Желанный, но порой и надоедливый пескарь
На соревнования те по зимней мормышечной ловле был приглашен не случайно - как корреспондент одной из газет, освещающей природоохранную тематику, и производную ее - работу Общества рыболовов и охотников.
Поутру прибыли к месту сбора на рыбный, богатый окунем, плотвой и красноперкой, недалекий от Воронежа громаднейший пруд по прозванию Московский. А там уж не то, чтоб столпотворение, но сотни рыбаков, прибывших из разных районов на легковушках, грузовичках и автобусах, на берегах "колготились". Соревнования-то масштабные, как-никак областные, да и призы по тем временам не малые: главный - лодка "Казанка" с мотором.
Построение, поднятие флага общества и... по секторам ловли все разбрелись. А мне что - снимков для газеты "понаделал", можно и самому рыбалкой заняться. Благо, снабдили меня всей необходимой амуницией и снастями с наживками благодетели-организаторы.
Сверлю лунки, бросаю в них прикормку из смеси сухарей и мелкого мотыля. Некстати заметелило. Пуржистая низкая поземка чувствительна: заметает снежинки за воротник, будоражат они лицо, застилая взор. Но держусь, и вот уж первая мормышка "Уралка" ушла в глубину. Довел снасточку до дна, чуть приподнял - и тут же поклевка. Легонько подсекаю - как на молодом, похрустывающем, а оттого с трещинками, и похожем на хрусталь ручной выделки льду бьется жирнющий пескарь.
Для меня это стало открытием: как в стоячей воде нашел пристанище коренной обитатель быстроструйных речек и песчаных перекатов? Однако случилось. Один за другим "шел" на мормышку пескарь, да и поплавочной удочкой он не пренебрегал, лишь изредка окунек с мизинец попадался, разнообразя ловлю.
Видать, на яму зимовальную пескаревую нарвался. Полторы сотни упитанных, чуть боле ладони матерых пескарей умудрился за два часа, отведенных на соревнования, выловить. А вот у призеров на весах судейских красовались окуни под кило весом и мерная красноглазая плотвица и... ни одного пескаря.
...Приобщался в детстве, навыки в рыбной ловле получал, охотясь на отмелях с самодельной ореховой удочкой за пескарями. Азартен тот лов, да и премудростей в нем немало.
Идешь, бывало, бережком, увидишь с обрыва "могучее" сообщество пескарей, роющихся в грунте, забросишь им под рыльца крючок с навозным червем - один-два соблазнятся и окажутся на кукане, а остальные, взбудораженные происшествием, вверх-вниз по течению в панике расплывутся.
Иное дело, найдешь их скопище, станешь на струе выше по течению и ногами босыми на дне муть встормашиваешь. На нее-то и начинают подходить стайные пескари, ведь там пожива для них - личинки придонной снеди ...
Многих с брусчатым тельцем рыбешек босоногим еще мальчонкой тем способом вылавливал. За приполуденное время, а оно лучшее для лова пескаря, не один ивовый струганный кукан приходилось по ходу действа сготавливать, чтоб разместить весь улов. Случалось, и несколькими килограммами за проход переката обрыбивался.
Как ждали ту малую рыбешку моя бабушка Варя и ее шкварчащая на плите сководка. Дюже вкусна была жаренка из отзолоченных в подсолнечном масле пескариков...
То в детстве было. А сейчас при ловле леща и густеры на Дону так сподобился пескарь сбивать наживку - будь то перловка, червь навозный иль личинка поденки метелика, - что хоть плачь. И на глубинах-то каких - за десять метров. Иной раз всю рыбалку испортить может. Даже бирюк не в состоянии за лакомыми кусочками на крючке с ним потягаться.
И все ж ... Желанен мне на отмелях пескарь, иногда специально рыбалку на него спровориваю. А что надоедливый при ловле более солидной рыбы на глубинах, то простительно ему - осваивает новые жизненные пространства.
Юрий Демин, г. Воронеж