Волга. Городской джиг
Михаил Зарубин
Думаю, любой спиннингист хоть раз слышал о рыболовных приметах: не ловить с первого заброса, не брать на рыбалку блюда из рыбы – и еще целая куча всяческих суеверий, которые, на мой взгляд, безосновательны. Также бытует мнение о том, что за несколько сот километров от дома клюет в разы лучше и попадаются самые толстые трофеи. Однако на практике оказывается, что и ближайшая к городу акватория полна самых невероятных сюрпризов!
Наш Нижний расположен в уникальном месте слияния двух могучих европейских рек. Здесь есть все: каналы, затоны, разнообразные заливчики с травой и, конечно же, глубокая русловая часть с целой россыпью аномалий на дне. Безусловно, все это заслуживает внимания спиннингиста, но тематика сегодняшний статьи джиговая, поэтому нас интересует лишь последнее. Речь в статье пойдет исключительно о лодочном джиге, ибо береговая ловля в нашем городе рутинна и однообразна – стабильно клюют лишь окуни.
Поиск подходящих для рыбалки мест куда проще осуществлять с помощью эхолота-картплоттера с функцией бокового сканирования. Такой прибор способен запоминать точки, показывать положение лодки на карте с выводом координат на экран, отображать рельеф в стороне от судна и пр. Подобным эхолотом я обзавелся в начале прошлого сезона и, надо признаться, далеко не сразу сумел с ним подружиться. Долгое время приходилось просто рассматривать картинки, а понимания происходящего под водой не было. Однако спустя месяц технику освоил, уловы стали системными и разнообразились трофеями. Рыбалка стала приносить не только удовольствие, но еще и опыт, которым я сегодня и поделюсь с коллегами по увлечению.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на типаж мест, которых придерживается хищник в теплое время года. Городская Волга, если говорить о русловой ее части, содержит большое количество копаного рельефа, который образовался вследствие работы земснарядов.
Десятиметровые перепады глубин, практически отвесные свалы, массивные бугры – на таких местах я поначалу надолго задерживался, так как внешне они казались перспективными. Но как показала практика, перекопанные земснарядами участки обделены внимаем рыбы! Сколько бы я ни пытался выставлять лодку по такому рельефу, ничего, кроме откровенной мелочи, не попадалось. Со временем, обозначив примерные границы так называемых “копанок”, я просто исключил их из ареала своего поиска, что значительно сократило количество потенциально перспективных мест на карте городской Волги.
Рельеф рельефу рознь. Там, где в жизнь реки не вмешивался человек, а бровки образованы течением и естественными процессами, хищник есть. Разграничить места первого и второго типа достаточно просто. “Копанка” сопровождается серьезными и, что самое главное, постоянными перепадами глубин, причем достаточно резкими – их легко засечь при помощи любого эхолота. И еще одна подсказка: из-за подобных перепадов на поверхности воды течением образуются характерные завихрения, которые очень хорошо заметны в штиль и легкий ветер.
В отличие от нижней и средней частей Чебоксарского водохранилища, участок близ областного центра закоряжен мало, так что хорошая коряга буквально на вес золота. Особо привлекательны для рыбы одиночные коряги на глубине 5-8 метров – именно этот горизонт работал у меня на протяжении всего сезона, стабильно принося крупную рыбу.
Летом результат давали структуры, находящиеся рядом с мелководными участками, где постоянно крутился малек; а осенью, с понижением температуры воды, хищник сместился на коряги с большей глубиной. Коряги, не привязанные к рельефу, были интересны хищнику куда меньше, нежели описанные выше. Единственное исключение – структуры с присутствием кормовой рыбы. Они работали абсолютно всегда.
Крупная рыба не питается на протяжении всего дня. Она выходит на точки в определенное время, которое можно выяснить лишь опытным путем.
При этом появиться трофей может далеко не везде; но там, где присутствует мелкий судачок или берш, вполне оправдано ждать поклевку “мамки”. Главное – не менять место сразу, как только прекратились контакты с некрупной рыбой. Именно “затишье” часто является сигналом того, что на точку вышел кто-то посерьезнее. За примером далеко ходить не надо, стоит лишь вспомнить один из первых сентябрьских выездов…
Денек тогда выдался ветреный, и мы с товарищем решили не разбрасываться, а плотнее обработать один из ближних участков, который хорошо изучили за лето. На одной из точек утром поклевали судачок и берш. Мы несколько раз возвращались на эту точку, и в один из “ретурнов” берша не застали.
Двадцать минут прошли вовсе без поклевок, а потом клюнула щука “за пятеру” , изо рта которой при извлечении приманки вывалился полупереваренный берш. Показательная поимка, которая в очередной раз подтвердила: крупный хищник обязательно появится на точках с мелочью, стоит лишь набраться терпения и подождать.
Еще одна не менее интересная и практически безотказная структура – ракушечник. Участки с ним всегда скапливают вокруг себя рыбу: как мирную, так и хищную. Конечно, гораздо чаще “на ракушке” попадаются окуни, однако судаки, берши и крупные щуки также не избегают подобных участков. Главное, что мне удалось понять, – ракушечник должен располагаться на глубине больше четырех метров, ибо все, что находится мельче, привлекает лишь некрупных окуней… либо (если говорить о местах с сильным течением) – белого хищника.
Найти “правильную” ракушку не так-то просто. Во-первых, ее не так много в реке; во-вторых, в экран бюджетного эхолота она видна плохо, и распознать ее получается не сразу.
За сезон в черте города я обнаружил лишь два подходящих ракушечника, при этом изъездив все вдоль и поперек не один раз. Именно эти два ракушечника дали самых крупных окуней и могли дать рекордную щуку сезона, которая клюнула на небольшой твистер и моментально разогнула офсетный крючок, предназначавшийся совсем другой рыбе.
Отдельно хотелось бы остановиться на ловле по лещу. Думаю, у многих эта тема ассоциируется с поздней осенью, когда рыбалка превращается в планомерный облов стаи. В таких местах зачастую стоит крупный хищник, который клюет выходами. Однако подобный формат ловли имеет право на жизнь и летом – как показала практика, скоплений леща на городской Волге и летом достаточно. Причем некоторые из этих стай вообще не передвигаются и постоянно стоят на одном месте – этакий “ленивый лещ”. Изпод таких стай мне удавалось ловить лишь осенью, когда вода достигла температуры 10-12 градусов. А вот лещ, который находится в постоянном движении и появляется то тут, то там, пасется хищниками всегда. Обнаружить такие стаи сложнее, но усердие всегда окупается мощными поклевками и поимками приятных рыб.
Если говорить о снастях, то за сезон я успел попробовать несколько комплектов, однако в итоге остановился на следующем сочетании: Sl Rods LeX 762Ml с катушкой 2500 по классификации Shimano и шнуром 1 PE. Не могу сказать, что городская Волга отличается сильным течениям – река у нас достаточно спокойная и позволяет использовать веса в пределах 14-20 г. Иногда приходилось ставить и больше, вплоть до 26 граммов, но спиннинг справлялся. Я заметил, что с перегрузом получается немного иная – более мягкая и плавная – проводка приманки.
Это, на мой взгляд, играет на руку при ловле пассивной рыбы, когда ее нужно буквально уговаривать на поклевку. Частенько мы с товарищем оказывались в такой ситуации, когда один ловит, а второй только и успевает работать подсаком. При этом снасти у нас были идентичны, отличались лишь спиннинги: напарник использовал более мощный, с жесткой вершиной и ловил весами, которые соответствовали лишь середине тестового диапазона.
По приманкам никакой системы нами выявлено не было: то хищник хорошо отзывался на поролон, а уже через неделю предпочитал силикон и т.д. Но это даже хорошо – будет чем заняться в джиговом сезоне – 2020…
Нижегородский рыболов • №3 (80) май-июнь 2020 г.