Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Желанная верховка

Желанная верховка

Есть один пруд недалече от Воронежа, прозванный жителями окрестных деревень Степным. Не случайно название. Расплескал он воды свои, с глубинами до десяти метров, по когда-то могучему, год за годом «съедавшему» сотни кубометров пахотной земли, но перекрытому плотиной оврагу и его ответвлениям - балкам, в самой что ни на есть середке плодороднейшей черноземной лесостепи. Велика акватория, и какой только рыбы не развелось в водоеме. Сазаны, карпы, толстолобики и белые амуры, мерные караси…, а перечислить представителей более мелкого рыбьего населения и пальцев обеих рук не хватит.


285-7-1.jpgСтараюсь по весне, в апреле, когда отпылят сережками ольха и орешник, а первые первоцветы, пролеска сибирская и хохлатка, только начинают выбрасывать цветоносы, посетить тот пруд. Нет, не за «черемуховым» крупным серебряным карасем отправляюсь в те места: до его активного и быстротечного клева в запасе еще целая декада, а за никчемной, с точки зрения иного рыболова, мелкотарной рыбешкой - верховкой. Именно в это время сбивается она в огромные стаи и буквально «кишит» меж сухостойных стеблей прибрежного тростника, в преддверии буйства любви и нереста.

Верховка… Не каждый из рыбачащих отличит ее от уклейки или молоди карповых рыб. Не знающему ее новичку посоветую сходить в рыбный отдел гастронома. Там, на прилавке, непременно встретится азовская хамса слабого посола, вот на нее-то верховка пропорциями тела и размерами похожа.

Скептик скажет, а стоит ли за такой малюхой, от силы десяти сантиметров по длине, в путь по весенней распутице и бездорожью отправляться. Возражу категорично - стоит. Во-первых, при азартном клеве преднерестовой верховки оттачиваются навыки подсечки нежногубой рыбешки, что особо ценно для начинающих и юных поклонников рыбалки, а во-вторых, прекрасная возможность тестировать чуткость и осадку поплавка, не говоря уже о маховых качествах удильника с тончайшей лесой…

Меня же, если по-честному, привлекает гастрономическая составляющая ужения апрельской верховки. Только в этот период она представляет интерес для гурмана. Набитое икрой иль молокой рыбье брюшко, лишенное экскрементов и не нуждающееся в потрошении, одна из причин. Да и чистить ее не надобно. Высыпал струящиеся серебром, заснувшие рыбьи брусочки в таз, помешал руками, и вся чешуя сходит. А дальше… Хоть в соление отправляй, домашние шпроты изготавливай, но мне по душе больше готовка сей рыбки в сметане на сковороде, прикрытой крышкой и желательно в духовке. Какой смак получается! Не руками откушиваешь ту жареху, а ложкой зачерпываешь - все косточки на голове, позвоночнике и ребрышках, растворяются, а во рту - ощущение необычного, какого-то даже не рыбного, вкуса…

После нереста и летом верховка для любителей ужения никакого интереса и не вызовет - расстредотачивается небольшими стайками по водоему и попадается на крючок, как случайный прилов. Хотя… нет лучшей наживки на крупного окуня, чем бойкая и живучая верховка. Уклейке, ох как далеко до этого «долгоиграющего» живчика. Опытные рыбаки давно то усвоили и взяли на вооружение.

Самое главное для успешной ловли верховки по апрелью, так это - узнать время ее массового скучивания у берегов. «Прозеваешь» день-два и… прощай деликатесы из желанной малявки. На этот случай есть у меня информатор - старый охотник и рыбак, проживающий на хуторе поблизости от Степного. Он и сообщил по телефону долгожданную весть, мол, начала сбиваться в стаи селявка и к берегам пододвинулась.

Немедля собираемся с приятелем, коего приобщил к этому захватывающему действу два десятилетия назад. «По боку» житейские заботы, ведь родичи по достоинству потом оценят наши старания - за столом с редким яством. Это тебе не Камчатка с Балтикой, где прибрежные жители избалованы, чуть более великой, с огуречным послевкусием, корюшкой… Нашенская верховка, лишенная специфического запаха, по всем иным гастрономическим параметрам ни в чем не уступит.

… Прибыли на место с первыми всполохами взрозовевшего на горизонте неба. Машину оставили у знакомого, а дальше - по лесополосе пешим ходом. По дороге, увязшей по колено в грязи, ни на каком «внедорожнике», за исключением трехосного «Урала» или сельской механизированной «лошадки» «Беларуси», и не проехать. Но, то страждущим не помеха. Время есть, как показали предыдущие выезды, - лучший клев верховки от полудня до заката.

Одеты в теплые куртки несмотря на обманчивое солнышко - по-прежнему бокогрейкое, на ногах яловые офицерские, старых времен сапоги, не позволяющие запотевать нижним конечностям. В руках по пятилитровому пластиковому ведерку, предназначенному для гипотетического улова и… одна удочка на двоих. Главный секрет той ловли состоит в том, что один снасть закидывает, а другой подбирает на берегу попавшуюся рыбешку.

Шуршит подсохшая листва под ногами в начавшей вскрывать почки, березовой древополоске, а по бокам ее несусветная грязь. Допехали до пруда меньше, чем за час, а там, у берега, какая-то вакханалия рыбья происходит. Тысячи и тысячи верховок просто лишили водную поверхность своего блискуче-зеркального естества и затмили темными спинками. Тут уж не зевай, снасть забрасывай и начинай, не постесняюсь этого слова, промысел.

Первым в «атаку» отправляется автор этих строк. Двухметровый, легкий, с тонкой ветви липы, сработанный удильник, оснащенный самой наитончайшей леской-«паутинкой» без поплавка и грузила, с одним «заглотышем» со спиленным цевьем, служит оружием. Насадка - комочек ваты, пропитанный тестом, иногда - просто белая бусинка.

Следишь только за тем, как исчезает в воде светлое пятнышко, знать, соблазнилась им жадная в эту пору малая рыбка. Подсечка за подсечкой. Перебросы не глядя - знаю, что упавшую в пожухлую траву верховку подберет напарник. Крючок-то без цевья, и поимица слетает с него на берегу сходу. Азарт ловли усиливается, но почти посекундные забросы приводят к тому, что «рука бойца колоть устала». Меняемся местами, приятель при удочке, я - подбиральщик. А первое ведерко уж наполнилось… Вновь смена диспозиции, и так несколько раз…

Со стороны посмотреть: какая-то феерия при двух «чудиках» происходит - один «палкой» машет, вытаскивая что-то блесткое из воды, другой это что-то в травяных кущах выискивает…

Посветлу возвращаемся на хутор. «Прицокивают» языками местные мужики, им-то и в дурном сне не привиделось бы отправиться за такой мелочевкой. Привычнее старожилам вилами колоть идущего на нерест несторожкого сазана-полупудовика… Мы же с приятелем такую страсть рыбацкую утолили да еще с многосотенным уловом и натруженными мышцами, что никакой крупняк в эту пору нам и не нужен. А дома полакомимся, приходящими на стол лишь раз в год, рыбными изысками…

Юрий Демин, г. Воронеж