Записки жерличника
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Фото автора
Мои первые попытки научиться ловить рыбу зимой сопровождались одной, но постоянной проблемой. Сколько себя помню на том этапе, проблема с буром была нескончаемой. Смены ножей и самих буров имели кратковременный успех, и все начиналось снова. Были какие-то ивановские, питерские, самопальные и прочие буры, а просверлить лунку удавалось с большими усилиями. И хорошо, если все происходило на 2-3 лунках, а вот когда ситуация требовала присоединиться к активной группе рыболовов, преследующих рыбу, я страдал от стыда и злости.
Косяк рыбы перемещался, и рыболовы успевали за ней, а я только приступал к ловле, когда уже надо было смещаться дальше.
Именно в тот период я впервые увидел жерличников и под углом своих проблем с бурами смотрел на них, как на придурков. Это надо же, пробурить 10-20 лунок, чтобы расставить эти самые жерлицы. Возможно, на глаза мне попадались такие же, как я, страдальцы, и бурили они долго и больно. Глядя на них, я в то время готов был поклясться, что никогда этим заниматься не буду. Возможно, все усугублялось еще и тем, что каких-то реально интересных уловов у этих жерличников я не наблюдал.
Сам я в то время ловил на мормышки все подряд, в основном это был средний окунь. Ловил я его на мормышки с мотылем и реже - на входящие в моду балансиры.
Но однажды рыбалка у нас не задалась, и мы раньше обычного собрались домой. Стоит отметить, что и окуня мы тогда ловили, как чайники, и экземпляры в 300 граммов были сказочными. На пути к машине у межи сидели двое рыболовов, и у них было две щуки, хотя жерлиц было не меньше 20. Щуки были некрупные, но с нашими окунями их сравнивать не стоило. А еще дальше попался нам одинокий жерличник, который и заразил своим драйвом и повествованием. Парень купил шесть жерлиц и выставил их в первом попавшемся месте, руководствуясь исключительно доступностью и близостью места. И как раз перед нами ему влетела щука на четыре с лишним килограмма, а перед этим еще одна мелкая.
Он был возбужден и очень обрадовался моему фотоаппарату, ибо запечатлеть свой улов очень жаждал.
Ну, что такое шесть лунок? И что такое щука за четыре килограмма? Быстро прикинув, что десяток лунок в поисках окуня мы все-таки выбуриваем, я загорелся. А тут как раз состоялась поездка в деревню к родственникам, и там нашлись какие-то, допотопные жерлицы, что меня еще больше воодушевило. Это сейчас я влегкую куплю не один десяток жерлиц, зная, что буду ими пользоваться, а тогда я только еще предполагал попробовать и эти допотопные жерлицы были вполне уместными. Какие-то самодельные колышки, витая пружина и почему-то черные флажки.
Долго ждать не было сил, и через день мы поехали тестировать не столько жерлицы, сколько себя. С нами был еще один умелец, который этим способом ловли малость владел, а жерлицы его были еще допотопнее моих. Потом я видал такие в Интернете.
Мы приехали на то место, где клюют 4-килограммовые щуки, и с огромным трудом пробурили свои лунки. У меня точно было меньше 10 жерлиц, а у знакомого - ровно 10. Причем первая увиденная мною поклевка случилась у него еще в момент установки жерлиц, и небольшая щучка была поймана. А дальше все было банально.
Желание попробовать было, но терпение еще не выросло. Побродив вокруг флажков минут тридцать, я выразил желание половить окуней, и эти окуни увели меня далеко. В итоге оказалось, что моя первая щука на мои первые жерлицы была вытащена моим попутчиком, Понятно, что я при этом не испытал абсолютно ничего, тем более что щуке этой до килограмма было расти и расти.
Трудоемкость, привязанность к месту, случайность поклевки, и вообще все это показалось мне вовсе не столь праздничным и в принципе вызвало разочарование. И на какое-то время я жерлицы забыл.
Окунь ловился хорошо и даже подрастал, а однажды мы поехали с тем парнем, которого я фотографировал со щукой и сблизился с ним на почве рыбалки. Ехали мы за окунем, но он в отличие от меня жерлицами уже болел и таскал их с собой. Мы искали окуня, нашли его в густых зарослях, и я даже не знал, что он между делом выставил там жерлицы. Я, кстати, тогда еще и не предполагал, в каких местах эту щуку надо искать.
Я смещался в поисках окуня, а он осел в одной небольшой бухте, где окунь тоже ловился.
В целом рыбалка удалась, но когда я зашел за товарищем, чтобы вместе идти к машине, у него была щука килограмма на полтора, а прямо на моих глазах попалась и вторая, чуть крупнее. Ну и еще он жаловался на пустые поклевки. Зависть не зависть, но поймать щуку, да еще и не одну безо всяких хлопот, хотелось, и я решил попробовать. Докупил жерлицы до десятка и через день поехал туда со своим основным попутчиком. Он тоже прикупил по такому случаю жерлицы, но раньше их не пользовал. Более того, это вообще был его второй зимний сезон, а до меня он и на лед не выходил.
Так и получилось. У меня это уже была навязчивая идея, а у него нечто компанейское. Пришли на нужное место, наловили живца и выставили жерлицы. Я твердо решил бдительно караулить их, не гоняясь за окунями, а коллега мой расставил свои и забыл про них. А так как они были за камышом, то и я его жерлицы караулить не мог.
Это был чудо-день! Вот такие дни и должны случаться у начинающих рыболовов. Щука была агрессивна, флажки выстреливали без перерывов, и я набегался, как никогда. Оказалось, что и тут требуется определенное умение. Щука была немелкая, и мое стремление выкинуть ее с разбега никак не воплощалось в жизнь. То камыш, вокруг которого она заматывала леску, то эта кромка льда. Я еще не понимал, что завести щуку в лунку не так-то просто, и уповал на свою силу. После череды сходов и обрывов - в итоге всего две щуки, хотя и весьма приличных. Сейчас я понимаю, что тогда у меня в руках было десятка полтора щук, но зато на следующий день, после такой битвы, я уже многое понял и осознал. Только вот такого безудержного клева уже не было.
Стало понятно, что поклевка щуки - это самое простое, а вот ее аккуратное и терпеливое вываживание - это главное. Еще стало понятно, что эти самодельные жерлицы хороши в ближнем бою, а с определенного расстояния их видно плохо. Жерлицы низкие, и сугробы мешают. Флажки тоже хотелось сделать более яркими. Важно было и то, как закрывать в мороз лунку. Стало понятно, что нужно все это выбрасывать и взять в магазине жерлицы на высоких стойках с яркими флажками. Тогда можно и холмик из снега сооружать, чтобы лунка не замерзала. Но оказалось, что этот холмик все равно замерзает и возня с замерзшей лункой хлопотна. Тут появились и самодельные закрывашки, вырезанные из коврика, что процесс ловли упрощало, но…
Это «но» стало очевидно. Если раньше хватало рюкзака с двумя удочками и пакетом под окуней, то теперь все это обрастало десятком жерлиц, закрывашек, багориком, но еще сложнее стало добираться с этими замерзшими на морозе щуками до машины. А порой их попадалось много. Выручили ледянки.
Но, как я еще тогда и не предполагал, подписавшись на ловлю жерлицами, я обрек себя на какие-то бесконечные новшества. Казалось бы, все они способствовали упрощению и облегчению процесса, но остановиться я не могу до сих пор.
Жерлицы на стойках были плохо приспособлены к ловле по первому льду и по последнему тоже. Конечно, я уже знал, что для стоек сверлят отдельные отверстия во льду, но таскать дрель не хотелось. Кроме того, периодически разбалтывались катушки, реагировали на ветер и на потяжки живца флажки, и комфортной рыбалка опять-таки не была. И на какое-то время я увлекся поставушками.
Поставушки хороши по многим номинациям. Места занимают мало, затрат нет, сбор на морозе исключен, все произвольные срабатывания, если и происходят, то под водой и глазу не видны. Поставушки можно легко оставлять и на ночь, не боясь что их украдут.
Но пара недостатков, конечно, есть. Их надо время от времени проверять, а это значит, в мороз всякий раз разгребать горку снега и снова закапывать. И это притом, что просто проверяется, не было ли размотки. Но главным недостатком является отсутствие сигнализатора поклевки, который в принципе является всего лишь раздражителем для глаз.
Но вот без флажка как-то скучно, и нет той радости, того драйва и адреналина, который заставляет вскакивать и бежать.
Конечно, все это заставляло искать пути сближения жерлиц с поставушками. И в итоге начались поиски сигнализатора для поставушки. И в принципе, они были удачными. Только вот все это уже было не упрощением, а усложнением конструкции. Остановлюсь на паре таких вариантов.
Одна идея была хороша, и я ей пользовался. От одного шестика под углом отходили две жерлицы, и в итоге при поклевке шестик падал, и я устремлялся к нужной лунке. Но было не просто точно выставить глубину ловли, потому как шестик этот втыкался в снег метрах в десяти от лунок. Да и контроль за шестиками был не самым удобным, так как надо было их пересчитывать, чтобы увидеть, что одного не хватает. Правда, при 10 жерлицах шестиков получалось всего 5, но постепенно я от этого варианта отошел.
Окончание следует.