Заколдованное место
Зимой наша семья мало бывает на природе в виду слабой морозоустойчивости, поэтому с нетерпением ждет весны, чтобы выехать в лес или к водоему. А долгими зимними вечерами, листая атлас России и бороздя просторы Интернета, мы ищем места, куда можно поехать, исходя из наших финансовых и транспортных возможностей.
Побывав как-то на верхневолжских озерах, куда собирается на отдых и лов рыбы с катерами, моторными лодками вся Московская, Тверская область и другие, я поняла, что огромные водные просторы не для меня. Хочется уюта, спокойствия и тихой воды, пусть даже в ущерб хорошим уловам.
Занимаясь изучением близлежащих просторов нашей необъятной Родины, мы обратили внимание на Псковскую область, где, судя по карте, было просто изобилие озер – больших и малых. Критериями выбора водоема было минимальное количество населенных пунктов на берегу, лес, наличие заливчиков, ну, и какой-нибудь дороги.
Выбор пал на озеро Верято или Копылковское водохранилище – искусственный водоем, образовавшийся при строительстве Копылковской ГЭС на реке Великой, объединивший пять озер и затопивший часть суши. В Интернете описаний и отзывов было немного, но все очень приятные. Наш выбор отличался выгодными показателями рыбного состава (обитает практически все, что характерно для проточных водоемов европейской территории).
Отпуск выпал на середину июня, коллега по работе решил поехать с нами, а чтобы ему было не скучно и не так накладно с бензином (все-таки почти 700 км), я пригласила одноклассника, который тоже срочно ради этого взял отпуск.
В пути мы провели более десяти часов, пока не достигли точки на трассе, от которой, судя по нашей подробной, распечатанной из Интернета карте, дорога вела прямо к тому месту на озере, куда мы хотели попасть. Дорога шла через лес и была не совсем проезжей. А лес кругом – удивительной красоты. Через какое-то время дорога привела нас в очень живописную деревню, буквально растворившуюся в лесу. Пришлось остановиться. На окраине деревни мы встретили местного жителя, представительного мужчину, который стразу сбил с нас весь оптимизм:
– Вы здесь по берегу нигде не проедете, все туристы останавливаются на другом конце озера. Могу переправить вас на лодке, машины оставите здесь. А потом я за вами приеду.
На нашей карте была дорога к тому месту, о котором говорил мужчина, но нам хотелось остановиться именно в этом конце озера, где было множество островов и бухточек.
– А еще лучше, могу вас проводить до другого озера в лесу, оно маленькое, но там есть рыба, здесь недалеко.
У нас сложилось впечатление, что ему явно не нравилось посягательство чужих людей на родные места (да это и понятно).
Было около семи вечера, ехать на другой конец озера было далеко, и, поблагодарив мужчину, мы все-таки решили прорываться к берегу здесь.
В том месте, где мы подъехали к озеру, открывался чудесный вид на его необозримые просторы и множество островов, но деревня была буквально за спиной. Часа полтора мы месили грязь на наших совсем не внедорожниках, пытаясь найти подъезд к озеру подальше от деревни. Когда наступило отчаяние, удача явилась к нам нежданно в лице двух молодых девушек, пасущих стадо коров. Быстро сориентировавшись на нашей подробной карте, они рассказали, как нам подъехать к озеру. Надо было возвращаться на трассу и у одной из остановок свернуть в лес. А дальше ехать по «главной» мимо большого дуба.
Никакого дуба мы не нашли. Мы ехали куда-то, не запоминая дороги, надеясь на то, что все они ведут в «Рай». В одном месте мы все-таки выехали на берег, но расположиться с двумя палатками, шатром и двумя машинами там было абсолютно негде. Пришлось кое-как развернуться и возвратиться на ближайшую развилку. По дороге одна из машин завязла в развороченной нами же луже, и пришлось доставать трос.
Но вскоре мучения закончились. Мы выехали на небольшую полянку, окруженную смешанным лесом, которая плавно спускалась к очаровательной заводи, из которой, в свою очередь, открывался живописный вид на большую водную гладь с многочисленными островами.
Уже практически стемнело. Не раздумывая, мы решили разбить лагерь здесь. В темноте поставили палатки, в 12 часов ночи что-то перекусили и расползлись по палаткам, так как начался сильный дождь. Озеро явно не хотело принимать чужаков.
Утро встретило нас прохладой, как в известной песне, но это была мелочь. Обустроив быт, мы выплыли на лодках. Окружающая красота нас просто захватила. Необычайная прозрачность воды, изобилие рыбешек, которые плавали, как в аквариуме, многочисленные заводи, семейство уток с 13-ю утятами – это то малое, от чего душа была просто в восторге.
Первая неделя пролетела незаметно. Рыба ловилась – в основном красноперка на удочку и щука на спиннинг. Эхолота у нас не было, а то, что здесь есть лещ, линь и карась мы узнали, зацепив блесной браконьерскую сеть.
После окончания первой семидневки мы решили съездить на разведку на другой конец озера, где, как нам сказал житель деревни Копылок, останавливаются все туристы. Заодно надо было купить воды и хлеба в магазине на стоянке дальнобойщиков. Поехали в 9.00 на двух машинах, оставив в лагере дежурного.
По дороге хотели делать отметки, чтобы не заблудиться, но дорога днем показалась абсолютно «главной». Я пыталась запомнить ответвления, мелькавшие по бокам, но потом сбилась.
До магазина, расположенного на трассе, добрались за час. Закупив все необходимое, не удержались от жареной курицы и добавили ее к покупкам. Поиски туристической стоянки не доставил много хлопот. Мы без особого труда нашли дорогу, которая вела на стык озера Верято и озера Волоченец. Стояночных мест по берегу было много. Сосновый лес на высоком берегу и широкий простор привлекали много туристов. На берегу тут и там стояли палатки и машины. Красиво, мало комаров, так как высокий берег и сосновый лес хорошо продувались ветром. На берегу озера Волоченец, расположенного буквально рядом с нашим озером, сидели мужчины, ели жареную щуку. Они были без палатки. Видимо, поставили сети и ждали очередного улова.
Объехав окрестности, часов в 12 дня мы повернули на базу. Предварительно решили перекусить курочкой, и, оказалось не зря. До поворота с трассы добрались без труда. А дальше поняли, что не знаем, куда ехать. Если по дороге от озера все дороги сходились, то на обратном пути, естественно, картина была совершенно другая. Дорог оказалась уйма, они раздваивались с завидным постоянством каждые (не знаю сколько) метров. У нас сразу возникли сомнения, тем более что предыдущий наш путь совершенно не отложился в памяти ни у кого. Поездка наобум закончилась тем, что мы уткнулись в лужу и решили, что это та самая лужа, из которой мы вытаскивали машину, и нам, соответственно, не туда.
Забегая вперед, скажу, что это был подъезд к нашему месту, но мы развернулись и поехали назад. Дальше была плавно нарастающая паника. Мы объехали все развилки, неоднократно возвращаясь к железной дороге и начиная путь снова и снова. В четыре часа вечера нам позвонил наш друг, оставшийся на базе. Мы уже были совершенно заблудившиеся, и я сказала, чтобы он с топориком (чтобы делать зарубки), выбежал на наши поиски. Это, конечно, кажется смешным даже мне спустя какое-то время, но тогда нам было не до смеха. Мы оставили отметки (в виде палочек и веточек) на всех развилках, кроме той дороги, где были в первый раз. И озеро решило нас все-таки пустить, направив снова по этой дороге. Самое смешное, что от той лужи до нашей стоянки было буквально 20 метров. И вернувшись к ней, мы увидели нашего друга с топориком, направляющегося к нам на выручку.
Мы пробыли на озере две недели. Рыбалка, уха, прогулки по лесу, вечернее мурлыканье знакомых песен у костра – время пролетело приятно и быстро. Два раза ездили за водой, за это время я запоминала дорогу.
На обратном пути домой мы наконец-то обнаружили основной ориентир –большой дуб, мимо которого (я лично) проезжала шестой раз!!! Он действительно очень большой, но расположен в низине и на повороте очень плохого участка дороги, где смотришь вниз, а не вверх.
За две недели нашего пребывания на озере мы увидели только одного местного жителя, который приплыл в наш заливчик ставить сети буквально «у нас под носом». От него мы узнали, что эта часть водохранилища была раньше «красным озером», и что в нем мало рыбы, так как в этом озере в старину мочили лен, а рыбу все местные ловят в «белом озере», ближе к деревне. Стало понятным наличие красных полос на останках деревьев, затопленных при постройке водохранилища. На мой вопрос о том, какие бывают уловы, мужчина ответил загадочно: «Посмотрим». Рано утром мы увидели вдали только спину уплывающего местного браконьера, увозящего с собой и его улов. С сожалением хочется сказать, что с каждым годом браконьеров нам попадалось все больше, как приплывающих на моторных (даже в период нереста) и весельных лодках, так и приезжающих на машинах.
Несмотря ни на что – браконьеров, комаров, мошку – озеро покорило нас своей необыкновенной красотой. Мы решили, что если будет возможность, обязательно приедем сюда еще. И этому суждено было осуществиться.
Татьяна Бабанова, г. Калуга
Фото автора
Побывав как-то на верхневолжских озерах, куда собирается на отдых и лов рыбы с катерами, моторными лодками вся Московская, Тверская область и другие, я поняла, что огромные водные просторы не для меня. Хочется уюта, спокойствия и тихой воды, пусть даже в ущерб хорошим уловам.
Занимаясь изучением близлежащих просторов нашей необъятной Родины, мы обратили внимание на Псковскую область, где, судя по карте, было просто изобилие озер – больших и малых. Критериями выбора водоема было минимальное количество населенных пунктов на берегу, лес, наличие заливчиков, ну, и какой-нибудь дороги.
Выбор пал на озеро Верято или Копылковское водохранилище – искусственный водоем, образовавшийся при строительстве Копылковской ГЭС на реке Великой, объединивший пять озер и затопивший часть суши. В Интернете описаний и отзывов было немного, но все очень приятные. Наш выбор отличался выгодными показателями рыбного состава (обитает практически все, что характерно для проточных водоемов европейской территории).
Отпуск выпал на середину июня, коллега по работе решил поехать с нами, а чтобы ему было не скучно и не так накладно с бензином (все-таки почти 700 км), я пригласила одноклассника, который тоже срочно ради этого взял отпуск.
В пути мы провели более десяти часов, пока не достигли точки на трассе, от которой, судя по нашей подробной, распечатанной из Интернета карте, дорога вела прямо к тому месту на озере, куда мы хотели попасть. Дорога шла через лес и была не совсем проезжей. А лес кругом – удивительной красоты. Через какое-то время дорога привела нас в очень живописную деревню, буквально растворившуюся в лесу. Пришлось остановиться. На окраине деревни мы встретили местного жителя, представительного мужчину, который стразу сбил с нас весь оптимизм:
– Вы здесь по берегу нигде не проедете, все туристы останавливаются на другом конце озера. Могу переправить вас на лодке, машины оставите здесь. А потом я за вами приеду.
На нашей карте была дорога к тому месту, о котором говорил мужчина, но нам хотелось остановиться именно в этом конце озера, где было множество островов и бухточек.
– А еще лучше, могу вас проводить до другого озера в лесу, оно маленькое, но там есть рыба, здесь недалеко.
У нас сложилось впечатление, что ему явно не нравилось посягательство чужих людей на родные места (да это и понятно).
Было около семи вечера, ехать на другой конец озера было далеко, и, поблагодарив мужчину, мы все-таки решили прорываться к берегу здесь.
В том месте, где мы подъехали к озеру, открывался чудесный вид на его необозримые просторы и множество островов, но деревня была буквально за спиной. Часа полтора мы месили грязь на наших совсем не внедорожниках, пытаясь найти подъезд к озеру подальше от деревни. Когда наступило отчаяние, удача явилась к нам нежданно в лице двух молодых девушек, пасущих стадо коров. Быстро сориентировавшись на нашей подробной карте, они рассказали, как нам подъехать к озеру. Надо было возвращаться на трассу и у одной из остановок свернуть в лес. А дальше ехать по «главной» мимо большого дуба.
Никакого дуба мы не нашли. Мы ехали куда-то, не запоминая дороги, надеясь на то, что все они ведут в «Рай». В одном месте мы все-таки выехали на берег, но расположиться с двумя палатками, шатром и двумя машинами там было абсолютно негде. Пришлось кое-как развернуться и возвратиться на ближайшую развилку. По дороге одна из машин завязла в развороченной нами же луже, и пришлось доставать трос.
Но вскоре мучения закончились. Мы выехали на небольшую полянку, окруженную смешанным лесом, которая плавно спускалась к очаровательной заводи, из которой, в свою очередь, открывался живописный вид на большую водную гладь с многочисленными островами.
Уже практически стемнело. Не раздумывая, мы решили разбить лагерь здесь. В темноте поставили палатки, в 12 часов ночи что-то перекусили и расползлись по палаткам, так как начался сильный дождь. Озеро явно не хотело принимать чужаков.
Утро встретило нас прохладой, как в известной песне, но это была мелочь. Обустроив быт, мы выплыли на лодках. Окружающая красота нас просто захватила. Необычайная прозрачность воды, изобилие рыбешек, которые плавали, как в аквариуме, многочисленные заводи, семейство уток с 13-ю утятами – это то малое, от чего душа была просто в восторге.
Первая неделя пролетела незаметно. Рыба ловилась – в основном красноперка на удочку и щука на спиннинг. Эхолота у нас не было, а то, что здесь есть лещ, линь и карась мы узнали, зацепив блесной браконьерскую сеть.
После окончания первой семидневки мы решили съездить на разведку на другой конец озера, где, как нам сказал житель деревни Копылок, останавливаются все туристы. Заодно надо было купить воды и хлеба в магазине на стоянке дальнобойщиков. Поехали в 9.00 на двух машинах, оставив в лагере дежурного.
По дороге хотели делать отметки, чтобы не заблудиться, но дорога днем показалась абсолютно «главной». Я пыталась запомнить ответвления, мелькавшие по бокам, но потом сбилась.
До магазина, расположенного на трассе, добрались за час. Закупив все необходимое, не удержались от жареной курицы и добавили ее к покупкам. Поиски туристической стоянки не доставил много хлопот. Мы без особого труда нашли дорогу, которая вела на стык озера Верято и озера Волоченец. Стояночных мест по берегу было много. Сосновый лес на высоком берегу и широкий простор привлекали много туристов. На берегу тут и там стояли палатки и машины. Красиво, мало комаров, так как высокий берег и сосновый лес хорошо продувались ветром. На берегу озера Волоченец, расположенного буквально рядом с нашим озером, сидели мужчины, ели жареную щуку. Они были без палатки. Видимо, поставили сети и ждали очередного улова.
Объехав окрестности, часов в 12 дня мы повернули на базу. Предварительно решили перекусить курочкой, и, оказалось не зря. До поворота с трассы добрались без труда. А дальше поняли, что не знаем, куда ехать. Если по дороге от озера все дороги сходились, то на обратном пути, естественно, картина была совершенно другая. Дорог оказалась уйма, они раздваивались с завидным постоянством каждые (не знаю сколько) метров. У нас сразу возникли сомнения, тем более что предыдущий наш путь совершенно не отложился в памяти ни у кого. Поездка наобум закончилась тем, что мы уткнулись в лужу и решили, что это та самая лужа, из которой мы вытаскивали машину, и нам, соответственно, не туда.
Забегая вперед, скажу, что это был подъезд к нашему месту, но мы развернулись и поехали назад. Дальше была плавно нарастающая паника. Мы объехали все развилки, неоднократно возвращаясь к железной дороге и начиная путь снова и снова. В четыре часа вечера нам позвонил наш друг, оставшийся на базе. Мы уже были совершенно заблудившиеся, и я сказала, чтобы он с топориком (чтобы делать зарубки), выбежал на наши поиски. Это, конечно, кажется смешным даже мне спустя какое-то время, но тогда нам было не до смеха. Мы оставили отметки (в виде палочек и веточек) на всех развилках, кроме той дороги, где были в первый раз. И озеро решило нас все-таки пустить, направив снова по этой дороге. Самое смешное, что от той лужи до нашей стоянки было буквально 20 метров. И вернувшись к ней, мы увидели нашего друга с топориком, направляющегося к нам на выручку.
Мы пробыли на озере две недели. Рыбалка, уха, прогулки по лесу, вечернее мурлыканье знакомых песен у костра – время пролетело приятно и быстро. Два раза ездили за водой, за это время я запоминала дорогу.
На обратном пути домой мы наконец-то обнаружили основной ориентир –большой дуб, мимо которого (я лично) проезжала шестой раз!!! Он действительно очень большой, но расположен в низине и на повороте очень плохого участка дороги, где смотришь вниз, а не вверх.
За две недели нашего пребывания на озере мы увидели только одного местного жителя, который приплыл в наш заливчик ставить сети буквально «у нас под носом». От него мы узнали, что эта часть водохранилища была раньше «красным озером», и что в нем мало рыбы, так как в этом озере в старину мочили лен, а рыбу все местные ловят в «белом озере», ближе к деревне. Стало понятным наличие красных полос на останках деревьев, затопленных при постройке водохранилища. На мой вопрос о том, какие бывают уловы, мужчина ответил загадочно: «Посмотрим». Рано утром мы увидели вдали только спину уплывающего местного браконьера, увозящего с собой и его улов. С сожалением хочется сказать, что с каждым годом браконьеров нам попадалось все больше, как приплывающих на моторных (даже в период нереста) и весельных лодках, так и приезжающих на машинах.
Несмотря ни на что – браконьеров, комаров, мошку – озеро покорило нас своей необыкновенной красотой. Мы решили, что если будет возможность, обязательно приедем сюда еще. И этому суждено было осуществиться.
Татьяна Бабанова, г. Калуга
Фото автора