Закон о рыбалке
Вячеслав Михайлов
Автор, как и многие информированные любители рыбалки, уже не первый год ждут принятия Федерального закона “О любительском рыболовстве” (далее – Проект), который был принят в первом чтении еще 10 декабря 2013 года.
Одной из причин, которая потребовала разработки специального закона о любительской рыбалке, стала деятельность РПУ. РПУ, родившиеся вместе с ФЗ о рыболовстве в 2004 г., до 2007 г. представляли собой не только водный объект, но и прилегающую к нему прибрежную территорию. Получив РПУ для развития товарного рыбоводства с обременениями в качестве обязанностей воспроизводства рыбных запасов, многие пользователи переквалифицировались на оказание услуг по спортивному и любительскому рыболовству. Территории обросли заборами, аншлагами о том, что здесь рыбалка платная.
Многие из получивших РПУ бизнесменов забыли о своих обязательствах по договорам: рыба сама себя воспроизводила. С 2007 г. прибрежные территории вместе с РПУ в пользование передавать прекратили, но и те, что роздали ранее, назад не забрали. До окончания договоров пользования РПУ.
К тому же за прошедшие годы чиновники не наладили должный механизм контроля за использованием РПУ, за исполнением пользователями взятых на себя обязательств, за воспроизводством рыбных богатств. Нет и понятного любителям механизма ценообразования на так называемые услуги по любительскому рыболовству.
В марте 2011 года во многих регионах России прошли массовые акции протеста любителей рыбалки против принятия нового закона о рыболовстве. Президент России (на тот момент премьер-министр – прим. ред.) поручил чиновникам разработать новый вариант закона “в кратчайшие сроки”, убрав из него норму о платной рыбалке.
Доработка Проекта затянулась на годы. Над Проектом, кроме депутатов ГД РФ и чиновников, трудились Общероссийское общественное движение “Народный фронт “За Россию” (ОНФ), инициативные организации рыбаков-любителей, субъекты Российской Федерации. Заметная активность в работе над Проектом отмечалась в январе – феврале 2015 г., когда свои новые поправки внесло в ГД РФ Правительство РФ. Однако и они не привели к принятию Проекта хотя бы во втором чтении. И 10 февраля этого года на общественное обсуждение были выставлены поправки в новый проект этого ФЗ, разработанные Минсельхозом России.
В этой публикации автор остановится лишь на новшествах, касающихся непосредственно любителей рыбалки. Главное, на мой взгляд: разработчики подтверждают право рыболовов-любителей на бесплатный доступ к местам рыбалки.
В частности, предложено отменить статьи:
5. Оказание услуг и выполнение работ в области любительского рыболовства;
6. Участники отношений в области любительского рыболовства;
13. Рекреационное рыболовное хозяйство;
14. Рыболовный участок;
15. Договор о предоставлении рыболовного участка;
16. Рыбохозяйственная мелиорация на рыболовных участках; 17. Зарыбление.
Статья 1
Если ранее она определяла цель настоящего ФЗ, то теперь устанавливает правовые основы регулирования в области любительского рыболовства.
Статья 2
Даются определения: любительского рыболовства; именного разрешения рыболова; суточной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов; лимита добычи (вылова) водных биоресурсов; индивидуальной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов.
Статья 3
Определяются принципы правового регулирования отношений, провозглашающие право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство, за исключением случаев, указанных настоящим ФЗ и другими федеральными законами.
Статья 4
Определяет сферу действия проектируемого ФЗ: внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, а также на сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.
Статья 5
Констатирует, что граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 6
Посвящена осуществлению любительского рыболовства.
Например, допускается принцип “Поймал – отпусти”, если добытая (выловленная) рыба имеет наименьшие повреждения и если иное не установлено Правилами любительского рыболовства.
Статья 7
Ограничения:
1) запрет на добычу (вылов) водных биоресурсов в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;
2) минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов;
3) виды и количество разрешаемых орудий добычи (вылова) водных биоресурсов (в том числе пистолетов и ружей для подводной охоты) и способы их добычи (вылова);
4) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения;
5) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (количество, вес) определенного вида, разрешенная гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства. Статья 8 Устанавливает требования к Правилам любительского рыболовства, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти.
Статья 9
Определяет особенности использования сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Статья 10
Раскрывает особенности осуществления любительского рыболовства при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Статья 11
Об именном разрешении рыболова, выдаваемом для добычи (вылова) тех видов водных биоресурсов, которые включены в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Именно здесь, в частности, сказано об индивидуальной норме добычи.
Статья 12
Уточняет участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания.
Статья 13
Определяет правоотношения в области общественного контроля в области любительского рыболовства.
Полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления предложено установить в статьях 14 – 17, а в вопросах федерального государственного контроля (надзора) в области любительского рыболовства – в проектируемой статье 18.
И последнее. Известные РПУ должны прекратить свое существование с 31.12.2017, а сам ФЗ заработать с 1 января 2018 г.
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 3(62), 2017 г.