Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Золотая лихорадка Продолжение.

Золотая лихорадка Продолжение.

142-11-1.jpgНачало в № 7(141), 2008 г.

Речка Золотая находится на Восточном Мурмане, и до неё не так-то просто добраться. Двум друзьям, уже посещавшим эти места, повезло, и они с оказией смогли добраться до устья речки, где их ждало небольшое пристанище. Оставив часть вещей, они отправляются на поиски рыбных мест...

Мы с Колей решили разделиться, чтобы не бегать друг за другом наперегонки по "злачным местам" (никуда не денешься, есть такой грешок), а спокойно получать удовольствие от рыбалки. Для пикника договорились встретиться под утро на Большой яме.

Остаюсь внизу, а Коля уходит вверх по речке на свою "Кастрюлю". Ну, это я так, в шутку, прозвал когда-то верхнюю яму, где мой друг в первый же день своего пребывания на этой речке всего за час "отоварил" все имевшиеся у него лицензии и с чувством исполненного долга и облегчения ходил потом по окрестным озерам за гольцами и кумжей, наслаждаясь рыбалкой как свободный художник.

Не всякий это поймет, а заядлые семужатники могут даже обидеться, но мы воспринимаем лов семги как обязательную программу, которую, оправдывая лицензии, надо выполнить, получив при этом удовольствие от борьбы с сильной рыбой, и, разумеется, деликатесное мясо.

Однако ежедневное методичное хождение по одним и тем же местам, где ты знаешь каждую "дырку", утомляет даже при хорошем клеве, и пропадает интерес. Поэтому, утолив первоначальную страсть, мы стараемся распределить наше время так, чтобы всегда было интересно вернуться на речку за рыбиной. Ну а основную радость нам доставляют все же путешествия по множеству окрестных озер, где всегда можно рассчитывать на всякие сюрпризы.

Вот трепло, так трепло! О чем я рассуждаю? Мы же только что прибыли в свое "эльдорадо", и я за год, конечно же, соскучился по Золотой речке и красавице семге.

Первый нижний порог. Умеренный порывистый ветер волнами рябит его поверхность. Воды мало, ширина Золотой тут сейчас в пределах 10-15 м, а максимальная глубина - ниже пояса. Болотные сапоги приведены в "боевое" состояние, и серебристый "Colonel №4" полетел вверх по течению.

Я уже давно заметил, что хватки рыбы на порогах происходят значительно чаще, если блесна сплавляется наискось по течению. Спиннинг держу почти вертикально, чтобы лепесток шел под самой поверхностью. Вода летит быстро, и скорость подмотки почти предельная.

Вдруг в завихрении у подводного камня мелькнул серебристый бок, рыбина метнулась вверх к блесне, но промахнулась и резко ушла в сторону в основной поток. Вот так, с первого раза объявилась, значит. Сделал еще несколько забросов, но семга не среагировала, только раз блеснула на стремнине. Мой старый, проверенный "Colonel" (плоско-давленый вариант, а не новый, в виде кривой загребущей ложки) оказался тяжеловат в этой ситуации, поэтому испробуем новое приобретение - зубчатую бронзовую "Corona". Она полегче, заводится моментально и идет без излишней напруги.

Со второй попытки положил блесну в борозду, где обосновалась рыбина. Тупой удар - и тут же "свечка". Небольшой экземпляр, килограмма на полтора, но резвый. Сработала тормозная трещотка. Еще одна "свечка". С удовольствием поводил семужку по порогу, положил ее на бок и, изловчившись, быстро прихватил за хвост.

Выскакиваю на берег, зажимаю добычу рукой в камнях и выхватываю из ножен свой рыбный ножичек. Тяжелой рукояткой бью рыбу по затылку, чего бывает вполне достаточно для успокоения даже крупных экземпляров, и лезвием подрезаю "горло". Подрезка - это то полезное, что в последние годы мы переняли у норвежцев на промысле рыбы. При этой операции рассекаются главные кровеносные сосуды или сердце, поэтому рыба быстро обескровливается и засыпает, что позволяет значительно дольше хранить ее без обработки в полевых условиях.

Можно, конечно, посчитать кощунством столь подробное изложение процесса умерщвления рыбы, что может негативно повлиять на эстетические чувства читателя, но когда видишь бьющуюся в судорогах подбагренную семгу, брызгающуюся кровью, или "каратиста", пытающегося забить крупную рыбину руками и ногами или, что еще хуже, булыжником, то лучше все-таки рассказать, как избавить добычу от лишних мучений. Мы с Колей не признаем ни подсачека, ни багорика, всегда оставляя рыбе последний шанс.

Заполнив лицензию и открыв новую, двигаюсь вверх, облавливая длинный перекат. На этом участке Золотая расширяется до 30 м, на дне мелкий булыжник и гравий, глубина в основном по колено, но есть одна заветная ямка под моим берегом, а также борозды, в которых иногда отстаивается семга.

Ямка меня порадовала, но, увы, лишь на мгновение. Небольшая рыбина вылетела из глубины, хапнула блесну прямо у меня под ногами, рванула назад и тут же дала "свечу". Поверьте, в такой ситуации частенько не успеваешь сработать ни ты сам, ни катушка, ни удилище, и хорошо еще, если выдержит леска. На этот раз не повезло, и вылетевшая из пасти блесна чуть не заехала мне в лоб, что, впрочем, можно посчитать и везением.

С интервалом в несколько минут наколотая рыба трижды выпрыгивала из воды, уходя вниз по течению. Больше поклевок не было.

Перехожу речку вброд. Пробую половить на широком мелком пороге со множеством торчащих камней и заманчивых ямок. Отпустив на волю несколько нагло зацепившихся мелких форелин и семужат-пестряток, плюю на это дело и иду на порог под названием "Петля". В этом месте речка делает крутой изгиб, уходя под обрывистый берег. Ширина ее всего около 5 м, в нижней части порога значительный перепад высоты, и бурный поток с шумом низвергается среди больших валунов. Семга тут есть всегда, но блесна или воблер здесь практически бессильны: слишком высока скорость течения на мизерных водных пространствах. Но если даже и цапанула (был такой несчастный случай), то попробуй ее выведи - тут же "затеряется" под валунами со всеми рыболовными причиндалами. Поэтому рисковать не будем и пойдем в верхнюю часть "Петли", где поток еще не набрал силу и в "тазиках" среди валунов есть возможность поиграть блесной.

Удачный все-таки день, то бишь ночь ("полярный день" - прим. Ред.). Только обустроился на краю большой каменной плиты на своей стандартной точке "Пятачок", как со второго заброса семужина сверкнула за блесной, но ударить накоротке не успела и встала в пенистом потоке.

Безрезультатно покидав "Colonel", сменил его на "Corona", потом поставил свой любимый коленчатый тонущий воблер "Rapala" по прозвищу "Киллер", который изображает плывущего гольяна лучше живого оригинала, чем сводит с ума кумжу и гольцов. Всё безрезультатно. Возлагаю последнюю надежду на палочку-выручалочку: пристегиваю оригинальный норвежский лепесток "Insect". Тяжелое "Насекомое" плюхается в пену, и сразу же следует резкая мощная хватка. Борьба на "Пятачке" завершилась трофеем на 2,5 кг.

Веселая рыбалка в этом году, однако. Был один сезон, когда для реализации десяти лицензий на двоих мы ходили на Золотую целую неделю, как на работу: основная рыба с большой водой прошла намного выше по реке, туда, где действует запрет, а на отведенном для лицензионного лова участке ее практически не было, и с моря она тоже не шла. Вот уж когда намахались до тошноты, но нас тогда здорово выручила "Кастрюля", где мы в конце концов, раз за разом по штучке, почти всё и взяли. А почему "почти", так это отдельный случай.

Продолжение следует

Евгений Берестовский, г. Мурманск
Фото автора