Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Заветное место

Заветное место

18-12-1.jpgЯ в отпуске! Остались позади хлопоты и серые рабочие будни. Еду, как говорится, на историческую родину - в деревню, к матери. Нужно помочь по хозяйству, ну и на рыбалку выбраться пару раз тоже. Медленно шуршат под колесами километры. Раньше тут куда приятнее было ездить: по обе стороны от дороги сосновый лес, воздух такой, что аж голова кружиться. Но в прошлом году пожары безжалостно уничтожили его, оставив после себя только обгорелые остовы, да "растут" пеньки идущей теперь лесозаготовки. Новый лес поднимется нескоро.

Вот и показалась из-за поворота древняя ива - значит, до дома рукой подать. Ко двору подкрадываюсь на первой передаче - хочу сделать матери сюрприз, она меня сегодня не ждала. Поставив машину под уже начавшей сбрасывать листву яблоней, иду к калитке. Старый Сокол, верный охотничий пес, тут же заливается радостным лаем. Эффект неожиданности потерян. Мать удивленно всплескивает руками, когда я вхожу в дом. "А я еще думаю, кто ж там пришел-то", - говорит она, протягивая мне с дороги черпачок с водой.

До вечера хлопочу по хозяйству: то забор поправить, то в саду печку обмазать. Время летит незаметно. Когда солнце начинает медленно заваливаться за горы, наконец-то сажусь на лавочку у дома, отдохнуть. Мать выносит крынку с молоком и краюху хлеба - ну прямо как в детстве... "Мам, завтра до рассвета на рыбу хочу поехать, ты уж разбуди", - говорю я, а она, улыбаясь, садится рядом. "Не успел приехать и уж бежишь на Дон. Манит он тебя с ранних годков. Ох, рыбак, рыбак", - дружелюбно произнесла мать.

Последние августовские денечки выдались на редкость жаркими. Солнце греет от души, как будто про запас, а вот по утрам впору надевать телогрейку. На улице сумерки, зыбкий туман стелется в ложбинах между меловыми горами. Пахнет скошенной травой и приближающейся осенью. Дорога до Дона занимает не более десяти минут. Еду на свое, заветное, место, что приметил еще пару лет назад.

Древний батюшка-Дон неспешно несет свои воды. Все по-прежнему, вот только обмелел он, конечно, за последние десятилетия, камышом зарос изрядно, появился ил. Зато размножился карась, карп, сазан. В пору моего детства эту рыбку нечасто можно было встретить.

Терпеливо разматываю снасти. Выбрав место для установки спиннинга, наполнил кормушку прикормкой. На один из крючков насадил пучок червей, другой оснастил кукурузой. Заброс - и кормушка падает в нужное место. Тяжелые круги от упавшей снасти разошлись по воде. Где-то рядом ударила щука.

"Ловись рыбка большая, а маленькую буду ловить на поплавок", - произнес я вслух. Душа ликует. Вокруг тишина. Мерное течение воды успокаивает и настраивает жизнь на лирический лад.

Начинает светать. Туман нежно ласкает воду, мягко стелется над ее гладью. Неспешно готовлю к делу удочку. Давно я рыбачу на Дону, да и не только, и всегда вожу с собой донные снасти и "старушку" - поплавочную удочку. Если уж не удается поймать крупную рыбу, то разжиться вездесущей уклейкой и прожорливой плотвой можно всегда - все ж радость, особенно для кошки.

Невольно замечаю неподалеку почерневшее бревно. Ба, да это ж старый знакомый, прошлогодний подарок Дона. В половодье невесть откуда вешней водой принесло бревно. Этот мореный дуб в прошлый рыболовный сезон здорово меня подвел. А дело было так. Подсек я, значит, хорошего карася. Сильный попался, все норовил уйти, а тут внезапно рванул к берегу. Никакие попытки вывести его в нужное место успехом не увенчались. И вдруг рыба мертво встала. Даю слабину в надежде, что карась сам выйдет из зацепа, но не тут-то было. Вываживание это закончилось потерей снасти, а главное - ушел трофейный карась.

Позже, когда вода сошла, я нашел причину своего давнишнего поражения. Огромное бревно лежало вдоль камышей. Хитроумный карась воспользовался им, чтобы избавиться от надоедливого рыболова. Там же нашел я утраченную кормушку с одним поводком, а второй крючок наверняка теперь украшает беглеца.

Я-то думал, что половодье заберет свой подарок, но разлива в этот год почти не было, и мореный дубок спокойно возлежал на своем прежнем месте. "Вот тебе и сюрприз", - думал я, пробуя сдвинуть с места громадину. После двадцати минут упорного труда удалось лишь немного изменить положение бревна. Зато теперь-то я знаю, где начинается опасная черта.

Забросил удочку, и спустя минуту последовала поклевка. В руке затрепыхалась первая пойманная плотвичка. "Будет чем Мурке брюшко набить", - ласково произнес я, опуская в садок пойманную рыбешку.

18-12-2.jpgСпокойное течение мыслей внезапно прервал тревожный перезвон колокольчика. Удилище "забило тревогу", и инерционная катушка "Невская" с треском начала отматывать метры лески.

Отложив в сторону удочку, спешно хватаю спиннинг. Тут же в руке ощущаю мощь рыбы. Удилище изогнулось в дугу, а неведомая рыбина начала водила снасть в разные стороны. Только мне удалось подмотать не многим более пяти метров лески, как случилось непредвиденное: речной обитатель резво пошел к берегу. "Сазан!" - мелькнуло в голове.

Спустя секунды над поверхностью воды показалась сазанья голова и скрылась в речной пучине. Леска ослабла. "Сошел", - удрученно произнес я и нервно закрутил катушкой. Поводки на месте. Наверняка рыба поосторожничала и взяла кукурузу так, чтобы потом легко покинуть крючок. Руки предательски дрожат. В первую рыбалку, после долгой разлуки с Доном, упустить такую рыбу! Да, видать, не судьба!

Снаряжаю снасть и вновь бросаю в намеченное место. Машинально продолжаю ловлю "кошачьей радости". Пробую менять опарыш на тесто, но результат неизменен. Уклейка, плотва хозяйничают на всех горизонтах.

Проплывающая по Дону водная растительность цепляется за леску, и колокольчик то и дело обманчиво позвякивает. С нетерпением жду хорошей поклевки, а время все бежит. Казалось бы, только недавно над лесом поднималось солнце, а вот уже его теплые лучи согревают спину. По воде расходится легкая рябь, а над рекой кружат коршуны, выискивая себе добычу.

Внезапно утреннюю тишину разрывает рев самолета. На предельно низкой высоте закладывает вираж военный истребитель. Мальки испуганно шарахнулись от берега. Вот черт! Теперь и по утрам летать стали. Они мне так всю рыбу распугают.

И тут снова зазвенел колокольчик. Подсечка. Рыба активно сопротивляется. Помня предыдущую неудачу, веду рыбу осторожно. На крючке сидит крупный карась. До берега остается каких-то два метра. Я вижу желтый бок рыбины... и опять сход. Вопль разочарования вырывается из груди. Ну чего ж так не везет-то?!

Вытаскиваю из воды снасть и вижу, что карась ушел с крючком. "Надо все проверять", - бурчу себе под нос, привязывая новый крючок. Заброс - и вновь ожидание поклевки, а мелочевка совершенно потеряла интерес к опарышу. Половина десятого, и уже пора собираться домой.

Легкий перезвон колокольчиков заставил меня отогнать мысли о доме. Осторожно вываживаю рыбину. Через несколько минут на берегу трепыхался 500-граммовый подуст. На этот раз повезло. Немного улеглась горечь предыдущих неудач. Всю зорьку порыбачил, пора и честь знать. Собираю снасти. Забрасываю шары прикормки вперемешку с глиной в реку - пусть рыбка кормится, завтра ее навещу.

Утро следующего дня снова выдалось прохладным. В сумерках я был уже на месте. Установил два спиннинга с кормушками, оснастив крючки кукурузой и червями. Впроводку вновь ловилась мелкая уклейка и плотва. На донку попался бирючок приличных размеров. В последние два года этой рыбины стало маловато. Отправив бирючка в садок, я сразу же бросился к спиннингу, на котором, судя по всему, висел лещ. Вскоре на берегу оказался подлещик примерно с полкило. Рыбалка пока удается. Вновь забросил в прикормленное место.

Изредка на поплавочную удочку поклевывает уклейка, почти не берет плотва. Вот тебе и охота за крупной рыбой! Солнце все выше поднималось над горизонтом. Почти в восемь часов случилась сильная и уверенная поклевка. По намеченному маршруту подвожу речного обитателя к берегу и вытаскиваю из родной стихии зеркального карпа. Почему-то его в этих местах называют "венгерским". Красивый экземпляр. Жаль, что пойманную рыбу я взвесил и сфотографировал только в деревне. Потянул карпик на килограмм.

Радостно и как-то тепло стало на душе. Покидая свое заветное место, ненароком обратил внимание на летящих цапель. Осень уже близко, а рыбацкий сезон еще не завершен. Так что трепещите, карпы и караси! Я готов с вами побороться!

Владимир Гречкин, г. Лиски Воронежской обл.

Фото автора