Зимние зарисовки
Легкий морозец пощипывает щеки, под ногами весело поскрипывает выпавший ночью снежок, воздух чист и прозрачен, дышится легко, и нахлынувшие чувства переполняют сердце радостью. Наконец-то дождался: наступила настоящая русская зима, с ее морозами, вьюгами и снегопадами.
***
Бодрой походкой иду по пролеску, вокруг тишина, сосны стоят одетые снегом, и каким то шестым, седьмым или восьмым чувством, присущем в каждом человеке с детства, ощущаешь наличие некого волшебства, тайны, магии, сказки. И в этом мире чистоты, тишины и спокойствия сам становишься чище и выходишь на берег совсем другим человеком. Перед взором открываются бескрайние ослепительно снежные просторы Горьковского водохранилища.
Стою на берегу минут пять, вдыхая свежий воздух полной грудью и любуясь зимней сказочной красотой. Не спеша, спускаюсь с пригорка и направляюсь к дальним темным точкам рыбаков, растянувшихся цепью.
По расположению рыбаков угадывается рельеф дна, точнее - возвышенности под водой (гривы), тянущиеся параллельно берегу. Хоть путь не близкий, но идти легко по протоптанной рыбаками тропе. Солнце уже показалось из-за верхушек сосен и заиграло мириадами алмазов на чистом, свежем снеге.
И вот я среди холмиков от засыпанных старых лунок. Кто-то накануне неплохо здесь побурил. Нахожу чистое место, и бур своими острыми ножами резво вгрызается в лед. Через несколько секунд лунка расчищена и, как говорится, готова к употреблению. Достаю удочку, и юркая безнасадочная мормышка исчезает в темном отверстии лунки и быстро доходит до дна. Фиксирую катушку и начинаю первую проводку.
Рука работает в заданном темпе и медленно поднимается вверх, кивок вздрагивает и резко прогибается вниз. Короткая кистевая подсечка, перехват левой рукой за леску, и удочка в свободном полете отлетает в сторону. Да, все-таки сказывается привычка, выработанная годами, выбрасывать удочку, все движения отработаны до автоматизма, и сие действие происходит на уровне инстинкта.
Чувствуются тяжесть и рывки упорной рыбы, но борьба длиться недолго - и вот первый "гореморский" окунь нехотя выходит из лунки. Красавчик. Темно-зеленая спина, светлые бока и яркие черные поперечные полосы. Начало есть. И уж тут не зевай! Быстро освобождаю рыбу, и мормышка снова продолжает свою подводную одиссею. И снова все повторяется, и еще один окунь продолжает свой танец на белом снегу.
Спустя некоторое время лунка затихает, отхожу на несколько метров и прорубаю еще одно окно в подводный мир, и поклевки не заставляют себя долго ждать. Да, таких полосатиков можно и на балансир половить, но сегодня у меня иные планы и другие цели.
Увлекся недавно ловлей на безнасадочные мормышки, и моей первой задачей на сегодня был подбор самых уловистых под данное место и освоение правильной игры приманки, так что балансиры "отдыхают". Так как глубины в месте лова были относительно небольшие, 2-2,5 метра, то безусловным фаворитом из имеющихся у меня мормышек стал недавно вошедший в моду так называемый "гвоздешарик". Но зимний денек короток, и, к сожалению, все хорошее когда нибудь заканчивается, пора собираться домой.
Выйдя на берег, обернувшись, бросив прощальный взгляд на водоем, я произнес, как мне тогда показалось, мысленно: "Спасибо тебе, море, за чудесную рыбалку, за мерных окуней и за приобретенный сегодня опыт. Надеюсь, мы скоро увидимся".
Проходившие мимо двое рыбаков на мгновенье остановились, бросив взгляд на меня и Горе-море, улыбнулись и продолжили свой путь.
***
Свинцовые тучи медленно ползли, задевая трубы завода. Такое ощущение, что очередная туча вот-вот прорвется и из нее повалит снег. "Да, а завтра наконец-то долгожданный выходной, и хотелось бы съездить на рыбалку", - шевелилась и лениво ворочалась мысль в моей голове.
Вечером наконец-то тучи разродились обильным снегопадом, атмосферное давление неумолимо падало. Как говорят рыбаки: "сорожкина погода", вот и отправлюсь на Оку за плотвой.
Утром марш-бросок в 35 километров, и моя старенькая "Нива" привозит меня на берег Дуденьевского залива. Снег прекратился еще ночью, утро выдалось теплым, пасмурным и тихим. Погода "шепчет", и, быстро переодевшись, я отправляюсь на лед в поисках окской плотвы.
Хоть и приехал рано, но на льду оказался не первым, да и торопиться особо некуда, в планах - проверить несколько точек, и память начинает вырисовывать знакомые картины.
Прохожу мимо группы рыболовов. Некоторые вытаскивают откровенную мелочь на мотыля, кто-то в надежде смотрит на кивки удочек, поставленных на лед. Из пестрой кучки рыболовов мой взгляд зацепился за одного, на первый взгляд, ничем не приметного рыбака, но пришлось сбавить шаг и понаблюдать.
Мужчина в возрасте, в серой (на общем пестрящем фоне рыбаков) одежде и меховой кроличьей шапке. Раньше прошел бы мимо и даже не заметил, но только не в этот раз. Он меня не видел, точнее - его внимание было сконцентрировано на снасти, руки его задавали игру мормышке. Поклевка - быстро и без суеты вываживает рыбу и прячет свой трофей в сумку, перекинутую через плечо, да так ловко, что даже я, втихаря наблюдавший за ним, не видел, что за рыба.
Да, приятно понаблюдать за работой настоящего мастера, но у него своя рыбалка, а у меня своя, к тому же моя первая точка дальше, и я продолжаю свой путь, ускорив шаг. Рыба есть, и это радует!
Вот и знакомый кустик, смещаюсь от него метров на двадцать в сторону и бурю первую лунку, шугу не вычищаю, а просто делаю окошко ручкой черпака. Достаю из чемодана удочку с леской диаметром 0,07 мм, чувствительным лавсановым кивком и маленьким "чертиком" с белой бусинкой на одном из трех крючков.
Мормышка ложится на дно, это видно по кивку, подтягиваю крепежную гайку (при ловле на мормышки использую удочки "балалайки" - просто мне они нравятся, а корпус из пенопласта не холодит руку), но не до конца, чтобы сильная рыба не порвала тонюсенькую леску. И вот первая проводка, медленный с быстрой игрой мормышки подъем вверх до уровня груди, тем самым практически охватывая весь горизонт воды (глубина 1,5 метра), делаю паузу на пару секунд, и обратная проводка сверху вниз.
Тишина, но вот кивок слегка дрогнул и выпрямился, мормышка остановилась, не успев дойти до дна. Происходящее занимает долю секунды, но инстинкты успевают крикнуть мозгу о поклевке, никакой подсечки, аккуратное вываживание - и серебристая красавица оказывается у меня в руке. Начало есть. Как говорится, рыбка за рыбкой. Следующая поклевка происходит через несколько минут, и очередной живой слиток серебра скачет около лунки. Но хорошего - помаленьку, и лунка постепенно "замолкает", приходиться бурить еще одну метрах в пяти, и все начинается заново.
Вот так и прошла рыбалка. Буришь лунку. Две-три плотвицы. И снова буришь. К концу рыбалки, глядишь, килограмм пять "настрелял", и со спокойной душой можно ехать домой. А после трудовой недели - следующий выходной и очередная рыбалка. Принесет она хороший улов или нет - не столь важно, ведь дело не в килограммах рыбы, а в самом процессе.
Владимир Бурдули, г. Н. Новгород
Фото автора