Запоздавшее начало
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
Весь рыболовный люд по осени одержим предвкушением начала жора хищной рыбы. Отдельное место среди них отводится ловле щуки. Спиннингисты держат себя в особой статье увлеченных рыболовов. Они ожидают это эпохальное время с нескрываемым трепетом.
Погода конца лета и начала осени внесла в эту страдную пору свои нюансы. Долго не спадавшая жара держала высокую температуру воды в водоемах, что позволяло хищнику думать, что час его активности еще не пришел. Более того, рыба повела себя неадекватно, вопреки разумным предположениям рыбаков. Я мотался по разным водоемам в поисках зубастой и не мог ее найти на привычных местах. И все мои знакомые рыболовы также были в полной “непонятке”. Пруды, озера, малые реки, Ока не приносили спиннингисту должного удовлетворения от рыбалки. Хищница куда-то скатилась или просто отказывается реагировать на все, что ей предлагают? Начало жора хищной рыбы явно запаздывало.
Выбора не было. Нужно было терпеливо ждать, когда снизится температура воды, – очевидного катализатора жора хищника. Ночи были холодными, но днем жаркое солнце вновь нагревало поверхности вод. Лишь в середине сентября щука стала отзываться на игру приманок. Понятно, что водоемы все разные, и результаты ловли в них неодинаковы, но действительность была такова. Я постоянно интересовался у коллег положением дел на водоемах. На что спиннинговых дел мастера мрачно сообщали, что щука еще не пошла. Хотя отдельные случаи ловли хищницы все же были.
Наконец, в середине первого месяца осени, появилась информация с одного из знакомых прудов, что зубастая потихоньку начинает заявлять о себе. Ну, наконец-то, дождались, подумалось мне, хотя результаты у приятеля были более чем скромные: одна щучка чуть более килограмма и тройка упитанных окуней.
– На безрыбье, – говорят, –и рак рыба. А тут вполне сносный улов после череды полных неудач. В первый же очередной выходной я затемно был в пути.
Пруд был хорошо знаком. Достаточно солидный по объему, разделявшийся на множество рукавов с приличными глубинами до восьми метров. Зубастую мы там ловили регулярно. В прошлом сезоне на этом водоеме рыбалка меня вполне удовлетворяла. Что день грядущий нам готовит, предугадать я не брался, хотя перед глазами высвечивали кадры эффектных прошлогодних рыбалок.
В том году глубинная, русловая щука еще затемно выходила кормиться в верхние слои пруда. Глухие развороты щучьих хвостов размеренно раздавались то тут, то там. Для меня был реальный шанс ловить ее на крупные воблеры, что я, собственно, и делал, но удача обошла меня стороной. Одна зубастая сбежала после свечки возле лодки, другая – торпедой пошла навстречу и срезала дорогой японский воблер, чтобы поиграться с ним на досуге в глубинах осенних вод. Отыграться с воблерами мне не довелось, поскольку сильно захолодало, кормовая рыба опустилась ближе ко дну, и я ловил зубастую здесь уже только на джиг. И ловил вполне успешно. Помня о выходе щуки на охоту затемно, ехал, чтобы встретить рассвет во всеоружии, – на воде. Снаряжал лодку при свете подфарников. Рассветало, когда я был уже возле того места, где ранее и выходила в верхние слои хищница, но пруд затаился. Ни всплеска, ни удара. Даже малек не проявлял себя.
Я терпеливо ждал, проводя воблеры над пупком, значительным возвышением руслового дна. Глубина здесь поднималась с шести метров до двух. Когда я его обнаружил с помощью эхолота, стало понятно, почему щука охотилась именно здесь. Изобилие кормовой рыбы привлекало хищницу. Однако на этот раз она себя не проявила. Над горизонтом робко показалось солнышко, застенчиво заглядывая в щелочку между лесопосадками и плотной полосой черных туч, которые вскоре закрыли его на весь день. Буквально через десяток минут пошел дождь. Не исключено, что именно он и поменял щучьи планы. А мои стали меняться вслед за поведением хищницы. Ушел с русла к прибрежным травяным зарослям поискать зубастую там, но и здесь она себя не обнаружила.
Переместившись далее по ходу русла, снарядил другой спиннинг и стал искать зубастую на джиговые насадки. Дождь то утихал, то принимался вновь. Но дождик был небольшой и заканчивался, едва начавшись. На выход щуки был особый расчет, ибо такая погода была ее. Пасмурно со свежим ветерком, самое то. И она клюнула на русловом свале в начале восьмого утра. Кончик удилища, с которого не сводился глаз, дернулся, и вслед за сиюминутной подсечкой началась борьба за жизнь у щуки, и за обладание товарной рыбой у спиннингиста. Закончилась она довольно быстро, поскольку щучка была типичная килограммовая травянка.
Поиски зубастой на джиг продолжались до десяти часов при нарастающем ветре. Дальнейшего успеха они не принесли. Выход хищницы был предельно коротким. Я переместился ближе к плотине, где она прежде неоднократно заявляла о себе. На этот раз безуспешно, время ее активности вышло. Лишь любопытные окуни регулярно дергали хвостики виброхвостов. Именно эти “подергушки” дали мне повод снарядить отводной поводок московской оснастки.
Насадив на офсетник двухдюймовый твистер “пивной” расцветки с блестками, на первой же проводке ловлю очень неплохого окуня. Для отводного показательно, что часто окунь садится на крючок добровольно, без характерной поклевки. После двух оборотов катушки и касания грузила грунта, как правило, идет выматывание слабины шнура. Насадка в это время плавно планирует возле дна, и хищник как бы засасывает ее. Рыбак начинает новый такт проводки, а кончик удилища сигнализирует ему о уже пойманной рыбе. Именно так и попался первый окунь. Губы у него слабые, поэтому вывожу спокойно, без резких движений. По этой же причине забираю в подсачек, реально понимая, что при подъеме в лодку он, яростно сопротивляясь, просто сорвется.
Второй был пойман следом за первым. Окунь, как правило, рыба стайная, поэтому при обнаружении его время терять не надо. Следует быстрый заброс в тоже место, и вот он, очередной красноперый красавец, повторяет путь своего собрата. При проводке я обратил внимание, что на песчаном дне расположена поперечная гряда дрейсены. Проще сказать, ракушки. Она была неширокой, всего-то метр, полтора, но этого было достаточно, чтобы полосатик крутился именно возле нее. Он же обожает такие места.
Думаю, что поймал бы здесь больше, но при приеме рыбы в подсачек леска запуталась благодаря буйному нраву очередного красавца. Время было потеряно. Это в расчете на окуня стайного. Однако солидный часто ходит по одиночке. Вот и на этот раз он ловился редко, по одному с места, и то не всегда, но мелкого не было вообще. Активность рыбы сходила на нет, поскольку время было обеденное. А ветер все набирал силу. По серому небосклону стремительно мчались косматые тучи. Иногда даже груз из пары блинов от штанги не удерживал надувнушку. Я перемещался по широкому водоему в поисках очередной гряды ракушки, поскольку на ровной поверхности дна рыба отсутствовала.
Русла перед плотиной как такового не было, бровок и перепадов дна не наблюдалось. Ракушка нашлась лишь тогда, когда проводки стал производить волочением. При обычной проводке узкая гряда дрейсены, чаще всего, не обнаруживается грузилом, которое просто перешагивает ее. Было замечено, что проводка ступенькой по два оборота катушкой не вызывала в данный момент интереса окуня из-за потери его активности. Он лишь тыкался в насадку, не желая ее заглатывать. Тычков был немало, но подсечки ничего не давали. А вот волочение оказывало на хищника иное действие. Окунь реагировал лишь на ползущую по дну букашку. При этом грузило, поднимая муть, привлекало его внимание. Именно при волочении мне попался самый большой полосатый, потянувший впоследствии 560 г, тогда как остальные были около 300 г.
Не скрою, ловля окуня меня заинтересовала, и на будущей рыбалке я ему постараюсь уделить гораздо большее внимание. Есть даже определенные планы – все время рыбалки посвятить поискам красноперого. А что делать, если осенний жор щуки запаздывает?
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 20 (394), 2018 г