Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Зимний спиннинг. Или хроника первых шагов зимника-спиннингиста

Зимний спиннинг. Или хроника первых шагов зимника-спиннингиста

Алексей Трембицкий, г. Москва 
Фото автора 


Предложение друга, или С чего все начиналось...

Нет, я не жадный, но ведь согласитесь, интересно еще и спиннингом, стоя на снегу, помахать. Рыбалка, она ведь затягивает... А с Андреем я мечтал выйти на зимний берег Москвы-реки еще в прошлом году, точнее, прошлой зимой, но не получилось... Зато в этом году такая возможность выдалась.

352-6-1.jpg

Вообще, мне, родившемуся волею судьбы в столице нашей могучей Родины, не половить на брегах одноименной реки ее, было бы... просто как-то не правильно. Хотя, в далеком детстве мы с отцом рыбачили в районе Филевской поймы (недалеко отсюда я родом). Москва-река, уже тогда считалась далеко не чистой: и купающихся в ней становилось с каждым годом все меньше и меньше, и рыбаков с каждым сезоном убавлялось. И мы, и наши знакомые предпочитали рыбачить вблизи дач и деревень, где пускались наши загородные корни.

Но прошло время... И оказалось, что спортивная ловля рыбы (то есть поймал, но не взял-съел, а отпустил...) в Москве-реке, по-прежнему не отличающейся чистотой, может быть очень даже и неплохой, а зимой так особенно интересной, поскольку многие ее участки совершенно не замерзают и позволяют ловить летними снастями, в частности спиннингом.

И вот звонит мне как-то в начале ноября мой друг Андрей и радостно сообщает, что скоро будут проходить бесплатные соревнования по зимнему спиннингу в подмосковном городе Бронницы, и это, разумеется, хороший повод для выезда. Я несколько опешил. Меня уже в пору в профессионалы зачислять - пару-то десятков окушков за лето спиннингом на разнесенку я выловил - но принимать участие в соревнованиях... А вдруг я всех переловлю с моим-то опытом, неудобно может получиться... Но Андрей отступать не пожелал. Кремень человек. Объяснил, что там таких же высокопрофессиональных рыбаков тоже будет немало (друг уже не один год ездит на эти соревнования), так что не я один всех рыб перетаскаю. Логика железная. Пришлось собираться.

Кстати, как я позже узнал, бронницкие соревнования по зимнему спиннингу проводятся дважды в год (весной и осенью), организованы эти мероприятия Олегом Гусевым, интересным человеком и известным рыбаком-спиннингистом. И в этот раз проводились уже 40-е по счету состязания. Двадцатилетие... Юбилей, однако!


Впервые у Бронницкого моста

Тренироваться в умении закидывать подальше мне, увы, пришлось одному. Андрей, в отличие от меня, работающего без жестко нормированного трудового дня, трудился по расписанию, и вырваться на водоем в будний день никак не мог.

Первое впечатление, которое я испытал по приезду, можно назвать коротко - заброшенная промзона. Однако ощущение заброшенности быстро улетучилось: часов с десяти местный экскаватор начал вращать ковшом и загружать подошедшие грузовики песком, которого здесь имелось в полнейшем изобилии. Горы просто.

А вскоре еще и рыбаки стали появляться, тоже со спиннингами, как и я. Все, с кем мне удалось не только поздороваться, но и перекинуться парой слов, сетовали на то, что в этом году никак не сбросят воду, и от того ловится плохо. Я, слабо ощущающий взаимосвязь между уровнем воды и активностью рыбы, молча слушал суждения бывалых. Оказывается, Москву-реку ежегодно "обезвоживают" на ряде участков после завершения навигации, то есть в период традиционного ледостава. Перекрывается плотина, уровень воды падает на 1,5-2 метра, а то и более. Вода отходит от берегов метров на 5-7. И после этого рыба ищет новые места стоянок и находит их как раз в тех местах, где ее удобнее вылавливать рыбакам. Такое взаимовыгодное сотрудничество получается - между рыбой и рыболовом-любителем.

Так вот, как выяснилось, какие-то "несознательные" (мягко выражаясь) граждане до сих пор не перекрывали плотину, чем серьезно нарушали покой и ожидания самых прекрасных в мире любителей спортивного отдыха у воды в зимний период.

Да уж. Такие вот дела... Но мне, признаться, от такой информации - ни горячо, ни холодно. Нужно тренироваться. Я начал с забросов пресловутой разнесенки и... в отличие от прежних своих рыбалок, не поймал ни одного хвостика за целый час.

Местный пожилой рыбак, дежурящий у реки практически ежедневно, тоже не мог понять, что я делаю не так? Впрочем, у него тоже не клевало... А ведь на его счету были крупные трофеи, которые он гордо показывает на экране своего мобильного телефона. Куда мне до таких монстров, я специализируюсь на мелких деталях рыбацкого мастерства.

Покидав разнесенку, с казалось бы, всегда угодным рыбам дюймовым и двухдюймовым силиконом, цвета машинного масла, я достал приманку пожирнее - виброхвост дюйма 3 или даже 3,5 и, насадив его на джиг-головку, начал обстреливать акваторию ей. "А с перрона говорят: "Это город Ленинград!"..., - это я к тому, что вновь никакого результата. Этак, думаю, можно еще часок свежим воздухом подышать, и... ничего чистить или обратно отпускать точно уж не придется. И знаете, напрасно я так подумал, потому что мысли наши материальны. Это еще кто-то из умных людей (рыбак явно) заметил. Я действительно ничего не поймал в тот раз! День подходил к обеду, и далее рисковать ненормированным графиком было уже опасно, надо возвращаться к вопросам профессиональным. Как говорится, делу время, и выделить его придется. А то, как же!?

Теперь побывать здесь доведется в ближайший выходной, в день соревнований вместе с Андреем. Кстати, ехать мне было очень удобно. Фактически по прямой, по скольку я проживаю уже десять лет в Подмосковье.

Шел я обратно мимо ярко-оранжевых ягод облепихи, которые словно огнем горели на фоне запорошенного снегом берега реки. Вид просто потрясающий!

А за кустами у самого берега расположились фидеристы. Любители фидера тоже облюбовали это место, решив не лишать себя удовольствия ловить рыбу любимым способом.

А еще беспрерывно проплывали спортсмены на байдарках и каноэ, за которыми шла моторная лодка: из нее в громкоговоритель тренер "коротко и доступно" пояснял своим воспитанникам, что надо и не надо делать. Пожалуй, я впервые наблюдал такие тренировки в зимнее время года!


И вот тот день!

Андрей ко мне приехал вечером. Мы поужинали. Как водится, обсудили снасти и легли спать. Выезжать решили пораньше, чтобы не бегом на берегу собираться, а спокойно осмотреться, смазать шнур силиконовой незамерзайкой и настроиться на нужный лад...

Все так и вышло. Река по-прежнему стояла в своих берегах. У меня было взято два спиннинга длиной 3,3 и 2,7 м в мягком кофре. За спиной рюкзак со всевозможным скарбом рыболова и складная табуретка (то есть стульчик без спинки). Хочу на мгновение остановиться на последнем аксессуаре. Легкий стульчик-раскладушка, плотно сидящий на рюкзаке (между утягивающими лентами), не занимает места и очень полезен. При хождении со спиннингом часто требуется присесть, например, перекусить, спокойно глотнуть чаю, перевязать приманку. Стоя это делать неудобно, а садиться на какой-нибудь заснеженный пенек тоже желания нет. Вот здесь и выручает складное посадочное место, ножки которого, если они не закольцованы (как в данном случае у меня), не втыкаются в мерзлую землю.

Что касается приманок, то акцент был сделан на силикон (что характерно, брендовый), хотя с собой имелись и блесны, и воблеры, которые у меня пока, увы, освоить не получается, и много еще чего...

352-6-2.jpg

Участников состязания оказалось не очень много, на вид человек 25-30. Протяженность зоны лова ограничивалась лишь возможностями рыболова, точнее, его пешеходными способностями: насколько хочешь, настолько и отходи от точки сбора, но если опоздал - незачет. Передвигаться на автомобилях и других транспортных средствах не разрешается. В общем, все демократично, по-дружески.

Андрей предложил для начала подняться вверх по реке, чтобы потом ловить, спускаясь вниз, и таким образом приблизиться к месту сбора. Кроме того, выше по течению в Москву-реку впадала небольшая речушка Велинка, и место там было вполне перспективное. Я согласился.

Шли довольно долго, почти пять верст, как я потом посчитал.

Для начала одели разнесенные оснастки, которые должны были показать активность рыбы. Обычно, если разнесенка не работает, а уж тем более с мелкоокуневой дюймойвой резинкой рабочих оттенков, дело дрянь. Скорее всего, это означает, что "попал на нелетную погоду" (точнее, не рыбную).

После нескольких забросов мы выудили по окуньку, что вселило некоторые надежды. Все-таки в мой прошлый тренировочный приезд я выудил только чей-то поводок с заплывшей илом силиконовой приманкой... Вес грузиков у меня был 20-28 граммов (на более длинной палочке грузик тяжелее).

Через некоторое время Андрей вытянул уже окуня покрупнее, граммов на 400, и стало понятны, что мы не будем пока менять оснастку.

В местах, где близко стояли кусты, я использовал спиннинг длиной 2,7 м, на открытых местах - 3,3 м. Вообще, более длинная палочка меня выручала чаще: все-таки ей я мог закинуть приманку подальше. Но при этом, смею заметить, что будь на моем месте более опытный спиннингист, дальность заброса у него могла быть такой же и при использовании спиннинга менее 3-х метров. А плюсов у более короткой палочки при этом больше: ей и в ограниченном растительностью месте орудовать удобнее, и сама она как-никак более чувствительна...

В целом ловилось не ахти. У меня попалось три или четыре небольших матросика, у Андрея примерно также. К тому моменту мы спустились существенно ниже. Если после пяти-шести забросов поклевок не следовало, шли дальше: стоять на одном и том же месте бессмысленно. Но, чем дальше мы продвигались, тем слабее становился клев.

В какой-то момент я начал применять другие оснастки. Нацепил на один из спиннингов джиг-головку весом около 18 граммов под увесистый твистер, затем попробовал еще больший силиконовый виброхвост кислотной расцветки с грузом-чебурашкой весом более 20 граммов.

Однако на обновленные насадки хищник клевать не хотел. Не было даже намека на поклевку. Правда, у одного рыбака примерно на такую же приманку была вытащена щука, примерно на 800-900 граммов.

Насладившись сполна "рыбьей тишиной", стал вновь использовать разнесенку, на которую вскоре был пойман последний окунь за этот день.

Не скажу, что я сильно переживал по поводу отсутствия трофея. Более того, в очередной раз я подтвердил в себе уверенность, что разнесенкой ловить у меня с этого года уже получается, причем на разных водоемах, включая речушки, прудики и реки с сильным течением (в частности, Ока, Ветлуга, да и Москва-река). Помнится, как Андрей с открытием сезона только учил меня этому способу лова. В тоже время, мне все-таки хотелось большего, нежели вырывать из родной стихии мелких полосатиков, которых, в данном случае, нельзя было и обратно отпустить. 

Кстати, в процессе освоения разнесенной оснастки, я применял разные монтажи: с одним вертлюгом, одним двойным, двумя… Кроме того, экспериментировал с различными способами привязки грузика и для себя понял одну вещь – все они работоспособные, хотя некоторые из них были связаны якобы неправильно. И в основном успех рыбалки зависит от активности рыбы, а также от длины отводного поводка, например, по мне он должен быть около 1 м 20 см. Впрочем, это отдельная тема, к которой я непременно вернусь в будущем. 


Без неприятностей не обошлось... 

Иной раз я просто удивляюсь спокойствию и выдержке Андрея. Знаю, как порой нелегко даются ему многие достижения в жизни, и всегда с большим уважением отношусь к его стараниям. Но эпизод, точнее два эпизода, которые произошли на реке в тот день, указали на уникальную стойкость этого человека к жизненным обстоятельствам. Просто не могу не поведать о таком достойном примере. 

Мы бомбили реку, спускаясь ниже и ниже... На одной из выбранных точек, как обычно, положили в сторонки свои запасные спиннинги. В какой-то момент Андрей сделал шаг в сторону и, увы, неудачно наткнулся на свою же палочку, которая зацепилась за кустарник и легла поперек на пути. Послышался хруст, я обернулся и понял, что вершинка спиннинга сломана. 

Друг на мгновение замер, потом взял в руки поломку и весьма сдержанно выругавшись, произнес: 

– Да и черт с ней! 

Я пытался утешить товарища, но никакими утешениями палочку уже не восстановишь, неудачно она сломалась... Что только ни случается на рыбалках?! Всякие неожиданности... Мы продолжили рыбачить. А что еще оставалось? 

Честно говоря, я тоже ломал спиннинги на соревнованиях два раза, причем одни из лучших, что были на тот момент. Да и на простых рыбалках вершинки отскакивали пару раз (хорошо, эти колена удавалось потом заменить). Всякое бывало и будет еще. Не такое переживали. И сегодняшняя досадная неприятность, конечно, переживется. Уже перед окончанием соревнований шли к месту сбора. У каждого по горстке окуней. У Андрея один из них – вполне зачетный. Вдруг друг возле бордюрного камня, что являет собой границу между асфальтом и грунтовой частью, спотыкается, а шел он правее меня. Я не успеваю его ухватить, в руках кофр с удилищами. 

И Андрей падает. Прямо на моих глазах. Конечно, я, спустя мгновение, пытаюсь помочь ему встать, но... Вижу, что поздно. А товарищ еще не видит. Он вскакивает, отряхается, вроде все нормально... А я вижу, что нет, не нормально... И с болью в голосе говорю: 

– Смотри... 

– Что смотри? Пойдем, ничего страшного, – отвечает Андрей. 

– Смотри, повторяю я, понимая, что сейчас ему будет очень плохо. 

И ему, действительно, очень плохо. Он смотрит на асфальт и тоже видит... Второй спиннинг, замечательный запасной спиннинг, тоже сломан. Вершинка при ударе об асфальт отвалилась. Два спиннинга за день – это многовато... Тем более что каждый из них был в свое время подобран не просто так и использовался не один год, принося приятные трофеи... 

Я не помню, что тогда произнес товарищ, но, уже по прошествии нескольких минут, он разговаривал на совершенно другую тему, если быть более точным, мы обсуждали причины неактивного клева. Я знал, что приобрести альтернативные палочки Андрей сможет не скоро, учитывая сегодняшние цены и нынешние заработки честных трудяг. 

Не знаю, как я бы чувствовал себя в подобной ситуации, но данному самообладанию и удивительной внутренней доброте я имел возможность поучиться в тот день. 


Что дальше… 

Общее взвешивание еще ни о чем не говорило. На следующий день предстояло пройти вторую часть соревнований (состязания рассчитаны на два дня). К сожалению, я приехать не смог по семейным обстоятельствам. Так что данную рыбалку отношу к разряду не состязательных, а учебно-любительских. 

Кстати, мне удалось поближе познакомиться с Олегом Гусевым, очень увлеченным человеком, подарившим мне напоследок свою книгу про ловлю рыбы спиннингом – “Ступеньки”. 

А Андрей поехал на второй день соревнований. Но мерзкий ветер и противный мокрый снег очень мешали ловле, клев оказался еще менее активным... 

Впрочем, это не помешало определить победителей, которые заслуженно были объявлены по завершению второго этапа соревнований. 

Прошло около недели с тех пор. Мы договорились с Андреем приехать сюда уже позже, может быть, в январе и половить в свое удовольствие. 

352-6-3.jpg

Однако волею судьбы вскоре я оказался на водоеме еще два раза. Это были будние дни, в которые я проезжал в этом направлении. Времени на рыбалку у меня было совсем немного, часа два от силы, и я вновь поймал лишь пару окушков (в один из приездов)… Спущенную Москву-реку видел. Было это уже в декабре. Ходил, фактически, по дну реки, уровень воды действительно упал чуть ли не на два метра. Это было хорошо заметно по следам на металле, которым был отделан кусок берега в месте швартовки судов. 

Насчет особой активности рыбы – не уверен. По-моему, разницы великой нет. Но на моих глазах один рыбак вытащил достойного судака на мандулу, думаю, весом более чем на килограмм. У остальных рыбаков за все время своих приездов (за исключением дня соревнований) я пойманных хищников не наблюдал. 

Однако сам факт того, что можно порыбачить на незамерзшей реке, очень сильно повлиял на мое отношение к зимней рыбалке. Теперь в моем арсенале есть не только ледобур и зимняя удочка, но и спиннинг, к которому в последнее время я проявляю повышенный интерес. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 2(352), 2017 г.