Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Заметки о рыбацком опыте

Заметки о рыбацком опыте

113-5-1.jpg

Алексей Ульянов, г. Москва

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(113), 2007 г.

Окончание. Начало в № 1 (111), 2007 г.

Аксиома: шум на рыбалке не уместен! Тех, кто кричит, топает, камни в воду бросает или просто орет на берегу, лучше с собой не брать, а уж если встретишь подобных шумных соседей у воды - то все! Полный привет! Срочно сматывай удочки и беги куда подальше, ищи тихое местечко, может, повезет. Хорошо еще, если водоем большой, есть куда спрятаться, а если нет?

Теплым осенним днем задержались мы с приятелем на берегу неширокого вытянутого озерка. Вдоль заросших густым ольшаником берегов строгим частоколом стоял тростник, иногда вперемешку с гнездами стрелолиста. Поверхность воды у тростника была густо покрыта травой, а кое-где и тиной. В этих непроходимых зарослях постоянно играли мальки, которых азартно, с чавканьем и всплесками, гоняли окуни. Иногда в самой непролазной тине бултыхалось что-то солидное.

Местами на поверхности воды были видны узкие дорожки - коридоры свободные от растительности, где мы и "полоскали" свои блесны, охотясь за окунями. Ловля такая требовала определенной усидчивости и терпения. Надо было затаиться около свободного коридора со спиннингом наизготовку и ждать, когда хищники проявятся где-то рядом с подконтрольной зоной чистой воды. Тогда можно было быстро поймать одного-двух полосатых, потом вновь приходилось ждать.

Конечно, на водоеме были довольно обширные пятачки открытого, свободного от тины и тростника пространства, но малек на такие незащищенные места выходил только рано утром, где его тут же атаковали разбойные окуни, которых, в свою очередь, атаковали мы. Однако утро уже давно кончилось, рыба забилась в непроходимую траву, а нам так хотелось еще половить! Дальние глубинные бровки тоже оказались пустыми. Ясно, вся рыба здесь у берега, в этой самой траве.

Всяких хитростей типа слагов, техасских оснасток, глиссеров в то время ни я, ни мой друг не знали, а имеющиеся в нашем распоряжении колебалки-незацепляйки для местного окуня не годились. Вот и приходилось тихо сидеть в засаде рядом с чистой водяной дорожкой и ждать очередного подхода резвящихся в густой траве пожирателей верховки. Тем не менее, это было лучше, чем ничего. Наши садки понемногу наполнялись, и рыбалка, больше похожая на стрельбу из засады, нам даже нравилась.

Примерно в полдень на нашем берегу пруда появились двое ребятишек младшего школьного возраста. Они весело и шумно бежали по косогору, сопровождаемые огромной черной собакой, в которой без труда можно было узнать ньюфаундленда. Оба бедовых пацана на ходу сбросили рубашки и сандалии и, пробежав мимо нас, с размаху влетели в прохладную сентябрьскую воду! Туда же бросилась и собака.

Шум, гам, визг! И как они только в такую воду залезли? Ведь не июль на дворе, в конце концов. Я посмотрел на приятеля. Тот пожал плечами, покрутил пальцем у виска и махнул рукой, мол, все, рыбалка закончилась. Жаль, но, по-видимому, он прав. После подобных забав чуткое рыбье "население" придет в себя только к вечеру. Но оставалась слабенькая надежда, что до наших окуней пацаны не доберутся. Мы отошли от уреза воды и уселись на линялую осеннюю траву, ожидая ухода разудалой компании.

А ребятишки уже выскочили на берег, трясясь от холода, натянули рубашки и принялись бегать вдоль уреза воды, сопровождаемые собакой. Потом один паренек нашел какую-то палку и стал кидать ее в воду, явно отрабатывая со своим лохматым псом команду "Апорт". Собака с удовольствием плавала, продиралась сквозь траву и камыши, всем своим видом показывая любовь и преданность маленькому хозяину. После серии таких заплывов мой друг не выдержал и стал собирать спиннинг.

Тем временем к маленьким разбойникам подошел мужчина, по-видимому, их отец. В руках у него была какая-то котомка и чехол для удочек. Мужчина вытряхнул из котомки что-то вроде большого полотенца, бросил его пацанам и стал налаживать снасти.  И что он собирался тут поймать после такой бурной деятельности своих наследников? Может быть, каких-нибудь ротанов? Так их тут вроде бы нет и отродясь не было!

Надо же, а у него в руках-то спиннинг! Да-да, дешевый китайский телескоп, которым и бросать-то толком не получиться, не то что ювелирно водить блесенку в травяных прогалах. Мы с приятелем многозначительно переглянулись, мол, давненько "чайников" на водоеме не видели, а тут он сам к нам пришел. Ну и ладно, пусть тренируется, смотреть на это дело мы не будем. Да и вообще, домой пора. Вот сейчас только тяжелые садки с рыбой мимо его носа пронесем, пусть полюбуется.

А мужчина и не собирался утруждать себя эстетичной ловлей окуня среди препятствий. Он привязал к леске приличных размеров колебалку, чуть отошел от края тростников и стал пулять свою блесну на достаточно чистом месте, абсолютно не обращая внимания на собаку, которая периодически шарилась по траве на мелководье, заходя в воду по шейку. В общем, новичок - он и есть новичок! Что с него взять-то?

Мы уже несли свои садки с окунями мимо веселой компании, провожаемые восторженными взглядами маленьких купальщиков и их лохматого зверя, когда отец семейства издал странный утробный звук, типа "И-и-ё-о-о!". Спиннинг в его руках вдруг ожил, задергался, заплясал, явно стараясь вырваться на свободу. На лице рыбака застыла странная гримаса недоуменья, радости и страха, губы его шевелились, но никакого другого звука, кроме  "И-и-ё-о-о!" выдавить из себя он, по-видимому, не мог.

Метрах в десяти от берега вода вскипела бурунами упирающейся рыбы. Щука, а это была, без сомненья, она, крутилась на довольно обширной, свободной от травы поляне и почему-то не стремилась в спасительные прибрежные заросли, а, наоборот, тянула тугую леску в сторону глубины.

- Катушку, катушку крути! - орал вконец растерявшемуся рыболову мой приятель. Но тот словно впал в ступор, просто стоял на месте, лихорадочно вцепившись в гудящее удилище и зажав катушку левой рукой. Скорее всего, он и не смог бы бороться с рыбой самостоятельно - не хватало опыта, да и явно халтурная снасть разваливалась прямо на глазах.

Положение спасла крепкая и достаточно толстая леска. Рыболов просто стал пятиться задом, таща добычу, как ведро из колодца, волоком. Как ни странно, спиннинг выдержал, не сломался. В конце концов щука оказалась на берегу, где мы ее и приняли в четыре руки.

Рыба была чудо как хороша! Брусковатое сильное тело, змеиная зелено-черная чешуя, красивые красноватые плавники. На вид в ней было килограмма три или чуть больше. Н-н-да! Наши замечательные окуни враз померкли рядом с этим неожиданным трофеем новичка.

Так ЧТО это было? Обычное везенье, которое не укладывается ни в какие логические схемы? Или случайное совпаденье обстоятельств, сыгравшее на руку начинающему спиннингисту и так больно щелкнувшее по нашему с приятелем самомнению?

Мысленно отмотав пленку времени назад, я пришел к выводу, что, скорее всего, второе. Ведь что произошло? В теплой прибрежной зоне среди густой травы скопился малек. Хищники, которые были не прочь закусить, также переместились в сторону подводных джунглей. Тут-то мы их и ловили. Но! Расчет-то был на окуня, соответственно и блесенки применялись мелкие: первый, максимум второй номер. Да и проводка в неглубоких травяных коридорах была довольно скоростная.

Могла, конечно, щука хапнуть. Могла, но не стала. Стояла где-то рядом, изредка хватая то, что само лезет в пасть, и никуда не уходила, мы же вели себя тихо, как мыши, старались не пугать рыбу. А когда водоплавающие пацанята, да еще с собакой полазили по мелководью, да по траве, щуке это явно не понравилось, и она отошла за границу того самого мелководья, затаилась где-то на свале. Тут как раз большая медленная колебалка оказалась весьма кстати.

Так вот и подшутил над нами наш собственный опыт, а может, и не только он...

Алексей Ульянов, г. Москва

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(113), 2007 г.