Законы построения правильного бутерброда
Виталий Волков
Нижегородский рыболов • №3 (80) май-июнь 2020
В представлении обычного человека бутерброд – это привычное на обеденном столе сочетание хлеба, масла, колбасы или сыра. Но если сказать про бутерброд рыболову, в особенности практикующему поплавочную и фидерную ловлю, то в его голове возникнут совершено иные образы. Которые “нормальному” человеку даже и на ум не придут!
Обратите внимание на рисунок.
Он взят из 29 номера альманаха “Рыболов-спортсмен” за 1970 год. Картинка иллюстрирует шуточное стихотворение Сергея Шевцова под названием “Экспериментатор” . Автор этой иллюстрации Г. Кованов очень верно отобразил душевные терзания рыболова, который выбирает: какое же сочетание наживок и насадок на крючке придется по вкусу рыбе?..
В рыбной ловле бутерброд – это возможность сочетать на крючке и предлагать рыбе несочетаемые ингредиенты. Многие рыбы в естественной среде вынуждены придерживаться “раздельного питания” , поэтому в форме бутерброда мы можем предложить рыбе то, что она обычно ест только по отдельности. И, как показывает практика ловли, такие кулинарные эксперименты очень часто дают положительный, а иногда и просто удивительный эффект.
Сложность лишь в том, что наживок и насадок существует великое множество, а если еще и сочетать на крючке разные их виды, то количество возможных вариантов таких бутербродов вообще не поддается математическому подсчету. Поэтому часто перед рыболовом стоит задача с двумя неизвестными:
1. Из каких наживок и насадок готовить бутерброд?
2. В какой последовательности располагать на крючке компоненты бутерброда? (да-да, это тоже очень важно, и далее мы проиллюстрируем это конкретными примерами).
Конечно, мы не ставим перед собой нереальную цель – рассказать обо всех возможных сочетаниях – нельзя объять необъятное! Поэтому в первую очередь скажем о бутербродах, которые мы с супругой чаще всего используем на летних и зимних рыбалках, потому что именно они показывают наиболее стабильные результаты. Во-вторых, упомянем те сочетания наживок и насадок, которые были изобретены нами случайно, но при этом удивили результатами своего применения.
Простота и эффективность
Классическое сочетание, которое наверняка известно каждому рыболову – это навозные черви с опарышами. Бутерброд этот очень простой и соблазняет многих рыб, причем не только мирных, ведь на подобное сочетание наживок могут соблазниться окуни и даже щуки с судаками. А весь секрет привлекательности такого бутерброда в том, что его компоненты очень подвижны!
Каждый год несколько майских рыбалок мы традиционно посвящаем ловле карася на поплавочные и фидерные снасти. Практика ловли подсказала, что весной лучше всего работает сочетание навозного червя с опарышем. Червя следует насаживать на крючок так, чтобы половина, а то и две трети его длины оставались свободными, а жало прикрывать одним опарышем. Такой бутерброд является универсальным для разных водоемов: озер, прудов, небольших речек. Причем часто на эти два компонента, насаженные на крючок по отдельности, карась либо вовсе не обращает внимания, либо берет на порядок хуже, чем на бутерброд. А все дело в том, что едкий сок, выделяемый опарышем при прокалывании крючком, заставляет червя извиваться гораздо сильнее, да и сам опарыш тоже двигается. Под водой такой бутерброд наносит “двойной удар” по боковой линии рыбы, и карась находит наживку гораздо быстрее. Правда, если через пять минут после заброса свежего бутерброда поклевка не происходит, дальше можно не ждать, потому что в холодной воде черви и опарыши утрачивают подвижность, и их нужно менять на свежих. Поэтому главные правила построения такого бутерброда – это активность и свежесть.
Этот же бутерброд мы успешно применяем в ночной ловле леща на фидер. Только крючок берем большего размера, надеваем на его цевье несколько червей пучком, оставляя свободно шевелящиеся хвостики, а жало прикрываем 2-4 опарышами. Думается, что привлекающий эффект для леща также заключается в повышенной подвижности такого бутерброда, особенно в ночное время. Однако приходится постоянно следить, чтобы и черви, и опарыши оставались живыми и активными.
Весенняя ловля карася, сазана и карпа подсказала нам еще два бутерброда, которые, как выяснилось, работают не только весной. Как-то в мае мы рыбачили на озере поплавочными снастями. Рыба в месте лова присутствовала – это было заметно по качающимся камышинкам и поднимающимся со дна пузырькам воздуха, только поклевки были очень редкие. Карась вяло теребил червя, поэтому далеко не каждая поклевка оканчивалась удачной подсечкой. С собой у нас оказалась баночка сладкой консервированной кукурузы, однако вода была еще недостаточно прогревшейся, и время для применения растительных насадок вроде бы не пришло... Действительно, карась без энтузиазма отнесся к предложенной ему кукурузе. Но вот когда мы решили сочетать на крючке имеющихся навозных червей и кукурузу, рыба повела себя совершенно иначе! Мы даже удивились такой резкой перемене, наступившей в настроении карася: рыбы стали брать с завидным постоянством, уверенно притапливая поплавок. В прилове к карасям попалось несколько небольших сазанов, которым сочетание кукурузы с навозным червем в прохладной весенней воде тоже пришлось по душе.
Ну, карась – гурман известный, и, видимо, такой бутерброд имеет сразу несколько привлекающих факторов. Во-первых, яркий цвет кукурузы; во-вторых, сильный запах, которым обладают как навозный червь, так и консервированная кукуруза из банки; в-третьих, такой вкусно пахнущий бутерброд еще и шевелится... Сильный запах, яркий цвет и активное шевеление позволяют рыбе быстрее находить бутерброд, особенно весной, когда вода еще далека от прозрачной. Прозрачность воды падает и летом, во время активного развития водорослей. Поэтому в жару такой бутерброд тоже прекрасно работает, привлекая не только карася и сазана, но и почти всех мирных рыб, обитающих в водоеме. И не только мирных...
Летом прошлого года мы участвовали в небольшом рыболовном междусобойчике, посвященном Дню рыбака. В пруду, где проходили соревнования, было много карася, и именно на него мы и делали ставку, используя проверенный бутерброд из червя и кукурузы. Но просчитались: на бутерброд буквально набросились мелкие окуни, которые просто не давали карасю клевать! Поэтому по количеству штук пойманной рыбы наша команда была безоговорочным лидером, а вот по весу сумела зацепиться лишь за третье место…
Был также случай, когда жена поймала на этот бутерброд щуку, а супруга моего товарища на фидер выловила судака, причем в таком месте, где клыкастого мы не ловили ни до, ни после. Но эти поимки, пожалуй, являются исключением.
Еще один плюс такого бутерброда в том, что он получается довольно объемным, а потому позволяет отсекать мелочь. Конечно, голодная мелочевка может оборвать свободные кончики червя, способна она “подравнять” и выступающие края кукурузного зерна. Но вот полностью сорвать такой бутерброд с крючка мелкой рыбе удается редко.
Еще один действенный бутерброд, который мы открыли во время весенней ловли карпа на платном водоеме, – это сочетание сладкой консервированной кукурузы с опарышем.
Почему-то именно карп больше любит такой бутерброд, только вот его составление несколько отличается от варианта с червем. Когда мы готовим бутерброд червь-кукуруза, то сначала натягиваем на цевье крючка червя, оставляя свободно шевелящийся кончик (либо насаживаем пучок червей, если речь идет о ловле крупной рыбы – леща или голавля), а жало крючка прикрываем зерном кукурузы. А вот в варианте с опарышем все нужно делать наоборот: сначала на изгиб крючка надевается зерно кукурузы, а затем жало прикрывается опарышами, причем их может быть много – от двух до пяти штук. Крючки берем с круглым загибом и коротким цевьем, чтобы голый металл проглядывал как можно меньше. Возможно, это из разряда предрассудков, однако карп – рыба осторожная, и лучше лишний раз перестраховаться.
Пробовали мы сначала надевать на цевье опарышей, а жало прикрывать зерном кукурузы. Но, во-первых, карп почему-то клевал заметно хуже, во-вторых, кукуруза легче слетала с крючка при забросе фидера. К слову, на такой бутерброд берет не только карп, но и белый амур, если он обитает вместе с карпом и бывает в добром расположении духа.
Список бутербродов, применяемых нами чаще всего, будет неполным, если мы не упомянем о традиционном зимнем сочетании “мотыль + опарыш” . По нашим наблюдениям, такой бутерброд работает не всегда и не везде, однако мы попадали в ситуации, когда крупная плотва и густера не желали брать ничего другого. Поэтому, если обстановка с клевом заставляет экспериментировать, такой вариант бутерброда следует попробовать одним из первых.
Кулинарные эксперименты
Каждый рыбак имеет склонности к творчеству и экспериментам, поэтому на рыбалке порою создаются совершенно неожиданные бутерброды, которые приносят не менее неожиданный эффект.
Характерен один памятный случай из школьных лет. Дело было ранней весной, а полигоном наших рыбалок в то время был пруд, расположенный на окраине поселка. Самым популярным местом был дощатый мост, стоявший на металлических сваях и соединяющий два противоположных берега пруда. Поэтому во время рыбалки с моста были доступны глубины, до которых можно было добраться только на лодке. В моем распоряжении в любое время была дедова лодка, клепаная из листов алюминия, – надежная и остойчивая посудина. Но на мосту рыбачить было интереснее, потому что мост в то время играл роль своеобразного рыболовного клуба, в котором никогда не было скучно. К тому же под сваями моста постоянно крутились окуни и щуки, поэтому уловы бывали солидные. Ловили мы на верхоплавок, которых без труда удавалось наловить сачком здесь же.
В один из дней с нами на мосту рыбачил пожилой рыболов Николай Тихонович. Он хитро наблюдал за беспокойными пацанами, дымил папиросой и время от времени вытаскивал на мост щук, хотя у нас в это же время клевали лишь окуньки-недомерки. В итоге мы окружили Тихоновича и стали требовать, чтобы он поделился своим секретом. В ответ на наши уговоры Тихонович достал из кармана коробку, в которой были навозные черви, и насадил несколько штук на крючок, сдвинув их на цевье. А на изгиб крючка он подсадил верхоплавку, и всю эту абракадабру опустил под мост на самое дно. Мы удивленно переглядывались, думая, что дед нас опять разыгрывает (было у него такое свойство). Но все сомнения отпали, когда Тихонович поднял на мост очередную щуку…
Мне думается, что принцип работы такого бутерброда примерно тот же, что и у сочетания червя с опарышем. Учитывая, что та рыбалка проходила ранней весной, вскоре после распаления льда, прозрачность воды была низкой. В таких условиях щука при охоте должна больше полагаться на органы боковой линии, чем на зрение. А червь на крючке в сочетании с мальком создавал более сильные колебания в воде, лучше “слышимые” щукой. Вот все вроде бы просто, но догадался до этого только самый опытный рыболов.
Возвращаясь к теме весенней ловли карпа, хочется упомянуть, что иногда в бутерброд из кукурузы и опарышей мы добавляем пенопласт. Бывало так, что в теплые солнечные и безветренные майские дни карпы поднимались в верхние слои воды, и на наживки, лежащие на дне, просто не обращали внимания. Мы наблюдали карпов, которые гуляли под поверхностью воды, плавились на поверхности, но не желали клевать. Как говорится, видит око, да зуб неймет! Вот в такие моменты и родилась идея – поднять крючок в толщу воды. Чтобы этого добиться, мы удлиняли поводок так, чтобы крючок располагался вполводы или ближе к поверхности, и надевали на него сначала пенопласт, затем кукурузу и опарыша. Главное, чтобы пенопласта было достаточно для придания всему бутерброду плавучести, но при этом пенопласт должен располагаться как можно компактнее и максимально близко к ушку крючка. Лучше использовать одно крупное зерно пенопласта, чем несколько мелких. И цвет тоже не должен быть броским – мы обычно применяем желтые и белые шарики.
В первый раз, когда мы с супругой попробовали в деле такой бутерброд, с нами рыбачил наш товарищ. Он тоже насаживал на крючок пенопласт в сочетании с кукурузой и опарышем, только поклевки у него случались крайне редко, да и то оказывались пустыми. Когда я попросил к осмотру его бутерброд, мне стало все понятно. Просто товарищ насадил пенопласт не первым на крючок, а прикрыл им жало. При таком насаживании поднятый ото дна крючок занимает положение, при котором пенопласт оказывается сверху. Гуляющий вполводы карп ощупывает бутерброд своим ртом, который имеет нижнее расположение, как и у всех донных рыб. И первое, что он чувствует, – это не сладкая кукуруза, не нежные опарыши, которые щекочут ему губы своим шевелением, а безвкусный пенопласт. Естественно, как пищевой объект рыба такой бутерброд не воспринимает и потому не берет. Когда приятель состряпал правильный бутерброд, в котором пенопласт был сдвинут ближе к колечку, дела у него сразу наладились.
Кстати, именно этот принцип поднятия насадки мы использовали на рыбалке прошлым летом, когда неожиданно на крючок сел белый амур. Этот случай я подробно описал в статье “О чем поведает рыболовный дневник?..” , опубликованной в “Нижегородском рыболове” №2/2020. Повторяться не буду, скажу лишь вкратце, что во время фидерной рыбалки на Волге на фоне общего бесклевья мы заметили у поверхности кормящихся крупных рыб. Подумав, что это голавли, я решил поднять крючок ближе к поверхности, удлинил поводок и насадил два зерна пенопласта, несколько опарышей и зеленого кузнечика. К удивлению, на этот несуразный бутерброд клюнул крупный белый амур, а вот чем завершилась та поклевка, можно прочесть в предыдущем номере журнала…
Вспоминается еще один любопытный пример, когда неожиданно состряпанный бутерброд позволил нам уйти от нуля во время полного бесклевья. Было это лет пять назад, когда мы с супругой рыбачили спиннингами чаще, чем сейчас. Но в ту рыбалку удача отвернулась от нас, и за утро не случилось ни одной поклевки. Ближе к обеду, уже собравшись бесславно покинуть волжский берег, мы заметили в одном месте скопление голавлей.
Рыбы стояли рядом с коряжником под массивным бревном, которое одним концом лежало на берегу. Течение под бревном закручивалось в обратку, голавли стояли в полуметре от поверхности и ни на что не обращали внимание. Я сразу решил, что пытаться их поймать – дохлый номер. Но супруга была упорнее: она забралась на бревно и стала водить перед носом голавлей разными спиннинговыми приманками.
Голавли, в лучшем случае, лениво поворачивались в сторону проплывающего объекта, в худшем – просто не реагировали. Но при этом на глубину не уходили – видимо, под бревном с обраткой им было комфортно. Перебрав весь наш арсенал, Настя пошла на отчаянный шаг: привязала к леске одинарный крючок и насадила на него полуторадюймовый твистер белого цвета. Долго копаясь в коробке, супруга нашла пакетик, в котором лежали ярко-розовые мини-бойлы с клубничным ароматом. До сих пор ума не приложу, что у нас делали бойлы в коробке со спиннинговыми приманками?.. Один из бойлов, которые были проткнуты насквозь с продетой в отверстие ниточкой, Настя подцепила на крючок к твистеру, и такой, с позволенья сказать, “бутерброд” опустила под бревно под нос голавлям. Бутерброд стал медленно тонуть. Увидев его, один из голавлей отделился от стаи, недолго понаблюдал, ткнулся носом, а затем уверенно хапнул ртом всю “конструкцию” . От короткого, но шумного вываживания стая ушла на глубину, но голавль престижа все же был пойман, причем на такую необычную приманку-бутерброд.
Буду очень рад, если эта статья на тему рыболовного бутербродостроения подтолкнет собратьев по увлечению к дальнейшему поиску и экспериментам в этом направлении!
Виталий Волков
Нижегородский рыболов • №3 (80) май-июнь 2020