Записки о фидере
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Сайт “Магазин текстов”
Фото автора
О донках и разновидностях этой уловистой и популярной снасти можно писать бесконечно, применительно к разнообразию и особенностям мест рыбалки в необъятной России. Отличаются и сезонные условия ловли. Кроме того, всё время идёт развитие и модификация доночных снастей, в том числе и фидера. И в этой статье я даже не буду пытаться объять необъятное, а только изложу свои субъективные наблюдения и сделаю некоторые выводы по результатам нескольких конкретных рыбалок на конкретном водоёме в августе месяце. При этом не претендую на какие-то новаторские открытия в вопросах фидерной ловли.
Насадка и наживка
Наше городское водохранилище богато рыбой, в том числе и крупной. В этом можно убедиться, когда временами здесь попадется щука на десять кило, лещ на два с половиной килограмма и линь тяжелее килограмма. Окуни-“полторашники” здесь тоже не редкость. И так можно пройтись по многим видам рыбы. Причём матёрые лещи, щуки и крупная плотва, которые по габаритам сошли бы и для Волги, ловятся не обязательно в водохранилище, а даже в образующей его речушке Малой Кокшаге, которую ещё снисходительно ласково называют “Кокшага – два шага”. Ниже плотины даже сомята попадаются. Значит, есть и сом. Сазаны тоже, нет-нет, да и сядут на крючок или разнесут снасть в клочья. Нет только судака, хотя раньше поднимался с Волги и до города. Ну а в низовьях этой реки обитает вся волжская рыба.
Но рыба в городе сытая, ленивая, хитрая, щепетильная и брезгливая. Эпитетов не хватит, особенно когда не клюёт.
Однако некоторые рыболовы, которые ловят только здесь, не выезжая на Волгу и Ветлугу, находят подход к местной рыбе, и уловы их часто не уступают волжским. К тому же река в черте города относительно чистая, поскольку в её водах водятся раки. Значит, и рыба чистая.
Но вернёмся к фидеру. Кукурузой “Бондюэль” и красным крашеным опарышем сейчас никого не удивишь. Опарыш – одна из самых востребованных наживок в фидере, особенно в летнее время. Также и консервированная кукуруза является популярной насадкой для ловли карася, карпа, плотвы. Клюёт и лещ на кукурузу, но не везде и не всегда. Различные сочетания животных наживок и насадок тоже в ходу у пытливых рыболовов, не всегда ловящих только на признанные и классические насадки и наживки. И комбинации этих сочетаний нередко находятся опытным путём. Так вышло и у нас в это утро на городском водохранилище.
Раннюю зарю мы с Сергеем потеряли, решив вначале остановиться на небольшом водохранилище выше плотины.
Здесь тоже когда-то поработал земснаряд, и глубины на этом расширении реки достигают восьми-десяти метров. Но берега оказались сильно заросшими высокой травой в это лето, обильное дождями, и мы решили отправиться на основное городское водохранилище. До него рукой подать, только луг перейти, пестреющий ромашками. Красивое место, хоть и у города. Рядом – сосновая роща с вековыми деревьями, видавшими царские времена. Фидеры на новом месте мы закинули только к пяти часам, даже немного позднее, а я ещё приспособил поплавочную удочку рядом с осокой. Но поклёвок на фидер не было. Только на поплавочную удочку попалась на червя с опарышем густёрка, а потом и окунёк бойко потащил поплавок в сторону осоки, взяв взаглот. Так впустую и просидели мы с Сергеем у реки до девяти утра, обвиняя в бесклёвье северный ветер, гонящий волну в нашу сторону, который, впрочем, скоро перешёл на северо-западный. Затем я в порядке эксперимента насадил зёрнышко кукурузы, а сверху украсил его парочкой красных опарышей. Пшикнул на загладочку дипом-ароматизатором (“Лещ”), которым обрабатывал и прикормку. Не прошло и пяти минут, как резкий удар по квивертипу фидера подкинул меня со стула. Есть! На плетёнке тяжело заходил неплохой подлещик. Причём подлещик вскоре стал красным, как на волжской рыбалке. Чему удивляться, ведь поднят он был с глубины не менее восьми метров. Здесь, у берега, уже четыре-шесть метров.
Мы планировали посидеть до десяти часов, но начали собираться только к полудню, поскольку не часто, но следовали резкие поклёвки, и очередной подлещик бился в подсачеке. Так и открыли мы для себя этот гамбургер для рыбы, который у других рыбаков, наверное, является обычной насадкой.
Квивертип
В последнее время я нередко ловлю себя на мысли, что устанавливаю фирменный фидер с какой-то неохотой. Кажется, всё здесь на месте и сделано красиво, надёжно, фирменно, словом. Но почему-то удобнее мне ловить самоделкой-донкой а ля фидер. Сделан этот фидер из китайского телескопического спиннинга, где вместо убранного верхнего колена-вершинки приделан отрезок рояльной струны среднего регистра. На конце струны приклеен спиннинговый “тюльпан”. В результате вышел чуткий универсальный квивертип-сторожок, который одинаково хорошо работает как с кормушками весом 15-20 граммов, так и с “клетками” за 100 граммов весом. Универсальный получился квивертип. Не надо менять вершинки и брать с собой удилища разных тестов. Конечно, вид у фидера явно неспортивный, но снасть для меня более удобная. Пусть и ворчат профессионалы фидера на треск бубенчика, а мне он, словно музыка. Привык к звучным поклевкам налима, когда среди осенней лунной ночи вдруг подаст голос настоящий бронзовый колокольчик, отлитый по канонам церковных колоколов, имеющий малиновый звон, пусть и не такого объёма и мощи, как церковные колокола. Остался ещё от отца колокольчик, а ему – от своего бати, моего деда. И на вершинку фидера всё равно цепляю бубенчик, который, кстати, реально помогает, озвучивая поклёвку, когда отвернёшься или отойдёшь в сторону. Но на длинный фирменный фидер трудно цеплять его, как и неудобно устанавливать на берегу удилище длиной 3,9 метра. Вдоль берега не везде хватает места. Поперёк реки – тянуться надо к вершинке или ставить удилище далеко вглубь берега, то есть в стороне от других снастей.
Кроме того, в последнее время неплохо получается ловить подлещика и на малых реках, где удобнее короткие снасти. Здесь “китаец” вне конкуренции. Удобно располагается на подставке под углом в 45 градусов, и легко снимается и ставится бубенчик. А о квивертипе я уже говорил. Более того, я пошёл дальше и соорудил совсем уже короткий прообраз фидера из бортового удилища, которым когда-то ловил лещей и язей на Волге со своей “Оби3”. Этим фидером-коротышкой удобно забрасывать из-под ветвей деревьев на малой реке. А длина заброса составляет более двадцати метров, что для звонкой речки-побегушки лесной вполне хватает.
Инерционная катушка
После той рыбалки с Сергеем был я на том же месте на следующее утро. Сергей был занят, а я решил проверить место на предмет клёва в раннее утро. Поэтому пришёл к реке уже в три утра. Но особого преимущества ранний подъём не дал. Только по количеству рыбы это утро оказалось результативным. Было поймано восемь подлещиков, меньше размером, чем накануне, и попалась одна щучка, причём взяла зубастая на опарыша с кукурузой, со дна. Не было поклёвок мелкой рыбёшки, что объяснило бы поклёвку щуки, мол, взяла сорожка, а на неё – щука. Нет, щучка крепко держала в пасти красного опарыша и зерно кукурузы, а крючок сидел в её челюсти.
Другим сюрпризом стала поклёвка карпа, как я думаю. Он вымахивал из воды несколько раз правее куста ивняка, у которого стоял мой самодельный псевдофидер, словно дразня меня. А потом вдруг рвануло, и мой зелёный телескопический “китаец”, перевалившись через подставку, заторопился в воду, да так шустро, что я едва успел поймать его за комель. Но карп сбежал, даже хвостом не помахал на прощание. Была бы катушка с байтраннером или… Дома я нашёл инерционную катушку, заброшенную по ненадобности в дальний угол, и сделал снасть на карпа. Теперь, если хапнет, то знаменитая инерционная “Невская” коварно даст ему проглотить насадку, пока леска сбегает с катушки, отчаянно голося трещоткой тормоза. И тогда в дело вступлю я и отомщу усатому, страшно отомщу. И никакого байтраннера не надо. Старушка “Невская” ещё пригодится. По крайней мере, я так думал. У карпа могло быть другое мнение.
Прикормка
Успехам в ловле подлещика, по крайней мере, в эти дни я был обязан, как мне думается, не только насадке. Вероятно, важную роль сыграло сочетание “салапинской” каши с прикормкой для леща от Дунаева, куда я пшикнул щедро дипом (“Лещ”). Кроме того, в прикормку был примешан мёд, который я для исхода лета считаю хорошей добавкой.
Монтаж
В этот раз я отошёл от традиционной схемы фидера, где выше кормушки находится на петле длинный поводок. Поскольку на городском водохранилище течение есть только на середине и то слабое, то я сделал оснастку из двух коротких поводков на “коромысле”. Меня, привыкшего к тому, что осторожный лещ берёт насадку на крючке, который находится иногда на расстоянии метра от основной лески, смущали поводки длиной всего около 8 см, пусть и флюорокарбоновые. Мол, плюнет лещ в сердцах и отвернётся от моей снасти-несуразицы. Но, как оказалось, такой монтаж был наиболее удачным, по крайней мере, в данном месте и в данное время.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 17(367), 2017 г.