Стоит ли сдавать «секретные точки»
В конце прошлого года довелось мне с попутчиками пробраться в верховья реки Малый Абакан. Дивные его красоты описывать не стану, потому что местам абаканским миллионы, а может, и миллиарды лет, слову же нашему - всего тыщи, и, как не вертись, как не изощряйся, слабо оно и зачастую бессильно отразить могущество и дух природы. Кроме того, отразишь увиденное диво, как и чем тебя Бог сподобил, и туда, к диву-то, и попрут любители экзотики со спичками, ружьями, с пилами, с топорами, острогами, взрывчаткой, да и порушат все весело и бездушно.
Я уже не один справедливый упрек получил от земляков за то, что стравливаю родную природу оглоедам-потрошителям да искателям приключений, "расписывая" ее, но против красоты устоять очень трудно, вот и тянет, так и подмывает поделиться радостью приобщения к ней, прикосновения взглядом и сердцем к прекрасному.
Виктор Астафьев "Медвежья кровь"
Страстным рыболовом и классиком русской литературы очень точно сформулирована проблема раскрытия "секретных точек" - мест, богатых на дичь, рыбу, грибы, ягоды... С одной стороны, человеку, попавшему в такое место, словно в сказку, нестерпимо хочется поделиться с другими людьми увиденным и пережитым. С другой стороны, есть опасность того, что другие люди воспользуются этой информацией в корыстных целях и изведут на нет природные богатства. С этой проблемой сталкиваются, прежде всего, охотники за престижными охотничьими и рыболовными трофеями. Разведал охотник глухариный ток, взял матерого петуха и, не удержавшись, рассказал в подробностях о своем счастье в деревне, продемонстрировав отличный трофей. По "сарафанному радио" узнали об удаче сначала все односельчане, а затем и заезжие охотники. Ток, скорее всего, обречен - рано или поздно до него доберутся нечистоплотные стрелки и повыбьют всех глухарей до одного. Правильно поступил охотник, искренне поделившийся своей удачей? Наверное - нет.
С рыбой все не так просто. Хотя, конечно, есть и секретные сомовьи ямы, и судаковые бровки, и щучьи "тропы", но выбить за один присест "крокодилов" очень сложно: сегодня они клюют, как заведенные, а потом чуть не целый месяц на этом расчудесном месте - тишина, не у каждого хватит времени и терпения дождаться нового праздника.
Но это касается рыбаков нормальных, с любительскими снастями. А ведь есть еще и браконьеры с "клетчатыми удочками". Года четыре назад знакомый с неизбывной печалью в голосе поделился со мной своим горем. Нашли они с напарником на Волге отменное место: глубина за островком - всего четыре метра, а судаки и щуки такие иногда вваливаются - мама не горюй! С судаками до шести килограммов весом справлялись, а щуку однажды взяли ровно на десять - хищников до двух килограммов скоро стали называть "мелочью". Чтобы "не засветить" место, приезжали на "секретную точку" на неделе, честно отрабатывая потом в выходной пропущенный день. И жили себе - припевали, но напросился как-то к ним "на хвоста" давний приятель. Инструктировали его перед поездкой долго: про рыбу молчать, уловом не хвастаться, места никому не выдавать. Этот третий в первый выезд все мыслимые нормы нарушил - двадцать два килограмма рыбы поймал, не смог остановиться. Да и трудно это сделать рыболову, щуку на два килограмма ловившему до этого всего один раз в жизни! Пожурили его, конечно, друзья, но простили, поняли его состояние. Но уже через неделю дружбе их пришел конец, потому что, приехав в очередную среду на "свое" место, с большим удивлением напарники увидели родственников своего друга, проверявших сети. Оказалось, что привез тот мешок рыбы домой, его и "раскололи" тесть с шурином. Парень место раскрыл - те, недолго думая, и рванули туда. Как здесь не вспомнить пословицу "Болтун - находка для врага".
В то же время, бывает так, что "секретные точки" оказываются рыбными далеко не для всех. Грешен: бывает, встану на глухом коряжнике на виду у других рыболовов и "сниму" с него парочку хороших щучек. Тут же - кто понетерпеливей - подлетят, "обрубят", начнут "палками" махать. Как результат - по несколько обрывов дорогих приманок на брата. Ну, поматерятся и уедут, пеняя на невезение. А здесь везением никаким и не пахнет! Просто в коряжнике "коридорчик" есть почти беззадевный, а чтобы от случайностей уберечься - вместо приманки с открытыми "штыками" поролонку-незацепляйку использую, вот и все хитрости.
Бывает и еще круче, без коряжников и "коридоров". Стоишь на вымеренной "точке" и швыряешь приманку точно в определенное место. И вот если кто-то хамоватый даже в 15 метрах заякорится - поклевок не будет. Надо именно в нужном направлении проводку делать, иначе поклевок не видать. В один из дней июня 2003 года какой-то неугомонный рыбачок то с одной стороны бровки ко мне пристроится, то с другой - судаку на все наплевать. Мне повезло четыре штуки за время судачьего "выхода" достать, да пару до подсака не довел - глубина большая, по дороге с крючка слетели. А мой "сосед" поклевки не видел, хотя приманку точь-в-точь такую, как у меня, привесил. Теперь, правда, на этом месте не пройдешь, не проедешь - сплошь лодки заякоренные со спиннингистами на борту, - перестала точка быть "секретной".
Иногда и своим знакомым что-то советую. Есть у меня товарищ - я его лет пять назад к спиннингу приобщил. Вернее, сначала к мормышке, а потом к спиннингу, но не в этом суть. И помните, как у классика, уже не нашего, а французского: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Товарищ мой - человек самостоятельный, лодку, мотор, все, что нужно, купил. А вот с рыбой у него долго не получалось. Вроде, все правильно делает, а поймать не может, хоть ты тресни. Чтобы товарищ к рыбалке не охладел, сдал я ему свой секретный заливчик. Щучий. В любую погоду, в любой ветер там всегда тихо - заливчик, как икона в окладе, в высоких деревьях от любой непогоды спрятан. И ловится там щука всегда. Личный рекорд - семь штук, самое малое - одна, но это в такой день, когда все другие лодки "пустые" вернулись, катаклизм какой-то, вроде вспышки на Солнце, случился. Вот такой заливчик я своему приятелю в виде подарка и сдал. С условием, что сначала он, как минимум, три часа предпринимает честные попытки поймать рыбу в других местах. И вот если ничего в других местах не поймает - имеет право, как палочкой-выручалочкой, воспользоваться секретным заливом. Товарищ слово сдержал, а скоро ему эта "подпорка" и не нужна стала - в любом месте научился самостоятельно рыбу добывать.
Кстати, я усматриваю большой положительный момент в "сдаче" места и для сдающего. Да не оскудеет рука сдающего, прости, Господи, за перефразировку. Дело в том, что, раскрывая другим свои уловистые места, рано или поздно (чаще все-таки рано), сам бываешь вынужден искать новые. А ведь поиск богатых на рыбу мест - увлекательнейшая составляющая в рыбалке, и мне жалко тех рыболовов, кто всю жизнь только и делает, что "падает на хвоста", "обкидывает" и "обрубает"! Чтобы не показаться читателю таким уж рыцарем без страха и упрека, сознаюсь: бывает и меня "грызет жаба", когда вижу, что "на моем" месте стоят чужие лодки. Первый раз столкнулся я с этим чувством лет пять назад, когда пригласил товарища справить его день рождения в моем немудрящем домишке на Волге. Товарищ приехал с друзьями, мы славно погуляли, и я показал им все рыбные места, которые знал, - по-честному, без утайки. И вот когда через неделю сходил я с трапа "Метеора" в своей деревне, с горечью и отчаянием увидел, что мои новые знакомые, приехавшие на четырех машинах, надувают целую флотилию резиновых лодок, полные решимости "разобраться с местным судаком".
Но, как я уже говорил, нет худа без добра - в тот сезон я, лишенный своей "главной секретной точки", открыл немало новых прекрасных мест. Были и другие "сдачи".
Волею судеб, кроме журналистики печатной, занимался я еще четыре с лишним года и радиожурналистикой. Так вот, в своей еженедельной программе так часто вещал я про распрекрасную Каменку на Волге и обилие на местной акватории рыбы, что скоро вся главная местная протока Проран была буквально заставлена лодками всех марок и размеров, - типун мне на язык! Но вот ведь какая штука: рыба какое-то время действительно ловилась у всех хорошо, а потом много выловили, остальная стала более осторожной (опытные спиннингисты говорят: "нахлестанной"), и размеры уловов резко упали. И, что не кажется мне удивительным, к осени рыбаков было в Проране снова мало, и снова возросли на долю одного рыболова уловы.
Вот динамика по известной на "каменской" акватории "точке" под названием Белогорская коса. Весь сезон 2004 года - с июня по октябрь - на точке "висели" по 3 - 5 экипажей моторных лодок. На один экипаж приходилось по 1 - 3 щучки или судачка. А вот когда мы с приятелем приехали под Белогорку в начале ноября - лодок коллег -конкурентов не было, и вся рыба, два судака и семь щук, досталась нам. Этот пример отчасти развенчивает миф о том, что рыбы год от года становится все меньше. Не меньше становится рыбы, а грамотных рыболовов больше, и "делят" они на известных точках рыбу при прочих равных условиях поровну!
Не все считают обязанными свои места "сдавать". По долгу службы общаясь с администраторами рыболовных сайтов, вышел я как-то на один региональный интернет-ресурс. "Привет-привет, как дела, все нормально, рыба ловится, чего и вам желаем". Говорю: "опишите свои самые клевые места в статье, да так, чтобы людям из далекого далека захотелось все бросить и примчаться к вам в неблизкий ваш край рыбу ловить". Знаете, что он мне ответил? "Упаси Бог от такого счастья!" Мы, мол, своих браконьеров и хапуг не знаем куда девать, а вы нам еще чужих прислать хотите! Я полюбопытствовал, конечно, какого рожна тогда вообще историю с сайтом затевать, на что мне любезно ответили, что это - для удобства общения своих же земляков-рыболовов. Все понятно? Мне было понятно все.
Еще есть такой принцип у некоторых рыболовов. Если сам открыл маленькое "рыбное Эльдорадо" - можешь рассказывать о нем кому хочешь, а вот если тебе о секретной точке рассказали по секрету - помалкивай в тряпочку, как бы тебе поделиться своими успехами ни хотелось, и как бы тебя ни упрашивали. Не твое, а вроде как, взятое "во временное пользование"...
Что еще можно к данному вопросу добавить? Наверное, никакой универсальной модели поведения в решении вопроса "секретных точек" придумать нельзя. Слишком многое, как в каждом этическом вопросе, здесь зависит от человека, от понимания им философской составляющей рыбалки. Ведь не килограммами же, в конце концов, измеряется рыбацкое счастье... Вы согласны?
СЕКРЕТНАЯ ТОЧКА: продольный фарватерный (до 14 метров) свал в районе старой пристани "Каменка", найденный десять лет назад джиговиками "первой волны" москвичом Алексеем Соколовым и нижегородцем Сергеем Слеповым и названный Синим стулом. В настоящее время крупная рыба клюет там крайне редко, чаще всего - в предзимье.
СЕКРЕТНАЯ ТОЧКА: левобережье Волги под Юркино, остров Бахмутский. Это сейчас там летом яблоку негде упасть - что в выходной, что в будний день, а пять лет назад все было совсем по-другому.
СЕКРЕТНАЯ ТОЧКА: продольный закоряженный фарватерный свал в Нижнем Красном Яру у входа в протоку. Два или три раза в прошлом сезоне приходилось наблюдать в этом месте легенду нижегородского джиг-спиннинга Евгения Баранова - это очень о многом говорит.
СЕКРЕТНАЯ ТОЧКА: вход в каменский Проран. Песчаный "язык", граничащий с 12-метровым свалом. Именно там была поймана самая крупная из всех известных мне "каменских" щук: на 16,5 кг - больше пуда! После того как в конце 2003 года в Каменку проложили асфальтовую дорогу, такие места, как Проран, стали воистину общим достоянием.
СЕКРЕТНАЯ ТОЧКА: залив Цаплины под Каменкой. Заливы под Каменкой с каждым годом скудеют. Семь-десять лет назад уловы отпускников, живущих в палатках на островах, измерялись сотнями щучьих голов. Ловили спиннингами и на живцовые переметы, закрепляя их концы на корягах. Теперь свой отпуск на Каменских островах проводят единицы - щуки стало меньше в разы.
"РАССЕКРЕЧЕННАЯ" ТОЧКА: яма под пристанью "Каменка". Верите или нет: пять лет назад, когда не было дороги, джигом там рыбу ловили единицы! В сезон 2004 года местный спиннингист Василий Балахонов поймал на этой яме двух сомов: на 28 и 42 кг. Сейчас это одно из самых популярных мест акватории... да и "Метеоры" уже давно до Каменки не ходят...
P.S. Автор признает субъективность взгляда на заявленную в заглавии тему и надеется на продолжение диалога о проблеме сдачи "секретных точек" в нашем журнале.