Главная > Статьи > На таежной Юронге

На таежной Юронге

Александр Зайцев5-1.jpg

Самой интересной перволедной рыбалкой нашей редакции по праву можно считать поездку на озеро Юронгское. Посещение этого таежного уголка Воскресенского района непредсказуемым образом превратилось из обычной рыболовной вылазки в небольшое рыболовное приключение.

По приглашению варнавинских и краснобаковских товарищей мы объединенным коллективом из девяти человек на двух машинах отправляемся в леса Килемарского заказника - покорять просторы заповедного озера, расположенного в русле небольшой речки Юронга - левом притоке Ветлуги. По предварительной информации наших проводников, в Юронгском озере водятся крупный окунь и хорошая щука. Разумеется, рассказы о килограммовых горбачах в немалой степени повлияли на решение посетить этот водоем - за "крупняком" мы готовы поехать хоть на край света...

Нет дороги -
есть навигатор

Как хорошо, что теперь у нас появилась такая полезная электронная штуковина, как GPS-­навигатор. Даже если нет дороги, то ее можно всегда проложить самому, лишь бы батареек хватило на длительную работу этого довольно "прожорливого" прибора. Вот и нам в день поездки на Юронгское озеро с "готовой" дорогой не повезло - пришлось пробивать ее по снегу и лесному бурелому с помощью навигатора. А все потому, что в сумерках мы где­то не там повернули в поле и, соответственно, сбились с пути. Хотя до последнего момента мы этого не понимали, поскольку конечная остановка наших машин очень напоминала ту, куда мы должны были приехать на самом деле.

Ничего не подозревая, мы включили для верности навигатор, сравнили направление уходящей в лес тропки с направлением нашего озера. Направления сошлись, и мы длинным гуськом двинулись по этой тропе с уверенностью, что она проложена до озера. Но все оказалось не так просто - через 500 метров тропа кончилась прямо посередине леса. Ну не мистика ли?

Навигатор показывал, что до Юронгского оставалось около двух километров, и это при том, что все это время мы шли в правильном направлении. Тем временем светало, мороз крепчал, так пора бы уже и рыбачить начать! Решили торить свою тропу, идти, руководствуясь навигатором, по самому прямому пути.

С короткими передышками, веселыми шутками и боевым настроением за час с лишним мы вышли к озеру. Оно показалось нам из леса, словно оазис в пустыне - такое же желанное и очаровательное.

Жерлицы рулят!

5-2.jpgСойдя на лед озера, достаем термосы Zojirushi. Да, Юронгское действительно красивое, но довольно небольшое озеро. В длину, как показали измерения на спутниковых картах, оно меньше 800 метров, а ширина совсем небольшая - от 250 до 450 метров. Главная особенность озера - его проточность. В озеро впадают две реки: Юронга и Чемодановка, а вытекает одна Юронга. Таким образом, водоем имеет постоянную подпитку свежей водой, что препятствует заморным явлениям и морозной зимой, и жарким летом.

На таежном озере, к нашему великому удивлению, мы оказались не одни. В его противоположном конце виднелся человек с собакой. Как нам удалось выяснить немного позднее, этот рыболов был из деревни Красная Юронга, он пришел на озеро другой тропой, по которой должны были идти и мы, только вот пути наши разошлись... А по "правильной" дороге от машины пешком идти всего двадцать минут, как доложил нам местный рыболов. Но поскольку наши машины стояли в одном месте, а "правильная" тропа пролегала в другом, возвращаться назад нам предстояло тем же путем, по которому мы сюда пришли.

Время бежало с неумолимой скоростью. Декабрьский денек короток, а утренний клев мы и так уже почти прогуляли, поэтому, быстро попив чаю, разбредаемся, кто куда. Специально для местных щук я прихватил с собой десяток жерлиц, расстановкой которых решил заняться первым делом. Для щучьих поставушек мне сразу приглянулся небольшой заливчик, который отчетливо выделяется в овальной форме озера. Вскрывать лед этого примечательного участка Юронгского я отправился в компании еще троих коллег. Что ж, тем легче будет наловить живца...

5-3.jpgПробуем бурить лед - в нем сантиметров десять толщины. Вот оно, безопасное перволедье! Ходи и бури где хочешь, под ногами ничего не трещит и не гнется. В ход первым делом идут безнасадочные мормышки и некрупные блесны. Глубина подо льдом оказывается небольшая - около полутора метров. С первых проводок следуют поклевки, и вот уже мелкие окуньки весело затрепыхались на льду. Не ожидая, что заклюет так скоро, быстро набираю пластиковой баночкой из лунки воду в канистру, боясь обморозить моего будущего живца для щуки. За бортом, однако, холодно. Вклеенный в мой рыболовный ящик термометр показал отметку ­15, что очень даже ощущалось по быстрому обмерзанию лунок.

Живец в канистре стал прибывать скорыми темпами, и я, решив не тратить остатки утреннего времени, приступаю к расстановке жерлиц. Первые снасти начинаю выставлять в непосредственной близости от того места, где происходила ловля окуня.

Зарядив вторую жерлицу и хорошенько присыпав ее снегом, отхожу на пару метров и слышу щелчок флажка. Поворачиваюсь - горит! Сначала подумал на бойкого живца, но вращающаяся катушка жерлицы дала понять, что это все-­таки поклевка! Равномерно смоталось около пяти метров лески, и катушка встала. Быстро снимаю жерлицу с лунки, выбираю слабину, делаю короткую подсечку, и полукилограммовая щучка пробкой вылетает на лед. Хищница почти не травмировалась, поэтому быстро уходит обратно - подрастать. Но начало уже есть!

5-4.jpgПродолжаю расстановку жерлиц, и на восьмой снасти картина с первой поклевкой повторяется заново. Все точно так же, как будто снова просмотрел тот же кадр - заряжаю жерлицу, отхожу на пару метров, и она срабатывает. Эта хищница, как и первая, медленно смотала несколько метров лески и встала - явный признак уверенной поклевки. Уже в момент подсечки я понимаю, что эта рыбина крупнее первой. Резво покрутившись возле ледяного окошка, полуторакилограммовая щучка с буруном вылетает из ледяной воды на пушистый снег...

Выставив все десять жерлиц, возвращаюсь к своим удочкам. Коллеги тем временем уже успели наловить полную канистру некрупных окуньков - везде бы живец клевал так исправно! С добычей мелочи было решено закругляться и заняться поисками достойного окунька, тем более что один из нас уже обрыбился трехсотграммовым красавцем. "Полосатый" попался на пустой гвоздешарик в процессе ловли мелочи - ну, думаем, все, сейчас достанем блесны, балансиры - и попрет...

Пока я копошился в своем ящике, совсем забыл про выставленные жерлицы. А над искрящимся на солнце снегом на дальней снасти уже маячил красный флажок. Вот она, жерличная интрига! Бегу к сыгравшему флажку, издалека замечая активное сматывание лески с катушки - щука явно накололась на тройник! С подсечкой на этот раз не медлю, секунды вываживания - и вторая полуторакилограммовая щучка подпрыгивает на чистейшем снегу.

После этого жерличные поклевки на время прекратились, хотя душа требовала бурного продолжения - уж больно хорошо сопротивляется местная щука!

А на мормышку окуни крупнее5-5.jpg

Тем временем коллеги продолжали искать крупного окуня. И мне тоже пришлось заняться "полосатым", поскольку на этой рыбе нам предстояло протестировать новые зимние блесны. Но мелочь клевала на все, а вот горбачи явно бастовали - во всяком случае, от предложенных новых блесен и даже проверенных балансиров крупный окунь напрочь отказывался. Клевала одна "матросня", и лишь некоторым из нас удалось поймать на балансир парочку "двухсотграммовиков".

На мормышку дела шли лучше. Самый крупный "полосатый" этой рыбалки был пойман на мормышку с опарышем - рыбина потянула на 400 граммов. Около десятка окуней весом в 200-300 граммов тоже соблазнились мормышкой, только с мотылем. Озерный окунь в этот солнечный день, судя по всему, предпочитал кормиться подводными насекомыми, нежели мальком. А, может, на мормышку он здесь всегда ловится лучше?

В своей рыболовной практике мне неоднократно приходилось замечать, что предпочтение озерный окунь зимой отдает мормышке с насадкой. К примеру, на озере Юхро и соседних к нему озерах в Борском районе лет шесть-­семь назад самых крупных окуней мне удавалось ловить на очень маленькую мормышку с пучком мотыля, когда снасть настраивалась на осторожную плотву. И только в начале зимы прошлого года на озере Инютинское, что в Богородском районе, мне неожиданно удалось столкнуться с нетипичным поведением озерного окуня, активно клюющего именно на блесну и балансир, причем во всей толще воды. Тогда перволедный характер клева инютинского окуня был сопоставим с характером клева окуня Горьковского моря - 5-6.jpgрыба хватала блесны и балансиры массовым выходом у всех сидящих рыболовов. В общем­-то, это был нормальный окуневый клев, только на озере я такое застал впервые. Но, повторюсь, это нетипичная для озера ситуация.

После обеда срабатывает еще одна жерлица, которая приносит четвертую щучку - на килограмм. Отвлекаться на ловлю жерлицами времени больше не было, так как основной целью дальнейшей рыбалки мы обозначили поиск крупного окуня. Но уверен - переставь я жерлицы на новое место, поклевки были бы еще. Просто щуке требовалось попасть живцом под нос, а аппетит у нее в этот день был явно неплохой.

Была в этой рыбалке и одна "балансирная" щучка. Килограммовая хищница схватила балансир у того из нас, кто весь день посвятил целенаправленному поиску рыбы на эту искусственную приманку. Кто искал, тот нашел.

Помимо окуня, на мормышку в Юронгском "проклевывалась" некрупная сороженка, на которую сразу захотелось попробовать подстроиться с прикормкой. Но на "белую" рыбу из нас никто не рассчитывал, да и разве все успеешь за столь короткое время рыбалки? К тому же, когда со льда предстоит уходить задолго до сумерек - впереди нас ожидало 2,5 километра лесного пути.

Звучит призыв двигаться к машинам. Я быстро собираю жерлицы, укладываю все снасти в рюкзак, оглядываюсь по сторонам... Да, сюда непременно стоит вернуться. Только в конце марта... по последнему льду. На лыжах и с ночевкой. Не желаете присоединиться?