Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Зимний карасик

Зимний карасик

231-12-1.jpg

Ловля карася по первому льду

По первому льду, хоть разорвись на части, хочется побывать сразу везде. Пока и лед не толст, и снегом дороги не завалило, да и рыба активна, не отказывается от предложенного угощения. А самый первый лед в этом году встал неожиданно рано. Ох, и потешили мы души прудовым и речным окунем, донской плотвой и густеркой, а на десерт захотелось самой вальяжной и размеренной рыбалки. Вот и поехали "на карася". 

Светает благодаря "нетронутому" времени очень поздно. Мне, любителю поспать подольше, это только на руку. Еду не один: составить добрую компанию с удовольствием согласился давний приятель, с которым когда-то еще в одной песочнице играли. Из всех доступных карасевых прудов методом исключения выбрали, наверное, самый укромный. Намного приятней, согласитесь, сидеть в обросшей леском ложбинке, нежели где-нибудь посреди села, когда по дамбе постоянно снуют и люди, и машины. Пусть лучше пострадает количество улова, что далеко не факт, чем качество отдыха.

А вот и он, заветный прудик с "романтическим" названием Могильное. Спуск к нему довольно крут и похож на каток. Может, не так и страшно, но решаю, что пройти лишнюю сотню метров легче, чем терзаться сомнениями, поэтому автомобиль оставляю наверху.

Похоже, попали удачно: на льду всего двое рыболовов, тоже недавно приехавших. Пока мы доходим к берегу, они успевают проделать лунки, причем почему-то у самой дамбы, и накрываются полиэтиленовыми мешками. Кстати, за целый день не имея нужды потревожить их уединение, после рыбалки случайно узнаю, что это были мои коллеги по работе. Отменно замаскировались, ничего не скажешь.

Я здесь был всего несколько раз, пруд знаю постольку-поскольку, вот и направляюсь наобум к середине. Бурю две лунки и устанавливаю поплавочные удочки. Почему поплавочные? Просто неоднократно случалось, что использовавшие их заметно перелавливали мои "кивки". Да и на ветру удобнее. А крючок при "стоячке" не так настораживает рыбу, как вес мормышки. В конце концов, надо ж когда-нибудь попробовать!

Не стал "изобретать велосипед", сделал примитивно: дробинка, почти полностью утапливающая поплавочек, ниже - подпасок, благодаря которому поплавок полностью тонет, и четырехсантиметровый поводок с крючком. Должно работать!

Из насадок - опарыш и "накопанный" в хранящемся на полке погреба ведерке навозный червь. У усевшегося невдалеке Юрия еще и свежеприготовленная манка-болтушка.

Сидим. Пять минут, десять, пятнадцать. Не клюет, и я даже всем телом чувствую, что и не должно. Неспокойно как-то, что-то не так, но что именно? Может, и сильно преувеличиваю, только будто бы кожей ощущаю: пустое место, безрыбное. Мистика? Да нет, возможно, впечатление складывается из множества факторов, над которыми не раздумываешь, но мозг сам обрабатывает какие-то мимолетные заметки, воспоминания и выдает прогноз. А, может, и мистика. Рыбалка - занятие сказочное.

Подъезжает еще машина, и, чтобы потом не мельтешить, ухожу к дальнему берегу. Приятель тоже снимает снасти и устраивается метрах в двадцати поодаль. Глубина в новых лунках меньше сантиметров на сорок, и пока передвигаю поплавок на второй удочке, опущенная первой отмечается молниеносной поклевкой. С подсечкой запоздал и только секунду подержал кого-то упористого. Сход. Но ведь клюнуло! Хочется верить, не ошибся с местом. А прикармливать зимнего карася - дело "скользкое", редко добром заканчивается. Чаще клев просто "выключается", или набегают пескарики. Поэтому лучше поиск или ожидание.

Двое приехавших направляются прямехонько к нам. Ба, знакомые все лица! Здороваемся, и Петрович сверлит лунки почти у самого берега - значит, есть у старика своя приметка, а Михалыч оказывается аккурат между нами.

231-12-2.jpgЛегонько покачавшись, поплавок, расположенный точно в центре лунки, плавно проплыл к ее краю и устремился вниз. Весьма информативно, и прозевать было трудно. Первый карасик, оказавшись в ладони, удивленно чмокает толстыми губами. Пока торопливо поправляю сбившихся опарышей, клюет на вторую удочку. Без всяких намеков поплавок мгновенно ушел в глубину, словно взяла солидная рыбина. Нет, это точно такой же небольшой карась.

Очевидно, подошла стайка, потому что подряд выуживаю сразу несколько экземпляров, после чего все так же внезапно затихает, как и началось. Карасики либо сами по себе поплыли дальше по своим неотложным делам, либо спугнул неуклюже сорвавшийся на последней подсечке их серебристый собрат.

Оглядываюсь на сидящего за спиной приятеля и замечаю лежащих у его ног, как минимум, трех карасей. С расстояния детали не разглядишь, но точное количество и не важно, главное - процесс идет. Ну, а я рыбой не разбрасываюсь, сразу складываю в ящик. Не столько предохраняя от остекленения на холодном льду, сколько скрывая от завидущих у некоторых товарищей бесстыдных глаз.

Приехали еще две машины, набитые рыболовами. Часть сразу ушла почти в самый хвост пруда, остальные встали в нерешительности и только пытливо зыркают по сторонам. А лед тонкий: в десяти метрах если кто проходит, и то вода в лунках плещется, а если рядом забурятся - неизвестно, как это на клеве скажется.

В конце концов после нескольких переходов вдоль дамбы образовалась целая шеренга, да все на одинаковом от нее удалении. Ну и пусть им там повезет, мне не жалко, лишь бы не обуривали.

- Вот это улов! - Алексей Петрович торжественно держит на невидимой леске растопырившего клешни рака.

Феномен! Наконец-то разрешился вопрос, где раки зимуют. Оказывается, у Петровича под лункой! Но у него там не только членистоногие обитают, через некоторое время демонстрирует хорошего по местным меркам, заметно больше ладони, красавца карася.

И вот уже потихоньку-полегоньку народ перекочевал от дамбы и взял Петровича в кольцо. И ведь ловят! Ну а мне, сидящему в сторонке, и на насиженном месте неплохо. Клев, правда, крайне нестабильный, точно - что от стайки к стайке. Выхвачу двух-трех, и минут на пятнадцать-двадцать затишье полное. Постучу по дну грузильцами - помогает привлечь внимание.

Пруд обустроили в перегороженном дамбой глубоком овраге. Склоны густо заросли высоченными деревьями, которые летом стоят монолитной стеной. А сейчас голые ветки почти не создают сопротивления ветру, и он летит по вроде бы укромной низине, как в трубе. Все-таки в безветренные минус двадцать более комфортно. Только чаще лунки очищать приходится да отколупывать сосульки, намерзшие капельками на усах. А в комфортные всего пять градусов ветер может застудить основательно. Так что мороз и холод - понятия немного разные.

Более предусмотрительные, в их числе и Юра, и Михалыч, попрятались в палатки, а мне остается только сожалеть, что свою оставил дома. Хорошо, хоть перчатки с обрезанными пальцами "живут" в ящике. Немного теплее.

От нечего делать начинаю изгаляться. Делаю "бутерброды". Кусочек червя, а на жало - опарыша. Или наоборот. И вроде бы от перемены мест слагаемых результат не изменяется, одни и те же ингредиенты, ан нет. На первый рецепт клюет заметно лучше. Какая, казалось бы, разница там, под водой, что в начале, а что на кончике, если это не мормышка, а крючок, и разобрать, где начало, а где конец, в темноте глубины практически невозможно. Одно из возможных объяснений следующее.

Наживка на острие крючка надета "чулком", т.е. обездвижена, а на поддеве: если опарыш - то под головку, если червячок - поперек тела. Опарыш делает похожие на сокращательные движения, а червячок извивается и, видимо, создает более соблазнительное возмущение. Ну, это я так предполагаю, а интересующимся самым точным выводом рекомендую обратиться непосредственно к рыбам, они не соврут.

Зимний день короток. На часах около четырех, а можно смело сказать, что дело близится к вечеру. У меня клевать практически полностью перестало, да и рыбачки, видать, по той же причине стали потихоньку складываться и уезжать. Вылез из палатки Михалыч и, сматывая удочки, спросил:

- Клюет?

- Как отрезало, - признался я.

- Иди на мои лунки, до последнего хорошо ловилось, просто Петрович, наверно, совсем замерз, поедем.

Подождав, пока они двинутся к машине, перешел на предложенное место. И сразу поймал маленького карасика. По всей видимости, он там всего один и оставался, потому что больше ни разу поплавки не шевельнулись.231-12-3.jpg

Пора б домой. Озираюсь на Юрия, а он, словно услышав мысленный призыв, уже сминает палатку. Вот и ладненько.

Что можно сказать, подводя итоги. Если конкретно по сегодняшнему дню, то клев, прямо скажем, не ахти какой, карасик после становления льда уже порядком выдохся, а дальше будет только хуже. Тем не менее, на сковородку хватит. Я вполне доволен, и Юрий не жалуется. А вот сама карасевая рыбалка не совсем по мне. Хотелось бы больше экспрессии, динамики, действия. При ловле окуня и плотвы, особенно на безмотылку, с этим все в порядке, а тут какой-то вялотекущий процесс. Флегматичен карасик и вял.

Но я ничуть не жалею о поездке. Иногда, именно иногда приятно посидеть и просто так. Не только затем, чтоб подчеркнуть на этом фоне требующую большего напряжения "игровую" ловлю, но и существенно разнообразить несомненной изюминкой свое любимое увлечение. Карась - он тоже не лыком шит!

Александр Тищенко, Воронежская обл.

Фото автора