Знакомство с жерлицей
Просыпаешься, когда звонок будильника прерывает азартное вываживание, с дрожью в руках, а потом весь день жалеешь, что это сон и что он закончился в такой ответственный момент. А чем ближе перволёдье, тем чаще и красочнее становятся такие сны. Иногда подумаешь грешным делом: может, и вправду продолбить ломиком дырку в полу и опустить соседке в квартиру бойкого карасика на двойнике? Но потом разум всё же берет верх и заставляет убрать жерлицы до первого льда.
Главное, за что я люблю этот вид ловли, - за ожидание чуда. А особенно, когда это чудо -"выстрел" флажка - наконец происходит. Ты ловишь окуньков на мормышку, а метрах в пятидесяти от тебя такого же окунька проглотила жадная щука... В такие моменты представляешь себя мудрым полководцем, ведущим в бой своё верное войско. И хотя сам в битве не участвуешь, только от твоих команд и выбранной тактики зависит исход поединка. Поэтому вовсе не правы те, кто считает такую ловлю пассивной. Ценители меня поймут!
А произошло моё знакомство с жерлицами лет семь назад, на небольшом степном пруду. Это в реке щука - санитар и поддерживает популяционное равновесие. В закрытом же водоеме она уже через пару лет после своего далеко не случайного появления становится полностью доминирующим видом, потому как съедает всё, что плавает, будь то рыба, рак, лягушка, утенок или водяная крыса.
В ту зиму щука стала привередничать, предпочитая живца, хотя за год до этого не обращала никакого внимания на поставленные жерлицы, исправно ловясь лишь на белую "вертикалку" внушительного размера. Поэтому местные блеснильщики быстро переквалифицировались в жерличников. А я всё ждал, ловя "по-старинке" блесной, пока не услышал такой разговор с одним жерличником:
- Сергей, ты рыбу не продаёшь?
- Пока нет. Мне самому еще пяток осталось поймать.
- До чего осталось?
- До пятидесяти. Холодильник забить, пока ловится.
Ого! Пятьдесят щук! Это притом, что лед встал только две недели назад. А у меня в трофеях за это время только два чахлых щуренка. Вряд ли цифра, названная рыбаком, была преувеличена: голодной щуки действительно было много.
Все вечера следующей недели я посвятил конструированию жерлиц. С горем пополам к субботе смастерил пяток. Ну, на жерлицы они вообще-то были похожи: на широкой деревянной платформе была закреплена катушка, слепленная из подручных материалов и не всегда крутившаяся плавно (а, вернее сказать, и просто не всегда крутившаяся), сигнализатором служил деревянный колышек с красным бантиком, вставленный в пружину от раскладушки. Живец у меня был: в бочке уже третий месяц спокойно плавали "копеечные" карасики. На следующий день предстояло проверить, как работает моя конструкция.
Еще затемно я расставил жерлицы - в прямую линию от камыша в глубь. Отойдя метров на тридцать, принялся привычно блеснить, но с интервалом в полсекунды оглядывал жерлицы. И всё равно пропустил тот момент, когда "заторчал" колышек у ближайшей к камышу жерлице. Скорость звука - это, наверное, та, с которой я нёсся к сработавшей снасти. Потом удивлялся собственным следам на снегу: не меньше двух метров между ними было!
Еще на ходу скинул варежки и напролом потянул за леску. Щучка где-то на полкило с выпученными глазами ошалело выскочила на лёд. Моему восторгу и ликованию, выразившимся в нечленораздельном крике и ритуальном танце с пойманной рыбой, не было предела. Ура! Моя "пародия" ловила рыбу!!!
Конечно же, на следующее утро я опять до светла был на месте. Правда, за ночь выпавший накануне снег выдавил из подо льда воду, и я слегка промочил подошвы унтов. Но это же ерунда, когда тобой владеет азарт, и на подобные мелочи уже внимания не обращаешь, да и ноги сперва предательски мерзли, пощипываемые сырой подошвой, а потом - ничего, онемели, затихли...
С рыбалки я пришел опять довольный: поймал вторую свою щуку на жерлицы, правда, немного поменьше. А вот на утро... Встать с постели не получилось: подошвы ног распухли и покраснели, как у гуся, наступать было жутко больно...
В общем, в школу не ходил целую неделю, а на рыбалку - всю зиму.
Виталий Волков, Волгоградская обл., пос. Пионерский