Жаркое время июля
В течение недели, что мы провели у родственников, погода менялась каждодневно. Утро начиналось идеалистически: по небу плыли легкие белоснежные облака, на какое-то время прикрывающие собой обжигающее солнце. Но потом на горизонте появлялись темные тучи.
Для рыбалки проснулся поздно. В окно уже пробились солнечные лучи, на висящих часах стрелки застыли в одной минуте седьмого. Стараясь не шуметь, быстро умылся и вышел из подъезда. Я шел целенаправленно ловить уклейку на Лугу, протекающую в трехстах метрах от дома. Моя жена очень любит эту неприхотливую рыбку. А чего не сделаешь для женщины?..
Прошло два месяца с последнего посещения реки. Если в мае берег был чистым с желтым песком и произрастающими кустами лозы, на которых только распускалась листва, то сейчас он зарос различной травой и лианами "бешеных огурцов". И хоть тропа по берегу осталась, но она представляла собой узкий проход в настоящих джунглях. С трудом я отыскал место, на котором в прошлый приезд ловил рыбу.
Распускаю оснастку двух "телескопчиков", насаживаю на крючки опарышей и одну оснастку настраиваю на ловлю рыбы со дна, для чего поднимаю поплавок на высоту полутора метров, а вторую - на ловлю уклейки с глубиной не более 70-80 см. Вот она-то и не заставила долго ждать.
Вскоре поплавок чуть дернулся и тут же повернулся "антеннкой" в другую сторону. Легкая подсечка - и небольшая серебристая рыбка затрепыхалась над водой, летя мне прямо в руку. Она тут же отправилась в садок, а слегка потрепанный опарыш отправился обратно в воду. Не успел крючок опуститься на заданную глубину, а рыбка уже схватила насадку, поплавок, трепеща, лежал на поверхности воды. И очередной трофей уходит в садок.
Уклейка сильно отличается от весенней. Тело у нее стало более прогонистое, узкое и более сухое. Ведь она избавилась от икры. А вместе с икрой исчез и жир, накопленный для икромета. Икринки давно превратились в мальков, которые несметными стадами снуют у берега. Кое-где их гоняет какой-то мелкий хищник. Они веером рассыпаются в разные стороны, и на время все стихает. Я на это не обращаю никакого внимания, у меня перед глазами постоянно дергающийся, притапливающийся, вздрагивающий, шевелящийся поплавок.
Каждая рыбка клевала по-разному. Но почти каждая уклейка, если не засасывала насадку внутрь рта от своего трепета во время вываживания, загоняла опарыша даже сквозь колечко крючка на леску.
Клев, что называется, был бешеный. Такое буйство рыбы продолжалось не более 15 минут, а далее постепенно клев стал утихать. То ли стая ушла, то ли она прекратила завтракать?
А река живет своей жизнью. Раздаются редкие, явно жереховые, шлепки. Похоже, шереспер вышел на охоту. Один даже плюхнул напротив меня, на расстоянии спиннингового броска. Да вот спиннинга я не взял. И даже не думал об этом. Со спиннингом я постараюсь выбраться отдельно. А пока - только мирная рыба.
Наконец кто-то заинтересовался пучком опарышей на глубине. Поплавок слегка вздрогнул и тут же исчез под водой. Я хватаю с рогульки удочку и подсекаю. Чувствуется тяжесть на конце лески, но не такая уж и явная, как ожидалось.
Вскоре из глубины показался небольшой "матросик", позарившийся на халявное угощение. Вот как раз ты мне и не нужен - ни веса, ни мяса. Аккуратно снимаю с крючка и отпускаю обратно в реку.
К 10 часам клев совсем прекратился, и я, с удовольствием искупавшись, отправился домой. В садке было с килограмм уклейки.
В обед зашел шурин Виктор и предложил, как только спадет жара, съездить на карьер - половить карася.
- Карась хороший, грамм по 250-300, - делился он. - Я вот ездил с неделю назад, с десяток поднял.
- Договорились.
В пять часов пополудни он подошел с мужчиной.
- Возьмем с нами? Это мой сосед, - спросил меня Витя.
- Ну, а чего же не взять, места хватит, - ответил я и протянул товарищу руку: - Геннадий.
- Владимир, - представился он...
У карьера уже стояло не менее десятка разношерстных автомобилей. Виктор предложил пойти "на глубину". Мы прошли по заросшему лесному берегу и спустились по крутому откосу к воде. Нашли три обустроенных места, это в плане уже установленных рогулек.
Устанавливаю две удочки. Одну - на перловку, вторую - на опарыша. Поплавки застыли как вкопанные, хотя течения нет, но поверхностный ветерок гонит леску по воде, и вслед за ней перемещается поплавок.
Володя сделал прикормку на базе перемолотых сухарей и подсолнечных семечек с перловкой. Так что места прикормили.
Первая поклевка из нашей компании случилась у Виктора. Клюнуло на перловку. И вот вскоре карасик был на берегу. Минут через 20 поплавок и у Володи зашевелился, "антеннка" стала подниматься, и он лег на поверхность водоема. Сосед подсек, но только смазал рыбе по губам.
И буквально через 5 минут мой поплавок тоже стал подниматься и лег на воду. Я подсек и даже почувствовал, как рыба дернулась в сторону, потянув за собой оснастку, удилище согнулось, и буквально через секунду все успокоилось. Вытащил оснастку без поводка. Совсем забыл о том, что катушка была зажата, а толщина поводка была 0,12 мм.
В Ленинградской области белые ночи уже закончились, но еще довольно долго не темнеет. Так что мы просидели практически до полуночи, но поклевок так и не дождались.
Ранним утром следующего дня, когда еще солнышко и не собиралось вставать, я уже шагал лугом к реке. Вот и берег. Надеясь, что вчера пришел поздно и нарвался только на окончание клева, я забрасываю оснастки на ту же глубину, как и в прошлый раз.
Довольно скоро поплавок на "уклеечной" удочке шевельнулся. Я подсек, но рыбка упала в воду. Сорвалась. Очередной заброс. Жду. Опять поклевка. Подсекаю - и первая рыбка отправляется в садок. Жора особого нет, поклевки происходят часто, но все же не так, как вчера. Правда, на вторую удочку попалась увесистая плотвица и ладошечная густерка.
А вот уклейка не торопится клевать. Клюет редко и старается ухватить опарыша за самый кончик, из-за этого частые сходы. Попробовал ловить на оставшуюся со вчерашнего вечера перловку, но никакой реакции не дождался. К окончанию рыбалки, которая длилась больше чем на час предутреннего времени, в садке было рыбы не более 800 г.
После этого очередным утром опять пробираюсь на свое место на реке. Снова уклейка бастует и очень редко берет насадку на глубине в 50-80 см. Ловя рыбу, я заметил, что она держится выше, чем глубина, на которую опускается насадка. Было похоже, что уклейка стоит у поверхности и собирает упавших на воду насекомых, скорее всего, комаров.
Принимаю решение установить глубину погружения насадки в районе метра, но при этом поднимаю свинцовую дробинку к самому поплавку. Насаживаю свежего опарыша и делаю заброс. При приводнении поплавка слегка делаю потяжку на себя, чтобы леску с крючком вытянуть в одну линию на поверхности воды. Крючок с опарышем под своим весом начинает опускаться на глубину.
Не прошло и пары секунд, как поплавок дернулся, и я подсек увесистую уклейку. Дело настроилось. Не скажу, что наступил жор, но все же рыба ловилась регулярно. Если успевал крючок опуститься на глубину, а рыба это дело проворонила, достаточно было протянуть в свою сторону метр-полтора оснастки, как крючок с насадкой оказывался на поверхности, и вскоре рыба его находила.
Стояло тихое раннее утро, над рекой клубились космы тумана. Я старался не делать шума, стоя над небольшим береговым обрывчиком, как вдруг в районе кончика моего удилища бесшумно всплыла голова матерого бобра. Я даже вздрогнул от неожиданности. В отместку за наглость я легонько кончиком удилища его стукнул. Вот это был всплеск! Бобер в момент нырнул на глубину, с громадною силой ударив хвостом по воде так, что до меня долетели брызги.
В этот раз я разгадал секрет уклейки и поймал за то же самое время гораздо больше, чем в первый раз.
А вот с карасем так и не повезло. За день до нашего отъезда мы опять отправились на карьер, сели на те же места. Опять стали экспериментировать с насадками. Я видел пару невнятных поклевок на манное тесто, Володя вообще ничего не видел, а Виктор умудрился поднять двух карасиков: первого на мучное тесто, а второго на опарыша.
Когда обсуждали эту рыбалку, то выяснилось, что когда я при первичном шевелении ждал развития событий, как в прошлый раз с выкладыванием поплавка, и не дожидался, Виктор тут же подсекал и вытаскивал рыбу. Карась клевал очень нежно, практически незаметно.
В общем, карась бастовал. И, скорее всего, из-за погоды. Хотя, судя по отзывам некоторых рыбаков, живущих в поселке, на других карьерах карась клевал гораздо лучше, и они ловили по 3-5 кг за рыбалку. Правда, он был гораздо мельче, чем на карьере, куда ездили мы. Те же карьеры были неглубокие и напоминали небольшие пруды. Похоже, мелкому карасю наплевать на погоду, когда есть хочется, а конкурентов много. А вот с уклейкой я все же разобрался.
Жена нас радовала рыбными чипсами, выжаривая мелких рыбок до такого состояния, когда растворялись все косточки и можно было есть, не боясь уколоться.
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.
Фото автора