Запускайте Берлагу
Вода в Оби прогрелась, и спокойно половить рыбу в середине лета была возможность только в ранние утренние часы. В полдень складывалось впечатление, что весь крупный сибирский город плескался в реке и загорал у воды повсюду.
График работы у меня сложился как нельзя удачно, и в десять часов утра я уже был на своем прикормленном месте и стабильно ловил вполне сковородных чебаков, широкобоких подлещиков и подросших сазанят граммов по четыреста весом. В жаркий день на палящем солнце долго высидеть сложно, да еще прибрежный гравий раскалялся так, что создавался эффект духовки, да и выловленные чебаки к этому времени начинали переворачиваться в садке кверху брюхом. Улов всегда был практически одинаков, в эквиваленте час – килограмм, что позволяло чуть ли не на одной рыбе содержать семью, приготавливая деликатесы в жареном, пареном и вареном виде, а печеных со свежими помидорами сазанят можно было готовить хоть каждый день, и все подчистую съедалось.
Супруга Елена на рыбалку со мной в последнее время выбирается не так часто, как в молодости, а здесь видит, что я «втянулся» в процесс и погода лучше не придумаешь, решила совместить приятное с полезным: и чебаков на удочку подергать, и загара добавить.
Как обычно с раннего утра выбраться на рыбалку не получилось. Выходим с Еленой из дома, а на стречу нам семейная пара нашего возраста из соседнего подъезда выходит. Люся и Анатолий Осетровы также на рыбалку собрались, а куда отправиться, не определились. Естественно, компанию нам составили. Везу всю «делегацию» в Затон на гравий, рыбы на всех хватит, да и Елене будет с кем поболтать, со мной ей неинтересно. Как-то раз говорит супруга на рыбалке: «Уставился на свой поплавок и меня не замечаешь, а, между прочим, у меня новый купальник» … а то, что на удочке новый поплавок, она не заметила. Так что лучше помолчать, все равно весь улов мне чистить, а ловит Елена не «по-детски» и если на рыбацкий стульчик села, то будет «бомбить», пока всю рыбу не выловит.
Семейство Осетровых еще в автобусе размечталось, как дома рыбу будут жарить, так что моя задача заключалась моей благоверной и соседям обеспечить стабильный клев.
Участок в Обском заливе на гравии был свободен, лишь дед, стороживший причал, бросал с пришвартованного катера блесну со спиннинга. Увидев нас, поздоровался, смотал снасть и пошел дремать в свой «теремок».
Первым делом поставил Елене стульчик у уреза воды, установил на стойках садок с открытой горловиной, подготовил насадку – вареную перловку и достал из чехла легкое трехметровое удилище. Оснастка усиленная плотвиная: основная леска 0,20 мм, бальсовый поплавок-грушка грузоподъемностью один грамм, три маленькие дробинки раскинуты по леске ниже поплавка и поводок длиной двенадцать-пятнадцать сантиметров из 0,14 лески. Крючок № 3,5 по отечественной нумерации.
Замесил в прикорм с принесенной от остановки глиной. Накатал кормовые шары размером с кулак и подбросил несколько из них в воду на полметра ближе поплавка, а три десятка зерен вареной перловки подкинул точно в поплавок. К ловле все готово, осталось взять в руку удилище и делать на поклевках подсечки.
Чета Осетровых разместилась от Елены метрах в шести. Бухнули в воду привезенный с собой прикорм и с нетерпением принялись насаживать на крючки подвижного опарыша, купленного в рыбацком магазине. И… все-таки интересно опытному рыболову наблюдать со стороны как ловят другие. Замечаешь все ошибки: передержка снасти, забросы в неприкормленную точку и ожидание, когда после поклевки поплавок полностью скроется под водой. Учить ученого – только портить, так что каждому по способностям, в любом случае без рыбы не останутся.
Тем временем солнце припекало, и вся моя рыбацкая команда начала «поджариваться», но не прекратила ловлю, принимая на свои тела сибирский загар. Нужно отдать должное чебакам, они попадались исправно и к чести наших женщин, по количеству выловленной рыбы они заметно обставили Анатолия. Какое-то негласное соревнование пошло между Еленой и Люсей, рыбачки не только ловили плотву, но и комментировали процесс ловли. Забавно. Если ловить рыбу не раз в месяц, а постоянно, в рыбалку втягиваешься, как говорится, ловишь на автомате, а здесь каждая рыбешка встречалась с детской радостью.
Достал и я удочку. Разместился от супруги в трех метрах. Подбросил в воду каши и несколько шаров прикорма, и на первом же забросе поймал четырехсотграммового подлещика, чем только раззадорил рыболовов. Вновь увлекся и «оттягивался», облавливая жену и соседей. До полудня чебаки нас «веселил», а затем, в самое пекло, поклевки становились все реже, и первой не выдержала Люся и, соблазнив Елену, они отправились купаться на расположенный в ста метрах песчаный пляжик, где плескалась местная детвора. А мы с Толяном хитрее оказались и залезли под поплавки удочек. Минут десять «охлаждались», вылезли на берег и вновь взялись за снасти.
Как ни странно, клев заметно улучшился, после нашего купания, но не надолго. Наши женщины подошли, когда мы вновь по пальцам считали поклевки. Елена заняла свой стульчик и, поймав за пятнадцать минут пару чебаков, заскучала. Мне знакомы несколько приемов активизировать клев в полуденное бесклевье и заодно «приколоться» над соседями-рыболовами. Вода рядом с берегом сильно прогревается, и рыба становится малоактивна, но далеко от кормового стола не отходит. Самый простой вариант на какое-то время активизировать клев – это подбрасывать в точку ловли песок. Пока песок опускается, идут поклевки, осел песок на грунт и вновь тишина, плотва быстро обман распознает, и минут через десять хоть забросайся: поклевок не будет.
Крутым розыгрышем считаю бросание с поплавком крупный гравий. «Бульк» получается внушительный, а рядом сидящие соседи на «старого дурака» матерятся, а рыба, вместо того чтобы «шугнуться» в сторону, начинает ловиться в том месте, куда упал гравий.
Объясняю мужикам, что рыба не так пуглива, как мы привыкли считать. Плотва интересуется, увидев фонтанчик мути от приводнившегося камня, подходит, а здесь насадка на крючке. Почему не попробовать и не «слизать» с той же вареной перловки ароматизированную глазировку. На любых рыбацких соревнованиях по поплавочной удочке на первых минутах идет такая мощная бомбардировка кормовыми шарами участка ловли, и создается впечатление, что если и была рыба, то разбежалась от шума, но происходит обратное, и с каждой минутой клев улучшается. Одно плохо, часто эффект подбрасывания камней играет против меня. У рыболовов нервы не выдерживают, и они начинают бросать в воду камни, а для большей «убедительности» кидают не по одному, а по несколько валунов сразу.
Самый прикольный прием – купание под поплавками. Заходишь в воду под самый поплавок и ногами взрыхляешь грунт. Елена с этим приемом знакома. Один год мы «повадились» ловить крупную плотву на песчаном берегу Оби в районе Речного вокзала. Приезжали первым троллейбусом, прикармливали участок ловли и гоняли по течению поплавки. С прогревом воздуха появились отдыхающие. Сначала заходили в воду подальше от нас, а когда на пляже становилось многолюдно, плескались в двух метрах от наших удочек. На нас с супругой смотрели с непониманием, но мы таскали плотвичек вполне исправно, ни на кого не обращая внимание. В чем прикол? Купающиеся горожане взрыхляли грунт, и муть сносило вниз по течению, где мы и рыбачили «плюс прикорм с глиной и… вся рыба наша». В полдень мы возвращались домой с хорошим уловом.
Однажды Лена поймала на пляже килограммового леща.
Жара доставала. Солнце палило, и клев заметно ухудшился. Прикорм помогал, но на короткий срок, а затем можно было считать минуты от поклевки до поклевки. Елена заскучала и все чаще заставляла меня поливать ей спину водой из пластиковой бутылки. Ладно. Захожу в воду и останавливаюсь в метре напротив поплавка. Супруга молчит, зато Осетровы начали возмущаться, что я пугаю рыбу. Правда, я не «гнал волну», а стоял в воде по пояс и ногами перекатывал гравий. Зачем? Да, под гравием полно прикорма, который забился под камни. Показываю Лене пальцем, где «поставить поплавок».
Рыбачка делает точный заброс, и только поплавок приподнял антеннку, он тут же скрывается под водой. Процесс пошел. Чебачки попадались вполне сковородные. У Осетровых также начались поклевки, и пришлось рыболовам объяснять, что рыба шума не боится, всем интересуется, а здесь еще гравий ворошу на кормовом столе. Минут десять переворачивал гравий, посчитал, что вполне достаточно и вышел на берег. Еще минут через пятнадцать клев чебаков полностью прекратился.
Люся дает команду Анатолию: «Ну-ка, Осетр, полезай в воду, нечего чужую рыбу вылавливать». А что осетру делать, против жены не попрешь? Зашел он под поплавки, шевелил гравий ногами, а результат минимальный. Двух или трех чебаков Люся поймала и все. Вновь у соседей появился вопрос: «Почему рыба меня не боится, а к Анатолию не подходит?» Ответил, что вся ошибка в прикармливании. Если я подбрасывал прикорм немного ближе поплавка и в одну точку, то мои соседи старались «забить» прикормом большую площадь и часто дальше поплавка. Нельзя сбрасывать со счета и проходящие мимо моторные лодки, волна от которых била в берег, а движение воды оттягивало не подобранный рыбой прикорм на глубину.
Позагорав, я вновь зашел в воду, и все повторилось. Лена таскала чебаков, и начинались поклевки у соседей. Люся еще два раза загоняла осетра под свои удочки, но «фокус» не получался.
Еще через полчаса я валялся на постеленном на гравии покрывале, а Елена сидела на своем стульчике с удочкой в руках. Осетровым бесклевье явно надоело, и они в один голос закричали: «Запускайте Берлогу». Остап Бендер даже в рыбалку вписал свою незабываемую фразу. Пришлось вновь в воду заходить. Прикорм к тому времени у нас закончился, и активизировать клев было не чем.
Владимир Телельков, г. Барнаул
График работы у меня сложился как нельзя удачно, и в десять часов утра я уже был на своем прикормленном месте и стабильно ловил вполне сковородных чебаков, широкобоких подлещиков и подросших сазанят граммов по четыреста весом. В жаркий день на палящем солнце долго высидеть сложно, да еще прибрежный гравий раскалялся так, что создавался эффект духовки, да и выловленные чебаки к этому времени начинали переворачиваться в садке кверху брюхом. Улов всегда был практически одинаков, в эквиваленте час – килограмм, что позволяло чуть ли не на одной рыбе содержать семью, приготавливая деликатесы в жареном, пареном и вареном виде, а печеных со свежими помидорами сазанят можно было готовить хоть каждый день, и все подчистую съедалось.
Супруга Елена на рыбалку со мной в последнее время выбирается не так часто, как в молодости, а здесь видит, что я «втянулся» в процесс и погода лучше не придумаешь, решила совместить приятное с полезным: и чебаков на удочку подергать, и загара добавить.
Как обычно с раннего утра выбраться на рыбалку не получилось. Выходим с Еленой из дома, а на стречу нам семейная пара нашего возраста из соседнего подъезда выходит. Люся и Анатолий Осетровы также на рыбалку собрались, а куда отправиться, не определились. Естественно, компанию нам составили. Везу всю «делегацию» в Затон на гравий, рыбы на всех хватит, да и Елене будет с кем поболтать, со мной ей неинтересно. Как-то раз говорит супруга на рыбалке: «Уставился на свой поплавок и меня не замечаешь, а, между прочим, у меня новый купальник» … а то, что на удочке новый поплавок, она не заметила. Так что лучше помолчать, все равно весь улов мне чистить, а ловит Елена не «по-детски» и если на рыбацкий стульчик села, то будет «бомбить», пока всю рыбу не выловит.
Семейство Осетровых еще в автобусе размечталось, как дома рыбу будут жарить, так что моя задача заключалась моей благоверной и соседям обеспечить стабильный клев.
Участок в Обском заливе на гравии был свободен, лишь дед, стороживший причал, бросал с пришвартованного катера блесну со спиннинга. Увидев нас, поздоровался, смотал снасть и пошел дремать в свой «теремок».
Первым делом поставил Елене стульчик у уреза воды, установил на стойках садок с открытой горловиной, подготовил насадку – вареную перловку и достал из чехла легкое трехметровое удилище. Оснастка усиленная плотвиная: основная леска 0,20 мм, бальсовый поплавок-грушка грузоподъемностью один грамм, три маленькие дробинки раскинуты по леске ниже поплавка и поводок длиной двенадцать-пятнадцать сантиметров из 0,14 лески. Крючок № 3,5 по отечественной нумерации.
Замесил в прикорм с принесенной от остановки глиной. Накатал кормовые шары размером с кулак и подбросил несколько из них в воду на полметра ближе поплавка, а три десятка зерен вареной перловки подкинул точно в поплавок. К ловле все готово, осталось взять в руку удилище и делать на поклевках подсечки.
Чета Осетровых разместилась от Елены метрах в шести. Бухнули в воду привезенный с собой прикорм и с нетерпением принялись насаживать на крючки подвижного опарыша, купленного в рыбацком магазине. И… все-таки интересно опытному рыболову наблюдать со стороны как ловят другие. Замечаешь все ошибки: передержка снасти, забросы в неприкормленную точку и ожидание, когда после поклевки поплавок полностью скроется под водой. Учить ученого – только портить, так что каждому по способностям, в любом случае без рыбы не останутся.
Тем временем солнце припекало, и вся моя рыбацкая команда начала «поджариваться», но не прекратила ловлю, принимая на свои тела сибирский загар. Нужно отдать должное чебакам, они попадались исправно и к чести наших женщин, по количеству выловленной рыбы они заметно обставили Анатолия. Какое-то негласное соревнование пошло между Еленой и Люсей, рыбачки не только ловили плотву, но и комментировали процесс ловли. Забавно. Если ловить рыбу не раз в месяц, а постоянно, в рыбалку втягиваешься, как говорится, ловишь на автомате, а здесь каждая рыбешка встречалась с детской радостью.
Достал и я удочку. Разместился от супруги в трех метрах. Подбросил в воду каши и несколько шаров прикорма, и на первом же забросе поймал четырехсотграммового подлещика, чем только раззадорил рыболовов. Вновь увлекся и «оттягивался», облавливая жену и соседей. До полудня чебаки нас «веселил», а затем, в самое пекло, поклевки становились все реже, и первой не выдержала Люся и, соблазнив Елену, они отправились купаться на расположенный в ста метрах песчаный пляжик, где плескалась местная детвора. А мы с Толяном хитрее оказались и залезли под поплавки удочек. Минут десять «охлаждались», вылезли на берег и вновь взялись за снасти.
Как ни странно, клев заметно улучшился, после нашего купания, но не надолго. Наши женщины подошли, когда мы вновь по пальцам считали поклевки. Елена заняла свой стульчик и, поймав за пятнадцать минут пару чебаков, заскучала. Мне знакомы несколько приемов активизировать клев в полуденное бесклевье и заодно «приколоться» над соседями-рыболовами. Вода рядом с берегом сильно прогревается, и рыба становится малоактивна, но далеко от кормового стола не отходит. Самый простой вариант на какое-то время активизировать клев – это подбрасывать в точку ловли песок. Пока песок опускается, идут поклевки, осел песок на грунт и вновь тишина, плотва быстро обман распознает, и минут через десять хоть забросайся: поклевок не будет.
Крутым розыгрышем считаю бросание с поплавком крупный гравий. «Бульк» получается внушительный, а рядом сидящие соседи на «старого дурака» матерятся, а рыба, вместо того чтобы «шугнуться» в сторону, начинает ловиться в том месте, куда упал гравий.
Объясняю мужикам, что рыба не так пуглива, как мы привыкли считать. Плотва интересуется, увидев фонтанчик мути от приводнившегося камня, подходит, а здесь насадка на крючке. Почему не попробовать и не «слизать» с той же вареной перловки ароматизированную глазировку. На любых рыбацких соревнованиях по поплавочной удочке на первых минутах идет такая мощная бомбардировка кормовыми шарами участка ловли, и создается впечатление, что если и была рыба, то разбежалась от шума, но происходит обратное, и с каждой минутой клев улучшается. Одно плохо, часто эффект подбрасывания камней играет против меня. У рыболовов нервы не выдерживают, и они начинают бросать в воду камни, а для большей «убедительности» кидают не по одному, а по несколько валунов сразу.
Самый прикольный прием – купание под поплавками. Заходишь в воду под самый поплавок и ногами взрыхляешь грунт. Елена с этим приемом знакома. Один год мы «повадились» ловить крупную плотву на песчаном берегу Оби в районе Речного вокзала. Приезжали первым троллейбусом, прикармливали участок ловли и гоняли по течению поплавки. С прогревом воздуха появились отдыхающие. Сначала заходили в воду подальше от нас, а когда на пляже становилось многолюдно, плескались в двух метрах от наших удочек. На нас с супругой смотрели с непониманием, но мы таскали плотвичек вполне исправно, ни на кого не обращая внимание. В чем прикол? Купающиеся горожане взрыхляли грунт, и муть сносило вниз по течению, где мы и рыбачили «плюс прикорм с глиной и… вся рыба наша». В полдень мы возвращались домой с хорошим уловом.
Однажды Лена поймала на пляже килограммового леща.
Жара доставала. Солнце палило, и клев заметно ухудшился. Прикорм помогал, но на короткий срок, а затем можно было считать минуты от поклевки до поклевки. Елена заскучала и все чаще заставляла меня поливать ей спину водой из пластиковой бутылки. Ладно. Захожу в воду и останавливаюсь в метре напротив поплавка. Супруга молчит, зато Осетровы начали возмущаться, что я пугаю рыбу. Правда, я не «гнал волну», а стоял в воде по пояс и ногами перекатывал гравий. Зачем? Да, под гравием полно прикорма, который забился под камни. Показываю Лене пальцем, где «поставить поплавок».
Рыбачка делает точный заброс, и только поплавок приподнял антеннку, он тут же скрывается под водой. Процесс пошел. Чебачки попадались вполне сковородные. У Осетровых также начались поклевки, и пришлось рыболовам объяснять, что рыба шума не боится, всем интересуется, а здесь еще гравий ворошу на кормовом столе. Минут десять переворачивал гравий, посчитал, что вполне достаточно и вышел на берег. Еще минут через пятнадцать клев чебаков полностью прекратился.
Люся дает команду Анатолию: «Ну-ка, Осетр, полезай в воду, нечего чужую рыбу вылавливать». А что осетру делать, против жены не попрешь? Зашел он под поплавки, шевелил гравий ногами, а результат минимальный. Двух или трех чебаков Люся поймала и все. Вновь у соседей появился вопрос: «Почему рыба меня не боится, а к Анатолию не подходит?» Ответил, что вся ошибка в прикармливании. Если я подбрасывал прикорм немного ближе поплавка и в одну точку, то мои соседи старались «забить» прикормом большую площадь и часто дальше поплавка. Нельзя сбрасывать со счета и проходящие мимо моторные лодки, волна от которых била в берег, а движение воды оттягивало не подобранный рыбой прикорм на глубину.
Позагорав, я вновь зашел в воду, и все повторилось. Лена таскала чебаков, и начинались поклевки у соседей. Люся еще два раза загоняла осетра под свои удочки, но «фокус» не получался.
Еще через полчаса я валялся на постеленном на гравии покрывале, а Елена сидела на своем стульчике с удочкой в руках. Осетровым бесклевье явно надоело, и они в один голос закричали: «Запускайте Берлогу». Остап Бендер даже в рыбалку вписал свою незабываемую фразу. Пришлось вновь в воду заходить. Прикорм к тому времени у нас закончился, и активизировать клев было не чем.
Владимир Телельков, г. Барнаул