Зима. Холода. Караси...
С утра вылезешь из теплой постели, высунешь заспанное лицо на улицу - ух! И - шасть назад. Не к горячим пирогам и телевизору - на рыбалку собираться. Этой "хвори хронической" и холод не страшен, и война атмосферных фронтов со скачками давления безразлична. А что клевать не будет, так не улов на рыбалке главное, а непосредственно процесс.
В Калиниченково мы приехали, едва рассвело. У пруда всего три машины, и рыбачки только выгружаются. Поскрипывая по свежему снежку "чунями", идем с братом на "свои" места, не раздумывая, бурим лунки и ставим над ними палатки. Ветерок колючий, и морозить руки на открытом воздухе желания нет. У брата насадка одна - манка-болтушка, а остальное применительно к карасям он не признает. Оно и действительно - штука замечательная. Приготовить недолго, можно хоть прямо на рыбалке. Хранить просто, а пропадет, забродив, не жалко и выбросить. Я же дополнительно приготовил из теста клейковину, нарезал кубиками вареную морковь, захватил с десяток навозных червей и баночку опарышей. Как говорится, на все случаи.
Леска на моих удочках 0,1 мм. На нее я почти спокойно вытащил карпа на 1,5 кг, а крупнее зимой не попадались. Тогда еще пришлось одной рукой рыбу на леске держать, а другой минут пять расширять пешней оказавшееся маловатым отверстие, в которое никак не пролезала голова трофея. Бывает, и рвут тонкую паутинку шальные караси, не без этого. Приятели, когда ловится килограммовый карась, и 0,16 ставят - ничего, берет, не боится. А у меня 0,12 - предел, толще только на блеснильниках. Главное - менять леску на новую не реже, чем хотя бы через сезон, да узелков не допускать, тогда не подведет.
Так любимого всеми мотыля на этот пруд мы не берем сознательно. Ни при отменном клеве, ни при самом отвратительном карась на него не ловится. Точнее, не угонится за "пятачками"-недомерками. Не успеешь опустить мормышку на дно, и в кивок будто вселяется нечистая сила. Он и подскакивает, как ужаленный, и сгибается так, что бьет по хлыстику, а результат один - радость кошачья. Потому и прикармливать нельзя - "залюбят" до изнеможения.
Выставляю три удочки. На крючке мормышки первой нацеплен кусочек червя, вторая "заряжена" опарышем, на третьей - выдавленная из шприца капля серой клейковины. Только успел все это проделать, и началась "веселуха": не поймешь, когда и подсекать. Червя тормошили, пинали, впивались в него крохотными беззубыми ртами голодные малыши. Вытащив с пяток для успокоения любимого Мурзика, я заменил червяка манкой. С нежной болтушкой стало чуть-чуть поспокойней. Ее б, конечно, тоже с аппетитом съели бы, но наматывал я изрядную порцию, поэтому, подергав, карасики натыкались на оголившееся острие крючка и бросали поживу.
Более крупным особям, как оказалось, торчащее жало не являлось заметной помехой. Следовала вполне четкая поклевка. Нормального размера рыба подходила не часто, но брала уверенно, садясь на крючок даже при запоздалой подсечке. И, что любопытно, с крупненьким карасиком при быстром вываживании никаких беспокойств не происходило. Вялая рыба - тянется, почти не сопротивляясь. А вот мелочишка зачастую шарахалась в сторону и нередко прихватывала леску соседней удочки. Детвора, им бы все бегать!
Однако мороки с жидкой манкой предостаточно. Пока на четырехметровую глубину опустишь мормышку - не известно, осталось что на крючке, или мелочь по пути объела. А так как на клейковину клевало ненамного хуже, и сорвать ее сложновато, я заменил манку крохотным кубиком моркови. Эксперимент есть эксперимент. Надо попробовать и экзотику. А вдруг? Сам я до такого вряд ли бы додумался и не слышал раньше никогда, а тут в прессе наткнулся, что, мол, карпа на морковку ловят. Ну, куда деваться?
Рядом в палатке кум сидит.
- Паш, - говорю, - ща на моркву ловить буду. Ты не пробовал?
- Не! А на красный бурак ловил.
- Ну и как?
- Не клевало.
Спасибо, утешил. Приятно осознавать, что не один ты... экспериментатор.
Но здесь, видать, не только свекла пошла бы, а и "Чупа-Чупс" на палочке. Морковку нахальная шпана встретила на ура. Судя по судорожному поведению кивка, под водой начался настоящий ажиотаж. Ртами ее хватали или в футбол играли - не известно, но кивок продергался почти безостановочно целый час, а кусочек моркови так и остался целым и невредимым. Не прокатило с экзотикой-то.
На опарыша случилось всего несколько поклевок почти исключительно одних карпят. До подхода "едовой" рыбки белую личинку вообще никто не трогал. Казалось бы, такая лакомая наживка, нередко недосягаемо лидировавшая на разнообразных рыбалках, сегодня шла, как второй сорт. По всем параметрам выигрывала клейковина. Мелочь на нее реагировала и исправно ловилась, но сильно не досаждала. Если длительное время не клевало, я брал в руку удочку и потихоньку поигрывал мормышкой у самого дна. Так с ходу удавалось поймать одного-двух карасей с варежку, и сразу наваливалась мелочевка. Очень она раззадоривается движением корма. Тогда опять ставлю удочку на лед. Отстают. Все ж разнообразие.
А не зря рыболовы сразу по палаткам попрятались. Даже в согретом дыханием "домике" и то лунки быстро обмерзают, а каково бы на вольном воздухе? Градусов пятнадцать, не меньше, и ветерок ощутимый. Курю часто, дым в закрытом пространстве глаза до слез ест, приходится окошко расстегивать. Пока чад вытянет, доселе уютное гнездышко уже и прохолонуло.
Невдалеке мужики греют языки разговорами. Чего только за короткий зимний день не услышишь. И анекдоты, и разборки, и песни. Я греюсь чаем. Хороший у меня термос: даже в сугробе до вечера простоит, а кипяток сохраняет. Крышка, чтоб не обжигала пальцы, изолентой в несколько слоев обмотана. Хорошо!
Внезапно оживает удочка с опарышем. Потихоньку, но настойчиво ползет к кромке лунки. Чуть не облившись, сую куда-то в угол недопитый чай, подхватываю шалунью и ощущаю на леске увесистую "гирю". Потихоньку выбираю, стараясь не накинуть петлю на палец, чтобы при необходимости сдать немного, но не судьба. "Гиря" отрывается, и я с досадой достаю мормышку. Сломался крючок, не выдержал.
После этого решительно не клюет. Вообще. Даже мелочь. Видать, упущенная рыба распугала или предупредила подводных обитателей об опасности.
Расстегиваю замок окошка и выглядываю наружу. Брат в поисках лучшей доли "переехал" метров на двадцать в сторону дамбы. Два "беспалаточных" мужика, отбившись от основной ватаги за середину пруда, сидят рядышком и по очереди взмахивают руками, доставая упитанных карасей. Значит, в принципе, рыба клюет.
У меня всего два варианта: искать свое счастье где-то или ждать на месте. Пока выбираю второе и, чтоб убить время, начинаю сотворять бутерброды, комбинируя свой небедный арсенал насадок. Увлекательное занятие, но, увы, бесполезное. Похоже, под моими лунками уже и плакат поставили: "Осторожно! Мины!"
Скоро уезжать, не страшно немного и померзнуть. Почти все рыболовы уже подались домой, и я вылезаю из палатки и иду ловить по набуренным лункам. В прикормленных, а их сразу видно по замерзшим комочкам жмыха на кромках, клюют одни пескари. Маленькие, чуть больше спички. Из других, не задерживаясь подолгу, на игру выуживаю еще несколько карасей с ладошку. И это все на испытанную клейковину.
Доводилось читать в рыболовной периодике, что карась зимой растительными насадками не интересуется. А мой опыт говорит об обратном. Но спорить не хочу, знаете - почему? Вот, например, китайцы - такие же люди, как и мы, а пауков с кузнечиками едят, даже и смотреть противно. А им привычно. Да что далеко ходить, в соседнем районе и то борщ по-иному варят. Чем же караси хуже? Те еще гурманы.
Ну-да хватит философствовать. Пора домой. Проголодался. А я ж не японец, и рыбу предварительно пожарить нужно.
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора