Звенят весенние дожди
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Март… Тихая мягкая оттепель, в которой висит мелкая морось. Она словно туман, и сквозь эту серую тишину едва проглядываются белотелые берёзы. Сырой лес сочится влагой, в нём пронзительно свежо, и уже ощущается запах жухлой травы, береговых горьких тальников и мягкой земли, оттаявшей под снегом. Всё это запах весны, от которого почему-то тревожно и радостно одновременно. Под ногами шуршит и рассыпается крошкой сырой снег. Я иду по руслу реки среди сумрачного поутру леса, плачущего весенним дождём. Моя цель – лесная старица, где ждёт меня чудо-налим.
В поисках чудо-налима
Рыбалка весной разнообразна, и в большинстве своём рыбаки едут за “белой” рыбой и судаком на Волгу. А у меня на очереди ловля налима на живца и резку на малой речке, ну, не чудак ли?.. Походы на нашу ближнюю речку за налимом имели несколько целей. Во-первых, нужно было как следует проверить-протестировать новые жерлицы в качестве подлёдных снастей. Эти оригинальные снасти с мотовильцами вместо катушек щуку уже ловили, ловили и налимчиков, но нужно было отработать простую и быструю технологию установки жерлиц под лёд для нового видео. Во-вторых, хотел проверить речную старицу, где на спиннинг ловилась осенью щука, и теперь нужно было узнать, есть ли аппетит у щуки мартовской на этой старицеподкове, огибающей полукругом добрый участок леса и выходящей на реку двумя руслами. А, в-третьих, хотелось всё же поймать чудо-налима. На моём песчаном бережку выше по течению, где летом я на фидер ловил подлещиков, в последний мой поход на реку попадались только мелкие налимчики. А хотелось и рыбу запечатлеть на фото- и видеокамеры, и уху сварить знатную. Ведь у крупного налима и печёнка объёмная. Кто пробовал уху из свежепойманного налима, знает, наверное, насколько ароматная она и пользительная, а главное место в ней занимает отварная нежная печёнь. Под запотевшую рюмочку “беленькой” пальцы отъешь…
Как это часто бывает, по известному всем Закону Подлости, всю ночь выл и стонал ветер, швыряя в окна моей спальни сырой снег. А то и откровенный дождь стучал по крыше. Утром, высунув нос на улицу, обнаружил унылую картину с моросящим дождём и серыми тучами. Оглянулся и решил было вернуться, чтобы нырнуть в постель… мол, ну, её, такую рыбалку!.. Но, открыв крышку кана, стоящего между дверями холла, увидел, как бойко шныряют между пузырьками воздуха от работающего компрессора серебристые мои сорожки. Не-ет, пусть хоть град сыпанёт, но нельзя дрыхнуть, когда такой живец пропадает… Вперёд!
И вот уже бодро волоку за собой волокуши, простите за тавтологию. Как оказалось, ходьбы с полчаса до старицы. Можно было бы и лыжи взять, как в прошлый мой выход на речку Малую нашу Кокшагу, но после морозца они пока ни к чему. Снеговую кашу схватило, и теперь путь был твёрдый, как по грунту. На месте было пустынно, ни души. Вот из-за чего люблю ходить на пригородную речку среди недели… А может быть, тут щука не берёт? Эта мысль словно холодным душем окатила, хотя и так дождя хватает…
Та-ак, кажется, здесь ставить надо жерлицы, у двух этих выходов из старицы. Чего щуке в глухой старице делать, когда вся свежая вода здесь? Да, ставлю снасти в этих устьях старицы. И глубина подходящая – четыре с половиной метра, где-то и пять. А в самой старице только три. Так и просидел я почти впустую до обеда, вылавливая время от времени некрупных плотвичек на безмотылку с подсадкой головки мотыля. В классическом варианте плотва не брала. А на жерлицы попалась только одна небольшая щучка. Видимо, оттого и рыбаков не было, раз щука брать отказывалась.
Выставляю на эти же лунки с теми же живцами новые свои жерлицы в подлёдном варианте. Для этого просто отстёгиваю мотовильца, опускаю живцов на дно, оставляя пару метров свободной лески и захлестнув лишнюю за зубчики внутри мотовильца. Если оставить всю леску, как для щуки, то налим обязательно найдёт на дне корягу, пусть даже единственную в округе, и погубит снасть.
Теперь остаётся только продеть сквозь отверстие в мотовильце петлю из тонкого капронового шнура, затянуть удавку и повесить жерлицу на палку, положив её затем поперёк лунки и опустив мотовильце с леской под лёд. Чтобы не торчала снасть на виду, накрываю лунку подставкой от жерлицы и засыпаю снегом. У лунок втыкаю прутики для ориентира. Но все девять жерлиц не стал ставить. Три выставил у первого устья старицы, а у другого выхода в реку – тоже три штуки. Одну поставуху с тяжёлым грузилом установил под обрывом противоположного берега, на довольно сильном течении, делая ставку на эту снасть. В подобных условиях ловили когда-то крупных налимов на Большой Кокшаге, на Маркитане. Почему – поставуху? Груза жерлицы здесь не хватало, чтобы удержать живца на дне. Течение. Раннее утро я проспал и к старице подходил только к девяти часам. Ага, вот что значит суббота на пригородной речке. На “моём” месте сидело трое рыболовов, и вся старица была заставлена жерлицами, причём, вплоть до другой стороны “подковы”. И ни одной жерлицы не стояло на выходах из старицы. В разговоре с хозяином жерлиц выяснилось, что щука здесь берёт почему-то именно в неглубокой старице, а не в яме на выходе в реку, где я вчера ставил свои жерлицы. На каждом водоёме свои особенности. Рано утром парень поймал пару щучек. А сейчас, как отрезало, говоря банальной присказкой…
Ловля налима со льда в этом месте, как оказалось, для рыбаков была новостью. Даже и не слышали о том, чтобы кто-то ловил здесь ночного хищника. Ладно, буду проверять свои снасти, хотя оптимизма их удивление мне не прибавило. Надо же так опростоволоситься – с такими живцами забуриться на ближней речке-невеличке. Да лучше бы я с жерлицами на городском водохранилище выставился, может быть, одну-две щуки вытянул бы из-подо льда.
Три жерлицы на одном выходе из старицы были пустыми. Лишь на одной из них была полностью размотана леска. Видимо, брала щука, но лишь сорвала живца. На этом же месте вчера и была поймана единственная небольшая щучка. Перехожу к другому выходу из старицы. А тут на каждой из трёх жерлиц сидели налимы… Поставуха на другой стороне была пустой, а ведь ставка была именно на неё. Налимы же попались в местах со слабым течением и глубиной 4-5 метров. Налимы, что помельче, взяли на резаную сорожку, а самый крупный – на живца. Правда, этот налим ввел меня в разочарование и смущение… Соседи-рыболовы долго и внимательно следили за тем, как я боролся с рыбой, очевидно, с тем самым чудо-налимом. Дело дошло даже до багра, которым я вытянул… среднего налима, но зацепившегося леской за чьюто оторванную плетёнку на дне. Сквозь пружинистое сопротивление плетёнки я и чувствовал толчки рыбы, принимая её за желанный “крупняк”, который даже в лунку не пролезал. Ну, ладно, налим всётаки – не те лягушата, которые пока попадались в этой речке. Будем считать, что ловля налима удалась. Речка-то ведь невеличка. И теперь лишь бы уха удалась да фотои видеокадры получились. Но всё вышло, как надо: и уха получилась знатная, и фото-видеосессия удалась. Значит, не зря я мок под сырым снегом и дождём. Можно и – с устатку… Вот такая она – рыбалка весной.
Живой жемчуг
Утром в порядке эксперимента пробежался по старым лункам, набурил новых под кустами Малой Кокшаги, но “уговорил” лишь одного окуня. Всё же на безмотылки на малой реке пока не приноровился ловить. А ведь рыба здесь есть, но хитрая, осторожная по-лесному или капризная по-городскому. Город-то совсем рядом.
Вышел за поворот речки и увидел плёс с промоиной у берега, где, очевидно, в речку впадает ручей или ещё по какой причине закраину промыло. Понравилось мне место, и решил я его проверить. Выбрал место неподалёку от промоины, просверлил лунку и опустил в неё вначале комок салапинской каши с зимней прикормкой для плотвы. Потом и оснастку с красным опарышем и личинкой чернобыльника отправил под лёд. Э-э, да тут и течения почти нет, точнее есть, но к другой стороне лунки леску жмёт, не напористо, едва-едва… Видимо, обратное здесь течение.
Снасть с тоненькой леской диаметром 0,06 мм и крючком-заглотышем № 18 или № 2,5, если по-нашему. А грузило находится над крючком, всё, как летом. Почему-то в эту зиму только на неё и удавалось наловить живцов, особенно в глухозимье.
Но заклевало и сейчас, азартно и уверенно, отчаянно сгибая кивок, и футболя, видимо, грузило. Знакомый стиль… Конечно же, это уклейка!.. На леске одна за другой забились уклейки, сверкая на утреннем солнце. Хорошая и миловидная рыбка, живой жемчуг, почти буквально, ведь из уклейки и делали искусственный жемчуг.
Когда клёв затихал, я подбрасывал в лунку сухой прикормки, и уклейка вновь сгибала кивок. Вот и ладно. Порадовала душу красивая рыбка, пойдёт в самодельные шпроты и для живца останется, на судака, если пока собираюсь на Волгу, лёд не уйдёт…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 6(356), 2017 г.