Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Знаменитые рыбаки

Знаменитые рыбаки


“Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы стать рыбой”.
 (Э. Хемингуэй. “Cтарик и море”). 



Рыбу любили ловить все, начиная от рабов и кончая императорами. История сохранила для нас весьма любопытный факт. В 35 году до новой эры известный римский полководец Антоний, желая прослыть первоклассным рыболовом и удивить красавицу Клеопатру своей удачливостью, заставил специального ныряльщика насаживать на крючок его удочки крупную рыбу. Но лукавая Клеопатра разгадала эту хитрость и в шутку подослала другого ныряльщика насаживать на удочку полководца... соленую рыбу. Когда все это открылось, смеху хватило на целую неделю. 

Знаменитые рыбаки

Спустя две тысячи лет актер Андрей Ростоцкий снялся в роли царя Николая Второго в пяти фильмах и так вошел в образ, что однажды напугал жену. Ловя рыбу с берега на резинку, на вопрос жены: “Как это у тебя леска сама собой уходит в воду?” – он не нашел более умного ответа, чем: “А у меня там сидит специальный человек и утягивает снасть. Могу себе позволить, царь все-таки”. После паузы услышал за спиной шепот: “Господи, только бы с ума не сошел...”. 

И библейские апостолы святые Петр и Павел рыбачили на Генисаретском озере до тех пор, пока не встретили Иисуса Христа и под его влиянием не стали “ловцами человеков” (евангельское выражение). 

И в последующие века рыба как магнит притягивала всех людей. В славную плеяду рыболовов XIX столетия входили многие известные писатели, поэты, композиторы, ученые. Давайте вкратце познакомимся с некоторыми из них. 

Еще в детстве самозабвенным любителем уженья становится С. Аксаков, и эту страсть он пронесет через всю свою жизнь до самой смерти. Маленький Сережа днями готов был пропадать на старице Бугуруслан, протекавшей “углом” по всему саду, сразу же за домом. Знал “золотые местечки” на реке, которые ему показал крепостной дядька Евсеич, щучьи места в травах на пруду, где они с мельником закидывали жерлицы, а потом вынимали их. 

Первой же мыслью, как только Сережа просыпался, была мысль об уженье! Скоро он уже бежал с удочкой на реку. Терпеливо следил за камышовым поплавком, забывая себя и все на свете. 

Но, Боже, что с ним было, когда поплавок, шевельнувшись и привстав, вдруг нырял, исчезал в воде. Он подсекал, чувствуя, как тяжело заходила, сгибая удилище, упираясь в воде, крупная рыба, и вот, вытащенный на берег, запрыгал на траве горбатый, с остроиглистым гребнем, большим раскрытым ртом окунь. Маленький рыбак дрожал, как в лихорадке. 

Сколько было дома рассказов о пойманных и сорвавшихся с крючка рыбах, какие из них как клюют, и в какое время, в каких местах лучше, на какую наживу он поймал язя. Мать, не любившая уженье, слушала равнодушно, даже с неудовольствием, видя в этом азартном занятии вредность для здоровья сына, отец же вполне понимал начинающего рыбака. 

Сережа завел две тетрадки из толстой синей бумаги, где детским слогом описывал тех рыбок, с которыми познакомился на рыбной ловле. То, что он наблюдал, ему казалось никому не известными открытиями, которые должны знать другие. 

В этих описаниях мальчика-наблюдателя как бы уж готовился будущий автор “Записок об ужении рыбы”, которые он опубликует в 1847 году, и они быстро завоюют признание и читателей, и критиков. Правдивое живописание, точная, выразительная речь сделали книгу заметным явлением не только в “специальной”, но и в художественной литературе. Эта книга, как и последующие труды об уженье, стали своего рода учебными пособиями. 

Годы не убили страсть Аксакова к рыбалке. Даже старым, немощным, тяжело больным человеком он ежедневно летом в любую погоду часами просиживал на берегу Вори в Абрамцеве с удочкой в руках. 

И великий русский драматург Александр Николаевич Островский всю свою жизнь вел дневники, где отображены его увлечения, и в первую очередь – рыбалка. Особенно он любил рыбачить в Щелыково, имении в Кинешемском уезде Костромской губернии, куда приезжал с семьей ежегодно. Жил здесь с весны до осени, принимал гостей, писал драмы и... рыбачил. 

“Если бы этот уезд был вблизи Москвы или Петербурга, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии... Рыбы и дичи здесь пропасть... К нам поминутно носят то аршинных щук, которые стоят двугривенный, то рябчиков или утку”, – записал в дневнике Александр Николаевич. 

Когда собиралось много гостей, устраивалась рыбная ловля сетью на реке Мера, в двух километрах от Щелыково. Рыбацкую команду всегда возглавлял псаломщик Иван Зернов, прозванный Островским за рыболовецкие заслуги “морским министром”. 

К реке отправлялись на телегах. Впереди с неводом и прочей снастью – “морской министр”, за ним вослед – гости, а замыкал “обоз” Александр Николаевич с семейством. На облюбованном лугу раскидывали шатры и приступали к лову. Первым в воду ступал Иван Зернов, направлявший сеть. За ним шли другие рыбаки, окрестные крестьяне, они получали часть улова за свое усердие. 

Вода в Мере холодна даже и в знойный день, так что вскоре ловцов начинала пробирать дрожь. Кончалась ловля, и рыбаки могли тут же погреться чаркой крепкого вина с закуской. Аромат приготовленной ухи созывал в круг всех гостей – вот где было раздолье великое, пиршество душевное. 

Как-то в одном из писем к драматургу его близкий друг поэт Аполлон Николаевич Майков, тоже страстный рыболов, жалуясь на здоровье, писал: “Дай Бог летом починиться обоим... А ведь, кроме шуток, рыболовство с минеральными водами поправляет меня месяца на три...”. Александр Николаевич Островский не замедлил с ответом: “Любезнейший друг Аполлон Николаевич! И меня рыбная ловля и вообще деревня всегда значительно поправляет. Я уезжаю 5-го или 6-го мая до октября. У нас нет ни форелей, ни хариусов; но зато весенняя охота на живца интересна обилием улова. Крупная, хищная рыба: щуки, большие окуни, головли, жереха (шерешперы) хватают беспрестанно. В мае тоже хорошо берут на красного червячка лещи, но охота на живца веселее. Желаю тебе здоровья и хорошей охоты. Твой А.Островский”. 

Не менее страстным рыболовом был и известный писатель-натуралист Валерий Мануилович Сысоев, который много лет сотрудничал в периодических изданиях Леонида Павловича Сабанеева. Он родился в Клинском уезде Московской губернии и с детства, как и Сережа Аксаков, увлекся рыбной ловлей. 

Печатался не только в рыболовных и охотничьих изданиях, но и в различных юмористических журналах. Оставив скучную службу судебного пристава, Сысоев посвятил себя литературным занятиям, написав немало книг, главным образом для детей, в том числе “Юные рыболовы”, “Среди рыб”, “Приключения плотички” и многие другие. В свободное же время он брал удочку и уходил рыбачить, обдумывая в тиши, среди любимой природы, сюжеты для своих книг. 

Окончание следует. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 10(384), 2018 г.