлинами называть их не совсем корректно, поскольку они не имеют погремушки). Законодатели моды здесь теперь японцы. Например, “Ширитен ВИБ” от “Маднесс” или “Джиг-соо” от “Аврора” ловят нашего хищника намного эффективнее любой мягкой приманки, вот только считать эти приманки расходниками, как обычный силикон, не позволяет их “увесистый” ценник.
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №6 (77) ноябрь-декабрь 2019