Подход к трофейному голавлю
Валерий Сикиржицкий
В этом сезоне с голавлем поначалу как-то не складывалось: из семи проверенных в первой половине мая речек исправно ловился лобастый только на одной, да и то размером до полкило. Вода там была мутной, ловил исключительно по интуиции – без возможности находить рыбу визуально и наблюдать за ней во время рыбалки.
Вроде и паводок этой весной был неплохой, но, как оказалось, непродолжительный – на малых реках высокая вода ушла быстро, а с ней и заходной голавль. Было от чего задуматься и переключиться на другие виды рыб, более покладистых, но все же в самом конце весны решился на еще один вояж – где-то же лобастый должен быть?!
Сперва обнаружил голавля на од ной из самых маленьких рек, где мне приходилось ловить спиннингом. Предполагаю, что в нужном количестве и размере он там оказался бла годаря многочисленным галечным перекатам, на которые пришел для нереста. Хорошая прозрачность и мелководье быстро выдали нужную рыбу – то есть сначала я голавля увидел, а потом уже поймал. В основном рыбы были небольшого размера и предпочитали клевать на проводке, а вприглядку “на плюх” поймал лишь одного – на тот момент самого крупного, граммов на 700.
Традиционно ловил только на воблеры, в основном плавающие, которые можно сплавить вниз по течению. Чтобы точно ими тировать сначала упавшего, а затем плывущего по реке жука, применял небольшие приманки весом до 3 г. Тактика ловли на этой речке определилась быстро: солнечная погода и низкая чистая вода делали голавля очень пугливым, поэтому срабатывали только тенистые участки, желательно с углублениями русла. Плюс поклевку можно было ожидать, когда солнце скрывалось за облаками, и, конечно же, в вечернее время. В результате было поймано несколько хороших рыб за килограмм весом.
Со снастью особо не экспериментировал – ловил проверенным комплектом на основе 2-метрового спиннинга со средним строем Team Salmo Powder тестом 2-8 г. Плетеный шнур диаметром 0,09 мм, 30-санти метровый флюорокарбоновый поводок толщиной 0,235 мм. Последний нужен больше для того, чтобы при захлестах тройников защищать от по вреждения основную леску. Да и са мих перехлестов при этом случается меньше, а распутать их проще. Понятно, что голавлиные реки могут быть разными, и рыба на них может вести себя по-своему. Заметил, что где-то голавль чаще берет с по верхности, в том числе на всплеск от падения приманки, на других же ре ках – преимущественно на проводке. Частично это связано с количеством деревьев по берегам – чем их боль ше, тем охотнее голавль выходит к поверхности, привыкший к падению различных крупных насекомых. Но это лишь частично, могут влиять и какие-то другие факторы. Проверять настроение местного голавля луч ше на самой реке, опытным путем.
Поэтому я всегда первым делом “плюхаю” и даю воблеру не менее 5-7 секунд поплавать по поверхности, а затем уже начинаю проводку. Когда же и это не помогает на тех реках, где голавль кормится с поверхности, стоит его просто поискать: возможно, рыбы в данном месте про сто нет. Так получилось у меня на одной реке – пройдя полдня по перспективному участку и обловив все возможные приямки и затененные места, лишь после обеда я смог увидеть рыбу. Все оказалось просто: на границе весны-лета голавль массово собрался на мелководных перекатах для своих брачных игр и икрометания. Таких перекатов оказалось не много на этой реке, зато плотность рыбы была хорошей.
Долго я пытался заставить лобастых клюнуть – днем они не уговаривались ни в какую, лишь изредка поднимаясь к упавшей на воду при манке и разглядывая ее. Но вечером бдительность все же теряли. Оставалось лишь точно положить приманку в поле видимости рыбы, при этом сымитировав плюх упавшего жука. Ну и подождать, когда голавль, сделав пару разворотов, как следует рассмотрит воблер и, ничего не заподозрив, с характерным всплеском скушает его.
Вот в таком метании на точность и шлепании воблером по перекату прошло два вечера. Это были одни из самых коротких рыбалок – всего по 1,5-2 часа. Зато результативные – насчитал 13 поклевок за 2 выезда. Колени, правда, от крапивы чеса лись, так как передвигался по берегу ползком, но за зрелищность нужно платить! Было несколько поклевок и на проводке, в том числе на подповерхностные воблеры, движение которых сопровождается характерны ми “усами”, но все же самые крупные экземпляры (до 1,3 кг) были пойма ны именно вприглядку на всплеск: вечером голавли массово выходили на сам перекат, где ходили стаями друг за другом. Выбрав экземпляр покрупнее, ему под нос и забрасывал приманку. Причем сработали в этот раз и более крупные воблеры, напри мер, Pontoon21 Gem 40 F SR. Этот бальсовый воблер при своем приличном объеме весит всего 2,5 г – то есть излишне не плюхает и иногда может дать фору крохотному и моему любимому Salmo Tiny или легкому Daiwa Micro Minnow 30 F. Заметил, что крупный голавль иногда охотнее выходит на более громкий всплеск объемной приманки. В общем, при ловле на плюх с воблерами тоже стоит экспериментировать.
Вдохновленный некоторыми успехами в разгадывании секретов малоречного голавля, решил про должать изучать эту тему и дальше, в июле. Реки сильно заросли, как по берегам – что поправимо, так и по руслу – что уже вызывает определен ные трудности во время ловли. По этому обширные перекатные участки приходилось пропускать, проходя их пешком, но чаще переезжая на маши не. Интересовали чистые от расти тельности точки – как правило, это были глубокие ямки, не обязательно тенистые, но желательно с завалами. У этих завалов и крутились голавли, которые легко обнаруживались и визуально, и посредством поклевок, причем в разной последовательности. Иногда получалось сначала рыбу увидеть, потом поймать, но чаще она обнаруживала себя уже во время ловли – все-таки июльские места были поглубже, нежели в конце весны и начале лета.
В итоге тактика ловли голавля выработалась следующая: проверка нескольких точек, иногда прямо “на пичканных” хорошей рыбой, – кое где я видел стаи по десятку и более крупных рыб. Особенность была только в том, что больше одной по клевки тут вряд ли получишь, а про изойти она может уже на первом забросе. Пойманная или засеченная рыба просто-напросто распугивала остальную, и приходилось место менять. В итоге пара проводок, вываживание, фотосессия с трофеем и последующее отпускание рыбы. На все про все – не более получаса. За тем возвращаешься к машине и пере езжаешь дальше, обычно километра на полтора-два. Вот такая вот точечная рыбалка получалась – на люби теля, в общем. Конечно, можно было проверять и другие чистые от расти тельности места, но почему-то оказывалось, что изо дня в день работали только определенные завалы. Другие же давали либо мелкую рыбу, либо не давали ничего. И постепенно я стал такие места пропускать.
Осложнялась ловля еще и наличием растительности – практически после каждой поклевки голавль стремился уйти в траву. В этом случае приходилось либо спускаться в воду и “шурудить” подсачеком, пытаясь водворить в него рыбу вместе с “зе ленкой”, либо продирать речной трофей через траву. Заканчивалось все обычно в соотношении 50 на 50, то есть общий итог между рыболовом и рыбой был ничейным. В случае “продирания” рыбы шансов на успех было больше в том случае, если на воблере стоял один тройник. Обычно так бы вает с мелкими приманками. Нередко я и сам снимаю два родных крючка и ставлю один, но покрупнее. При этом крючки не будут схлестываться, а в траве у голавля будет меньше шансов сойти. На крупных воблерах все же оставляю оба тройника.
Каков же был характер поклевок июльских голавлей? Практически все они брали исключительно на проводке, когда после заброса, часто со провождаемого сплавом приманки по течению, начинал крутить ручку ка тушки. Причем в середине лета лобастый стал предпочитать крупные во блеры более мелким. Возможно, так происходило потому, что рыба стояла в более глубоких местах и охотнее выходила за объемной приманкой, игра которой была активнее. А мо жет, и еще по какой-то причине. Но в это время на первое место по поклев кам и поимкам у меня вышел Jackall Chubby 38 F SR весом 4 г. Но именно версия “SR”, как наилучше подходящая под глубины 0,5-1,5 м. В летней ловле на чабики и многочисленные его копии не понравилось только то, что почти все приманки были с темной спиной и плохо контролировались как на проплыве, так и на проводке. В идеале нужно следить за воблером на всей стадии ловли – в первую очередь для того, чтобы обходить препятствия в виде травы – либо “обплывать” их, либо обводить. Поэтому при ловле на другие модели стараюсь выбирать приманки со светлой спиной.
Более мощными в середине лета стали сами поклевки. Полагаю, потому, что у рыб возникала конкуренция, – кто первый схватит потенциальную еду, тот и не останется голодным. Рыб в облюбованном голавлями завале стояло немало, и “побеждал” в компании самый быстрый.
На одной из перспективных точек, дающих поклевки на каждой про верке, примерно в середине второй проводки трофейный голавль долба нул по приманке так, что после удара плетенка просто провисла. Я быстро выбрал слабину – и оказалось, что рыба засеклась сама. Закончилось то сражение с “конкретным чапло” тем, что лобастый снова зашился в траву, из которой я не достал ничего – только поводок. Развязался узел, ушел любимый “Тини” цвета темного майского жука. В первый раз у меня случился подобный случай. Узел “паломар” не выдержал всего процесса: сначала сильнейшей поклевки, затем рывков на вываживании и, под конец, протягивания сквозь водоросли. Вот такая история.
Надо отметить, что и размер рыбы в середине лета стал крупнее – пару пойманных экземпляров оказались длиной около полуметра и весом 1,5 кг. Для маленьких рек это настоящие трофеи! Один из них, кстати, стал исключением из летних правил: во первых, клюнул далеко не сразу, во вторых, схватил приманку на приводнении. Дело было так…
Обрабатывал одну из самых глу боких на реке ям, с тремя склонив шимися над ней ольхами, менял приманку за приманкой. Обычно я это делаю в сторону увеличения раз мера. Вот дошел черед и до Чаббика. Решил попробовать новую расцветку – серую с черной спиной и белым брюшком. Делаю заброс на плес, по дальше от самого завала – и тут же следует такая знакомая атака! Тем самым этот трофейный голавль сломал мой стереотип о том, 4 г – много для правильного плюха! Оказалось, для полуметрового голавля – в са мый раз! Причем именно в середине лета. Хотя и река была как раз из тех, где лобастый охотно реагирует на всплеск приводнившейся приманки. Дело было под вечер, примерно в 19.30, что подтвердило перспектив ность вечернего времени для ловли голавля на малых реках. Так, кстати, происходило и год назад на другой реке – весь день рыба могла молчать, а в сумерках обязательно активизировалась, выходя из завала.
Оставалось еще попробовать утром. До этого рано приезжать на реку у меня не получалось, но в этот раз не спалось – и в 6 утра я уже про веряю знакомый завал на повороте реки. Пусто. Через какое-то время вдруг вижу хорошего голавля, иду щего вниз по течению в сторону ко ряжника. Не спеша, он подошел к яме, зачем-то поднялся к поверхности, подышал воздухом (возможно, съел какого-то комарика) и спрятал ся в завале. Тогда подумалось, что, возможно, на ночь голавли выходят с глубины на заросший мелководный перекат, а дневать возвращаются в завал.
Итак, утро прошло грустно, из чего сделал вывод, что голавль в это время пассивен. Немного расклева лось часам к 9, но рыба была мелкой. Часам к 11 решил еще раз вернуться на утренние точки. Проверить одну из них помешало какое-то движение рабочих у моста, на другой бегала лишь семейка куропаток. Далее все по классике – сначала крался, по том полз на коленках, потом сделал первый заброс – и все произошло.
Побороться, конечно, пришлось, но голавль в этом время глупый, хоть и большой – как уже говорил, обычно он пытается спрятаться в прибрежной траве. На этот раз она была доступной – и я благополучно вместе с букетом зеленки водворил трофей в подсак. Весы показали 1550 г. В следующий раз на “своих” го лавлевых завалах я оказался через 10 дней. Проливные дожди сильно подняли уровень в реке. По прошлому опыту я знал, что это неплохо – по большой воде крупный голавль мог не уходить после нереста в старшую реку, а оставался на лето в при токе. Так происходило и в этом году.
Но проверка перспективных мест показала обратное – одна точка ока залась пустой: наблюдаемая мной ранее рыба пропала, не осталось даже небольших экземпляров. Прав да, не исключено, что их кто-то по тревожил. Другой завал оказался напрочь забит травой, вследствие дождей обильно плывущей по реке, – этаким ковром длиной, наверное, метров 10. Ловля здесь не представлялась возможной. В результате дальнейших визуальных поисков голавлей удалось найти лишь экземпляры до полкилограмма. Более крупные рыбы исчезли.
Наблюдать нормальную рыбу удалось на второй реке, но клевать она отказывалась, не проявляя совершен но никакого интереса к искусственным приманкам. Причем даже днем голавли обнаружили себя не вблизи завалов, а на прогонах со средней глубиной, обильно поросших рас тительностью. Однако единственная стоящая поклевка была под большими ольхами, у подмытых тенистых берегов. На этом голавлевая эпопея сезона-2018 и закончилась.
Если подвести краткий итог, то картина по малым рекам вырисовывается следующая. Середина весны, начало мая – голавль с паводком заходит в малые реки, сильно рассредоточен по речке. Конец мая-июнь – рыба придерживается перекатов, днем может попадаться вблизи укрытий возле мест нереста, вечером выходит на сам галечник. Рассредоточенность по реке зависит от количества нерестовых перекатов. После нереста, скатываясь постепенно вниз по реке, голавль может массово собираться в глубоких завалах. Клюет сильно и охотно из-за конкуренции. К августу из завалов выходит, может быть обнаружен на заросших плесах. Клюет в этом время на спиннинг неохотно или нерезультативно. Ловля осложнена обилием травы. Вероятно, в это время стоит пробовать ловить голавля нахлыстом.
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №5(70), 2018 г.
Похожие статьи
Особенности берегового джига
Дмитрий Соколов
Вот уже несколько лет подряд я начинаю и заканчиваю длинный спиннинговый сезон ловлей на джиг с берега. Весной удается открыться еще до начала половодья. В этом году, например, вода малых рек пошла на подъем в конце марта. А ловить вполне можно было с середины первого месяца весны. О...
ЧАЙКА, осень, джиг
Даниил Шерстянников
Долгое время Горьковское море для меня и большинства моих коллег было водоемом исключительно зимним. По льду иногда набиралось по несколько десятков рыбалок за сезон, а вот летом (точнее – по открытой воде) наше море мы стали регулярно посещать только в последние несколько лет. А зря! Жалею,...
Барминский джиг
Дмитрий Соколов
Ровно год назад в нашем журнале вышла статья "Разнежский джиг".
Если честно, при написании ее я думал, что "изобретаю колесо", поскольку акватория отлично нижегородцам известна. Но статью приняли очень хорошо, а кто-то уже прошлой осенью смог извлечь из нее практическую по...