Заметки о ловле чехони
Юрий Демин, г. Воронеж
Фото автора
К написанию этих заметок сподвигла осенняя рыбалка в низовьях Хопра. Лавливал я чехонь и на Дону, и на Волге, но попадалась она там не так, как хотелось рыбаку. А вот на Хопре...
Казалось бы, зачем пишу о ловле чехони в зимнюю пору, когда речь идет в основном об охоте за оной по открытой воде. Есть на то причины - не одним днем и сезоном живет рыболов и, блесня окуня со льда, мечтает и о свободных от панциря речных просторах. Да и о зимней ловле пойдет речь...
По-разному кличут чехонь на просторах России. У каждого местечка проживания русского народа свое название этой прогонистой рыбы. Так, в Брянской области зовется она сельдью, на Волге - чехонью, косарем и бешенкой, в придонских поселениях - саблюкой и саблей.
Названия и прозвища этой стайной рыбехи можно долго перечислять, но они не случайны.
Сметливый и афористичный русский люд и прозвания для чехони в каждом регионе давал особые. Внешний вид, массовость хода на нерест, сходство по вкусу в засоле с другой аналогичной по размеру рыбой, служили для образования многочисленных ярлыков, непонятных приезжему.
Не многие рыболовы могут похвастаться знатными уловами чехони, обычной, казалось бы, в бассейнах Азовского, Черного и Каспийского морей. Хотя, читая легендарную книгу "Жизнь и ловля пресноводных рыб", природоведа Леонида Сабанеева, воспитавшую многие поколения любителей ужения, понимаешь, что чуть поболее столетия назад, все было иначе: "...она берет беспрестанно, - пишет классик, - особенно в начале лета, так что в короткое время можно выудить несколько сот штук... На Мологе, по свидетельству Фенютина, иногда случалось, что часа в полтора науживали до двух пудов... Арсеньев тоже говорит, что на Шексне ему удавалось ловить до 500 штук чехони".
Увы, те времена в прошлом и на упомянутых реках сабля-чехонь если и обитает, то в малых количествах. Не так-то и плохо с поголовьем этой рыбехи до недавнего времени было...
Приезжая на рыбалку в новые места, стараюсь завязывать знакомства с жителями близлежащих деревень и сел, с такими же приверженцами водной охоты. В первую очередь опрашиваю старожилов о былых, но ныне утраченных уловах.
На Среднем Дону, в районе Богучара, один старичок, в давние пятидесятые годы прошлого века возглавлявший рыбацкую артель, поведал: "По льду в середке зимы ставили мы мелкоячеистые сети на чехонь. Не простенька была та работенка, ледок-то на течении тонок и бывали случаи, что тонули наши артельщики...
А вот сабли попадалось изрядно - план по вылову помогала выполнять...".
Собеседник, восьмидесятипятилетний старик, хотя на вид десяток годков сбросить можно - жизнь у реки провел здоровую, продолжил: "Тогда же во время весеннего хода чухони на нерест за одну тоню брали неводом ее враз несколько сот пудов...".
Посмотрел старожил на мой приподнятый из воды садок, где бесновалась еще живая пятерка чехоней и без каких-то намеков на малый улов, изрек: "Вкусна она будет в засоле".
Не закончилась на том наша встречабеседа со старым рыболовом, рассказал он, как охотятся издавна за этой лакомой рыбкой донские рыбари-любители. Принцип той ловли прост и называется "перетягом". От прибрежного, вбитого на отмели в грунт кола, тянется по верху воды бечева, на коей с промежутками в несколько метров крепятся поводки длиной метр-полтора, и так до следующей жерди, но вбитой уже чуть ли не посередке реки, на глубинах около трех метров. Главное, чтоб до фарватера та снасть не доставала, иначе будет загублена баржами, толкаемыми катерами... Насадка: дождевой червь иль более уловистая личинка поденки - метелика.
- До недавнего времени было у меня несколько таких "перетяг", - вдался в воспоминания собеседник, - сторожить их не надо, нашенские не трогали, а туристы, плывшие на байдарках, и вовсе не понимали, для коль те шнуры предназначены...
Замолчал дедок, до того представившийся Тимофеем, призадумался и изрек: "А знаешь, мне на те приспособы и сомов ловить доводилось. Один год хорошо шла саблюка, да вот недомерков сомята срывали вместе с поводками. Тогда и решил, на некоторые, не лесочные, а капроновые подпуски, специально для архаровцев тех плавучих, лягушат на кованые крючкисамоделки подсаживать... Малыми сомятами хвалиться не буду, но одного на три пуда весом, их родителя, пришлось в лодку выволочь...."
По-прежнему процветает на Дону пассивная ловля чехони "перетягами", но вот владельцу снасти при ней находиться приходится. Появились желающие попользоваться чужим уловом. И, к великому сожалению, из нашей же рыбацкой братии. Другим-то нечего ночью делать на водном потоке...
Зарегулирование рек резко снизило поголовье чехони, но... приспособилась рыбка к новым условиям, начала восстанавливать былые, отрезанные от морей, стада в водохранилищах. Да и образ жизни поменяла, образовав не только проходные и полупроходные популяции, но и местные, оседлые, обитающие в ограниченном пространстве.
Так, урюпинские рыбаки, даже в черте города, успешно ловят хоперскую чехонь на ямах в зимний период, используя незамысловатую вертикальную многокрючковую снасть, смонтированную на мормышечном удильнике. Обычная насадка для крючков: опарыш, мелкий навозный червь и мотыль... Памятна мне ловля чехони на Нижней Волге, причем ловил ее там, в разных местах, на несопоставимых глубинах и, как ранней весной, так и в предзимье.
В районе Сокрутовки (начало пути к реке-Матушке - через паром) успешно лавливал сию рыбку, да и в немалом количестве с глубин двадцати-тридцати метровых, но то бывало пред ледоставом, когда стада чехони сбивались на зимовку в ямы. Натыкался на такие скопления случайно, в поисках еще кочующего крупного леща.
А вот чуток пониже Астрахани, в местечке, прозванном в народе "Дарданеллами", из-за перекрестья Николаевской и Большой Бакланьей проток, ранней весной успешно я лавливал рыбу саблю с пятиметровых глубин. Сторожко брала она червяка, хоть и течение было не слабое, но часто отгонял ее от наживки и попадался на крючок крупный, покрытый пупырьем преднерестовый трехкилограммовый лещ, а все ж желанная, деликатесная рыбешка засекалась на чуткую, без кормушки, донную снасть частенько... Начал повествование с осеннего Хопра, им и закончу.
Такого успешного ужения чехони давненько у меня не было, притом на донки и фидер попадались отнюдь не малые экземпляры. Правда, приходилось использовать "бутерброды": зерно кукурузы плюс пара опарышей. И что удивительно: по мере наполнения верткой рыбехой садка, ее сородичи все ближе и ближе подходили к берегу, где обосновались мы с сыном. Некоторые, крупные представители "сабель", взбучивали воду поблизости от их плененных собратьев.
Что влекло их туда? Зов попавших в плен родичей, а может инстинктивная стайность позвала к месту новой кормежки? Как бы то ни было, но мы переключились на ловлю в проводку поблизости от садка, а пред закатом и на удочки неплохо обрыбились.
Популярной в последнее время стала ловля чехони нахлыстом на стремнине на искусственную мушку. Но здесь требуются особые навыки, сноровка и дорогая оснастка. Но то не для всякого места обитания чехони и пригодится. На Хопре удалось мне поймать на плывущего поверху живого кузнечика лишь одного недомерка. Выпустил его, разумеется, расправившего передние плавники, как крылья, готовясь к "полету" из воздушной в родную водную среду...