Зимние карасики
К началу зимы, то и дело размениваясь на слякотные оттепели, мороз, на радость изнывающим от нетерпенья рыболовам, сковал-таки пруды довольно крепким льдом.
Постояловка
День солнечный, около четырех градусов мороза. До пруда под Постояловкой - ровно двадцать километров, как раз двадцать минут - и я на месте. На берегу - два автомобиля и мотоцикл с коляской. На льду маячат шестеро рыбаков. Значит, лед нормальный, а о клеве узнаем.
Народ сидит как-то странно: все метрах в семи от дамбы, практически на одной линии, лишь парнишка в красной куртке немного отбился. Подхожу к ближайшему дедушке.
- Здравствуйте! - говорю, - как оно, с рыбой?
- Одна мелочь, - отвечает, - карасик с палец.
Отхожу подальше и бурю две лунки. На обеих удочках одинаковые мормышки - свинцовые грушевидные, леска 0,1 мм. На первую насаживаю кусочек червя, на вторую наматываю из шприца манку-болтушку. А больше и нет ничего! Глубина около двух метров, вполне комфортная. Прикормку при ловле карася зимой я не применяю. Крайне редко она бывает на пользу, чаще - один вред. Даже эксперимент не раз проводил: при отменном клеве стоило только хоть чуть-чуть бросить в лунку жмыха или каши - и клев мгновенно обрубало. Приходилось переходить и начинать сначала, а "испоганенные" лунки не работали и спустя несколько часов...
Проходит пара минут, и кивок на удочке с манкой начинает мелко кивать. Легонько подсекаю и вытаскиваю почти невесомого лилипутского карасика. Не меняя, поправляю на крючке манку и отправляю снасть назад в лунку. И пошло!
Клевало бестолково и непонятно. Выбрать момент для подсечки было просто нереально, но, тем не менее, за первый час было выужено десятка два карасиков, и из них половина, на общем бледном фоне, сковородочных. На червя же случилась всего одна поклевка, но правильная, четкая. Кивок пару раз размеренно дернулся вниз и полностью выпрямился. Это был карась почти в ладошку.
В итоге я получил огромное удовольствие от неутихающего клева, пусть и совсем некрупной рыбы. А все-таки интересно: почему из всего предлагаемого меню - именно манка?
Харьковское и Копанки
В воскресенье накатила оттепель. Накрапывал дождик. Температура воздуха поднялась до плюс пяти градусов. Целый день я терзался сомнениями, но из-за плохого самочувствия так и остался дома. Насадку, правда, сотворил. Замесил тесто и, разминая его под тоненькой струйкой воды, получил, уменьшившийся вдвое сероватый кусок клейковины, по виду и свойствам точь-в-точь, как свежевыплюнутая жевательная резинка. С трудом затолкал тягучую массу в два шприца. Завтра опробуем!
В понедельник я поднялся в половине седьмого. Пока пил чай и раздумывал, как бы выманить брата, он позвонил первым.
- Едешь на рыбалку?
- Конечно, еду!
- Ну, я через полчаса у тебя.
Я оделся и вышел во двор. Эх и погодка! На термометре - плюс пять, под ногами лужи хлюпают. А есть ли лед? Должен быть, наверное. Подъехал брат.
- Андрюх, - говорю, - куда поедем-то? За мелкой, но много, или крупной, но мало?
- Лучше за крупной.
- Ну, айда в Харьковское!
В Харьковском два пруда, один - в самом селе, другой - чуть ниже, в яру. На первом неделю назад знакомые были, наловили за день по ведру и более, но размер не впечатлял. Насчет второго сведений не было, туда и завернули.
На траве у берега уже стояло три автомобиля, и на абсолютно прозрачном льду, прямо как на воде, сидели рыбаки.
Мы добрались до середины и засверлились невдалеке друг от друга. Я опять поставил две удочки с мормышками, на одной - кусочек червя, на второй - манка.
Первого карася я упустил. Ветер все усиливался, срывая и унося удочки. Леска постоянно путалась, кивки лавсановые раскачивались на ветру, имитируя поклевки, металлические же напор сдерживали, а поплавочникам, наверное, сиделось более комфортно.
Караси, вероятно, тоже испытывали определенные неудобства, потому как клевали редко, хотя и не делали различий между тестом и червем. То на то, то на это. Народ начал бегать, сверля все новые и новые лунки. Попробовал погулять и я. Тактика, в принципе, себя оправдывала: часто на свежем месте поклевка следовала почти сразу, но лед истончался на глазах, при ходьбе трещал и стал уже похож на мозаику. Да и ходить на ветру при такой скользоте невозможно: шагаешь и шагаешь, а все на одном месте. А в половине третьего как-то сразу, одновременно, словно по команде, все засобирались, и мы также решили покинуть неприветливый под моросящим дождиком и морозящий руки стылым ветром пруд.
Я поймал всего-то с десяток карасей, правда, все от ладошки и больше, а у брата было и того хуже. Вот мы и надумали заехать еще в одно место, а заодно и путь сократить. По полевой дороге вполне приемлемого качества, отмерив семь километров, оказались на берегу крохотного прудика Левада у села Копанки. Здесь лед был покрепче, а мы - единственными рыболовами, за что пруд и вознаградил нас неплохим клевом.
Глубина была всего-то около метра, не надо и леску выбирать, просто после подсечки поднимаешь удочку над головой, а на крючке - рыбка. Ловились карпики в ладошку и карасики вдвое-втрое меньше. Здесь манка выигрывала у червя примерно 2:1. И пусть незавиден улов по размеру и весу, но душу отвели. Да и много ль нам надо для счастья?!
Александр Тищенко, Воронежская обл.