За язём по сырым берегам
Вадим Назаров, Ивановская обл.
Когда-то, в мальчишеские годы свои, я неожиданно поймал на самую примитивную удочку с “леской” из конского волоса крупного язя. Это было в апреле, когда еще не полностью сошла полая вода. Триумф и тревога, чтобы такую рыбину у меня не отобрали, слились тогда в одно. Я оторвал подкладку у своего пальтишка и спрятал под нее пойманного язя. Дома мне досталось за порчу пальтишка, но все же язём все восхищались, тем более, что время было голодное и такая рыбина пришлась как раз кстати. Это была моя первая крупная рыба. С тех пор я поверил в весну и возможность удачи. И всегда начинал летний сезон по сырым берегам, когда мутная вода еще не осветлела и не вошла в межень. И, надо сказать, что весна почти никогда не обманывала мои ожидания. Об одной из таких рыбалок я и хочу рассказать.
Апрельский денёк задался облачным с неприятным западным ветром, морщившим воду в многочисленных озеринках, оставшихся от паводка. И Олег, доставая мне мой старенький велосипед из багажника машины, недовольно оглядел весь этот мир воды и только головой покачал.
– Дрянновато для рыбалки. Надо бы было тебе с недельку подождать. Тут, кроме насморка, вряд ли чего поймаешь. Развезло всё вдрызг. Может, домой, а? Но он знает и мой, и свой характер. И только рукой махнул. – Ладно, часика через дватри приеду. Наверное, ты за это время наудишься?
Он помог мне привязать к велосипеду раскладное кресло и чехол с единственной удочкой. – А спиннинг, пожалуй, ты зря не взял, Может, на него и зацепил бы какую оголодавшую. Ну, да дело твое. Да мобильник-то в грудной карман переложи, а то не услышишь. А я тебе сам через часок-другой звякну.
Олег на Тезе мое увлечение ходовой донкой не разделяет. По его мнению, паратройка обычных хороших донок куда надежнее, а еще лучше, конечно, фидер. Но и не спорит. Каждому – свое. Хотя в свое время на Саянских реках, да и на Севере “ходовую” донку всем остальным удочкам предпочитал. И даже на Клязьме, в коряжниках, тоже на нее ловил… А уж я по старинке в весеннюю пору только ей и отдаю предпочтение.
Низинное правобережье у Ивакова все блещет озеринками и ручейками вдоль бывших мелиоративных канав. По краям их еще не уронили свои серебристо-серые “барашки” высокие кусты тальника, они пока единственная зелень. У налитого до краев заливчика меня окликнули.
– Здорово, Василич! Опять за язишками, что ли?
В сером брезентовом плаще, совсем не заметный на фоне тальника, сидит знакомый рыбак из Ивакова.
– Привет, дружище! – говорю, – Как твои дела? Ведь с прошлого лета не виделись, как ноги-то твои? Я вот, видишь, с “приятелем” ходить приспособился. На нем и не езжу, зато он меня поддерживает, да и груз мой везет! – похлопал я по седлу велосипеда.
Посмеялись, друзей вспомнили.
– Садись рядышком! – приглашает, – матросики-то по пальцу клюют. На уху-то надергаешь! – Нет, спасибо, Николаич! – говорю, – Подальше пройду. Я ведь ненадолго. Часа через полтора за мной сын заедет…
– Ну, валяй тогда, может, ещё летом увидимся. Удачи! – кивнул он, и я потихоньку пошел-поехал дальше. А вскоре и подходящее местечко нашлось на сливе в реку мелиоративной канавы. Настроил удочку, хорошего червячка насадил (они в эту пору – самая хорошая наживка на язя), забросил. Немножко пошевелил удилищем… Нет, никто моей наживкой не интересуется. Повел насадку по дну, чуть поддергивая. И только приподнял слегка, как кто-то резко так – цап! Сразу ясно стало – щуренок! И точно, он самый! Червя глубоко заглотал, видать, голодный. Пошел дальше, к следующим канавам.
Их тут в свое время мелиораторы много нарыли. На следующей, почти под ветками тальника, которым заросла канава, поймал подъязка, на взгляд граммов на семьсот! Это уже совсем неплохо! А после подъязка ещё и пару окушков, примерно по ладошке. На уху как раз хороши вместе со щуренком.
К ручейку подошёл. Летом-то он воробью по колено, а сейчас надумаешься, где и перейти! Пока оборванную удочку ремонтировал, червей ненароком просыпал. Осталось на счет штук пять. Досадно, но кто же виноват? Остались этакие тощенькие да вялые. Насадил сразу почти всех. Все равно времени-то немного осталось ловить, того и гляди, Олег сигналить начнет. Ладно, думаю, стравлю последнюю наживку, да и назад пора. И тут, как на смех, словно на прощанье, такая поклевка! Язь, настоящий язь! Удочка моя – в дугу! Подтянул я моего язя, а взять-то его и нечем.
Подсак я никогда не беру, а пальцами его не ухватить, слишком толстый! Слава Богу, захватил я с собой свой зимний багорик, из спицы от зонтика. Подхватил я язя под толстую нижнюю губу и подальше на берег оттащил. Вот он – язь! Не подьязок какой, а настоящий язише! Никак бы не подумал, что такой в этот ручьишко грязный зайдет! А он, видно, зашёл в корнях тальника покопаться. Случайность, но вышла случайность закономерная!
И тут у меня в кармане мобильник загудел. Голос Олега слышу.
– Ну, ты чего там? Я тебя дожидаюсь. Дойдешь или встретить?
– Добро! – говорю, – дойду, не беспокойся! С велосипедом-то ничего, на него и опереться можно.
Вот так моя очередная рыбалка по мокрым берегам закончилась. Клюёт язёк в эту пору, совсем неплохо клюет.
Ну, а если кого-то из рыболовов заинтересует моя ловля “ходовой донкой”, так я из этого секрета не делаю – ловля простая. Удочка обычная, длиной три с половинойчетыре метра, хорошего качества, ведь нагрузки на удилище большие бывают. Вместо концевого “тюльпанчика” длинный и яркоокрашенный “кивок”. Катушка – мультипликатор, она более удобна в этой ловле. Леса – по вашему усмотрению, но прочная и не очень грубая. Цвет ее не имеет особого значения. А вот цвет поводков (сменных) лучше по сезону подбирать самому. Только избегайте яркоокрашенных поводков. Крючки – по вашему выбору, но с учетом того, какую рыбу собираетесь ловить, и какие насадки или наживки использовать.
В заключение скажу, что многое тут будет зависеть от вашего умения “играть” наживкой или насадкой. Ловля ходовой донкой успешна именно благодаря тому, что насадка не просто лежит на дне, а почти постоянно в движении. Такая донка удобна ещё и тем, что ей можно ловить в местах даже сильно закоряженных, недоступных для обычных донных снастей. А рыба по весне, особенно крупная, предпочитает кормиться именно в таких местах.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(358), 2017 г.