Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Большой кусок – большому рту

Большой кусок – большому рту

11.jpgАлексей Шанин – краснодарец, многократный чемпион мира по ловле хищника спиннингом с берега и лодок, мастер спорта международного класса, автор известного нижегородцам блокбастера “Твичинг на мелководье”, один из ведущих авторов российской рыболовной журналистики, участник спиннингового фестиваля “Разнежье-2008”.

Волга в среднем течении – это, пожалуй, самое уникальное место с точки зрения разнообразия мест для ловли хищной рыбы. Здесь есть обширные мелководные заливы, длинные песчаные косы, соседствующие с глубиной, обширные коряжники, а местами и вовсе затопленный лес, огромное множество островов, между которыми сетью лабиринтов простираются протоки. Рыбные богатства здесь, конечно, сильно уступают нижневолжским, но рыба есть. Поймать ее, безусловно, сложнее, чем в той же дельте Волги. Но если знать точно когда, где, как и на что, результат будет весьма достойным.

Для меня ловля на воблеры всегда стоит приоритетом независимо от водоема, где приходится ловить. Почти всегда можно подобрать воблер под условия конкретного водоема. Средняя же Волга является лучшим полигоном для ловли этими приманками. Выбирая место ловли и подбирая под него определенную модель воблера, можно целенаправленно ловить любого из присутствующих в реке хищников. Для начала рассмотрю самую распространенную ситуацию на примере мест концентрации стайного хищника.

В районе Самары есть очень много мест, где в течение всего теплого времени года наблюдается активный бой хищника. Это, как правило, мелководные участки основного русла с близким соседством глубины. Обычно на поверхности охотятся здесь два вида хищника: окунь и жерех. Зачастую стаи окуня в таких местах весьма значительны. Но количество не означает качества – поймать окуня свыше 300 граммов в котле проблематично, а порой и вовсе безнадежно. Добыть жереха, даже не самого крупного, еще сложнее.

22.jpgТрудности добавляет и то, что все эти места на виду, и здесь всегда есть рыболовы. Обычно они не предлагают разнообразного меню рыбам и ловят по старинке на так называемые “гирлянды” и различные варианты тяжелых жереховых блесен. Но рыба успела изучить эти орудия ловли, поэтому теперь они приносят серьезные уловы, лишь когда хищник очень голоден и хватает все подряд. Понятно, что так бывает очень и очень редко.

В силу того, что я не фанат ловли жереха и окуня, мне гораздо интересней найти в этих же местах свою тему. Ведь эти две рыбы не могут замыкать пищевую цепь в силу своего размера. Понятно, что где-то рядом присутствует и более серьезный хищник, который питается этими самыми чавкающими полосатыми “разбойниками” и даже жерехами среднего размера. Речь идет о крупной щуке. Она и является замыкающим звеном в пищевой цепи таких мест. Но поймать такую рыбу мало кому удается, в основном в силу того, что этим просто почти никто не занимается.

Несколько лет назад, когда я только начинал посещать Среднюю Волгу, меня привезли к котлу окуня. Я поставил маленький тонущий воблерок Smith D-Contact и с каждого заброса стал вытаскивать некрупных красноперых полосатиков. Чтобы не травмировать рыбу и отпускать ее сразу после поимки, я оснастил воблер тройниками без бородок. Посчитав, что здесь, кроме окуня, ловить нечего, я даже не стал ставить стальной поводок перед приманкой. Но один из очередных забросов преподнес мне очень неожиданный сюрприз: во время проводки случилась обычная поклевка окуня, я приступил к неспешному вываживанию, и вдруг произошел мощный удар. Я рефлекторно подсек, мой спиннинг сверхлегкого класса Norstream Stage 66 UL согнулся до “закритического” угла. На том конце было что-то очень тяжелое, но шло против течения, как большой пучок водорослей.

Когда я подтянул “это” к лодке, сквозь прозрачную воду увидел большую щуку, из пасти которой торчал хвост окуня. В этот момент до щуки дошло, что что-то идет не так, как она привыкла, и в ее рывке фрикцион моей катушки взвизжал словно двигатель взлетающего Ту-154. Когда рыба ушла на солидное расстояние от катера, неподалеку на поверхность всплыл мертвый окунь – значит, щука засеклась тройниками воблера, а добычу просто выплюнула. Но крючки без бородок, и нет поводка... мои шансы на победу в этом противостоянии были туманны. Тем не менее, борьба продолжалась минут семь, несколько раз я поднимал рыбу на поверхность и в один из таких моментов сумел “припарковать” щуку в подсак. Забавно то, что в самый  последний момент уже над подсаком она срезала леску и по инерции опустилась прямо в его сетку. Щука весила почти 7 кг, крючки на воблере были разогнуты – не очень понятно, как я вообще смог ее вытащить, ведь все козыри были у рыбы.


Когда я подтянул “это” к лодке, сквозь прозрачную воду увидел большую щуку, из пасти которой торчал хвост окуня. В этот момент до щуки дошло, что что-то идет не так, как она привыкла, и в ее рывке фрикцион моей катушки взвизжал словно двигатель взлетающего Ту-154. Когда рыба ушла на солидное расстояние от катера, неподалеку на поверхность всплыл мертвый окунь – значит, щука засеклась тройниками воблера, а добычу просто выплюнула. Но крючки без бородок, и нет поводка... мои шансы на победу в этом противостоянии были туманны. Тем не менее, борьба продолжалась минут семь, несколько раз я поднимал рыбу на поверхность и в один из таких моментов сумел “припарковать” щуку в подсак. Забавно то, что в самый  последний момент уже над подсаком она срезала леску и по инерции опустилась прямо в его сетку. Щука весила почти 7 кг, крючки на воблере были разогнуты – не очень понятно, как я вообще смог ее вытащить, ведь все козыри были у рыбы.55.jpg

Этот эпизод натолкнул на мысль, что таких “крокодилов” ложно ловить и целенаправленно. Главное – подобрать правильную приманку и запастись терпением. Покопавшись в коробках с воблерами, я нашел подходящую приманку – Jackall Smash Minnow 110. Глубина на плато, где происходил окуневый бой, составляла 2,5-3 метра. Smash Minnow 110 никак не может заглубиться ниже полутора. Видимо, поэтому его атаковали лишь окуни, но зато теперь попадались экземпляры гораздо крупнее.

Спустя некоторое время я начал искать у разных производителей крупные минноу с расчетом применить их в таких местах. В прошлом сезоне мой арсенал пополнился японским крупным минноу OSP Asura Rudra. В своих поездках в Самару я не уделял ему особого внимания, ловя преимущественно на джиг.

Осенью меня пригласили в Нижегородскую область на фестиваль “Разнежье-2008”. Мы прибыли на место за два дня до мероприятия с целью изучения местной акватории. В первом выходе на воду я приметил место, очень похоже на то самарское, где у меня и произошел тот случай со щукой. Там тоже было затопленное плато, где шел бой некрупного хищника, и присутствовал свал в русло. Простучав свал джигом, я быстро поймал солидную щуку, но на этом все и закончилось. Больше поклевок не было. Дело к тому же происходило под вечер, поэтому на эксперименты времени не оставалось.

На следующий день я поплыл целенаправленно к этому месту. Установил лодку таким образом, чтобы производить забросы прямо вдоль свала. В качестве приманки решил использовать Asura Rudra 130 SP. Летит этот минноу очень прилично, заглубляется на 2,5 метра, а этого вполне достаточно, чтобы привлечь внимание хищника даже с глубины пяти метров.

Проводка Asura Rudra – это твичинг с мощными рывками и, желательно, с продолжительными паузами между сериями рывков. При такой проводке поведение приманки становится очень хаотичным, напоминая хищным рыбам их любимую добычу – обессиленного подранка. (Кстати сказать, в выпущенном мною фильме “Твичинг на мелководье” есть подводная съемка движения этого воблера при твичинге.)

Первые забросы были разведывательными, я изучал работу приманки, подбирал правильную частоту и силу рывков. Подобрав проводку, я метнул воблер вдаль и стал проводить его непосредственно вдоль свала. Где-то в первой трети дистанции заброса произошла мощная поклевка. Это была щука под 5 кг весом. Дальше все пошло как по маслу, до обеда мне удалось поймать четыре хороших щуки.66.jpg

Вернувшись туда же вечером, я установил лодку точно так же и стал производить дальние забросы в том же направлении. На первых же проводках клюнула щука стандартного веса в 5 кг. Но потом все пошло не так, как было задумано. После следующей поклевки я почувствовал, что засек рыбу явно крупнее предыдущей. Немного поддавшись, щука вышла на поверхность, сделала несколько 

бурунов в попытке освободиться, а затем с разгона нырнула в глубину и о заросшие ракушечником коряги срезала шнур. Было очень досадно, а в первую очередь жаль уловистую приманку. Благо, в запасе была еще одна такая же…. Но на следующий день – “дежавю”: все произошло по очень похожему сценарию, и снова все закончилось потерей воблера.

После этих случаев я стал активно собирать комплект из подобных воблеров. Из всех отмечу три основных ударных единицы в охоте за средневолжскими “крокодилами”: OSP Asura Rudra 130 SP, Deps Balisong Minnow 130 SP, Jackall Mag Squad 130 SP. Всей троице свойственны схожие характеристики: отличные аэродинамические показатели, хорошая управляемость во время проводки и, самое главное, высочайшая уловистость. Но при этом все три приманки разные по поведению и по рабочему заглублению.

Asura Rudra 130 SP – самый изученный мной воблер из этих трех минноу. Он очень хорошо держит течение и не заваливается при мощных рывках. В среднем во время проводки занимает глубину 2,2-2,5 метра, при медленной проводке против средней силы течения может заглубиться и ниже отметки в 3 метра. Родные тройники и заводные кольца следует заменить сразу после покупки на более мощные, но в том же размере, что и родные. Вообще на рыбалке в запасе всегда следует иметь некоторое количество тройников. Крупная щука, течение и мощная снасть очень быстро приводят в негодность даже самые мощные крючки.

Не знаю, чем это вызвано, но на этот воблер чаще, чем на другие, реагирует жерех, зачастую крупный. Но клюет он обычно не во время твичинга, а на выматывании. И чаще всего сразу после начала выматывания, когда приманка резко набирает ускорение.44.jpg

Balisong Minnow 130 SP – несколько отличается от Asura Rudra 130 SP по форме тела, углу атаки и площади заглубляющей лопасти. К тому же в “Бализонг” встроена система дальнего заброса, за счет которой его можно забросить немного дальше. Поведение при проводке аналогично “Рудре”, с той лишь разницей, что “Бализонг” почти не держит струю, поэтому проводить его следует более плавным твичингом. Заглубляется он чуть поменьше “Рудры”, но незначительно.

Mag Squad 130 SP – сильно отличается от двух предыдущих приманок. Площадь его заглубляющей лопасти существенно больше, что сказывается на глубине его рабочего горизонта – он в среднем на метр больше, чем у Рудры. Дальность заброса Mag Squad 130 SP на четверть больше чем у “Бализонга”, к тому же он летит как пуля и устойчив в полете к боковым и встречным воздушным потокам. Это позволяет с помощью Mag Squad 130 SP достигать хороших показателей дальности заброса даже в ветер при забросе поперек его направления.

Здесь стоит добавить, что описанные мною воблеры обозначены двумя буквами SP (Suspend), т.е. имеют нейтральную плавучесть. Но у каждого из этих минноу есть брат-близнец с положительной плавучестью, обозначенный буквой F (Floating). Кроме этих буквенных обозначений, других внешних различий между модификациями нет. Я очень активно пользуюсь и плавающими вариантами этих минноу, но на более мелководных участках. Впрочем, это уже совсем другая тема.

Пару слов о снастях. Каждый из воблеров весит 20-24 грамма. Это накладывает некоторые требования к мощности снасти. На сегодняшний момент чаще всего при ловле этими воблерами я использую спиннинг Norstream Partner 80H с тестом 10-38, катушку Daiwa Certate 3500HD и шнур Linesystem WAX PE 0,19 с заявленной разрывной нагрузкой 12,5 кг. С этой снастью я полностью контролирую все происходящее: чувствую работу приманки и не даю свободы действия даже крупной щуке.

77.jpgТактически планировать ловлю следует по двум основным сценариям: ловля вдоль свала и ловля поперек свала с забросом с глубины на мель и проводкой с мели в глубину. Как правильно встать и куда кидать – зависит от конкретных условий. К примеру, если ловить приходится на затопленной косе, на которой глубина 2-4 метра, а вокруг она окружена свалами в глубину, то устанавливать лодку на якорь стоит на глубине в 10-15 метрах от края свала. При этом забросы следует осуществлять перпендикулярно направлению косы с отклонением 45 градусов выше или ниже, тут многое еще зависит и от силы течения. Обычно, пока воблер проходит мелководную часть, он успевает набрать рабочую глубину, а в момент достижения им края свала чаще всего и происходит поклевка.

Ловля вдоль свала актуальна в тех случаях, если в верхней части водоросли стелятся близко к поверхности или глубина недостаточна для проводки воблера. Забросы лучше всего производить на некотором расстоянии от самого свала таким образом, чтобы воблер не цеплял грунт, набрав глубину. К тому же когда воблер движется на некотором удалении от свала, он проходит как раз в той зоне, которая находится под контролем хищников, и приманка не вызывает никаких сомнений в своей съедобности.33.jpg

На рыбалках я заметил еще и тот факт, что чем сильнее течение в месте ловли, тем более агрессивно нужно вести приманку. Рывки должны быть мощнее, чаще, а паузы между рывками – непродолжительными. И, наоборот, при слабом течении лучше проводить воблер очень медленно, очередями по два-три рывка и с продолжительными, по 2-5 секунд, паузами. Я могу объяснить этот факт лишь тем, что на сильном течении держится преимущественно активный хищник, которого нет необходимости долго уговаривать на атаку. По крайней мере, на сильном течении поклевки всегда очень злые, рыба засекается надежно, а сходы случаются редко.

Почти стопроцентной гарантией присутствия щуки служат заросли водорослей в верхней части свала. В таких зарослях хищница больше всего любит устраивать засады. Ну и, естественно, если здесь охотятся за мальком стаи окуней, можно быть абсолютно уверенным, что полосатые находятся под надзором большой щуки. Остается лишь правильно подать воблер. Может, скажу банально, но результат не заставит себя долго ждать!


Нижегородский рыболов № 5(16), 2009 г.