Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > За северным гольцом

За северным гольцом

Владимир Римов, Тульская обл.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 7(117), 2007 г.


р117-12-1.jpg

Вот и март на дворе. Закончилась полярная ночь. Дни стали длиннее. Солнце все выше поднимается над горизонтом, и значит, уже можно выползти на лед и посидеть полных восемь-десять часов, дергая из лунки рыбку.

В это время объектом "охоты" у Тиксинских рыбаков-любителей является арктический голец. Он населяет самые различные водоемы и образует множество форм: проходных, озерно-проходных и озерных.

В море, в основном, попадается проходной голец массой до 15 кг. И длиной около метра. Этот трофей достается рыбакам, которые промышляют сетями. На любительские снасти, такие, как блесна или жерлица, он не попадается. Но это - в море. Есть недалеко от поселка пара лагун, довольно обширных, в которые проходной голец заходит во время штормов или в весенние разливы. Вот там он не редкость. Иногда рыбакам попадались такие экземпляры, что не протаскивались в лунку.

Наряду с проходным гольцом в ближайших водоемах обитают и две другие его формы: озерно-речная и озерная. Озерно-речные гольцы мельче проходных (45-50 см) и имеют некоторые отличия. Так сказать, отличаются рядом морфологических признаков. Бывает, что рыбаки, поймав двух, совершенно разных гольцов, спорят до хрипоты, приписывая, каждый своего, к тому или иному виду рыб. Иногда в руках у одного оказывается чуть ли не лосось. Что, конечно же, неправда.

Но есть подозрение, что в водоемы, которые сообщаются с морем (а это происходит только в летний период, когда талые воды переполняют природную нишу и устремляются в океан) попадает ленок. Рыбка эта не редкость в реке Лена. А так как поселок Тикси расположен у ее дельты, то, может  быть, ленок и забирается так далеко на север, доводя до инфаркта тамошних рыбаков.

В летний период, например, когда вода у морских берегов опресняется из-за массового таяния снега, в сети частенько попадается речная рыба (омуль, муксун, нельма, ряпушка). Бывали случаи, когда далеко в море какой-нибудь рыбачок, вытащив сеть с глубины двадцать метров, соберет свой улов, а потом чешет себе затылок, не понимая, как это к нему попалась пара-тройка речных окуней. Что тогда говорить о ленке, когда окунь и тот бродит там, где ему бродить не положено. Может быть - но под большим вопросом.

И все же о гольце. Так вот, в водоемах, что время от времени сообщаются с морем, водится озерно-речная его форма. Максимальный вес этих гольцов не превышает 5 кг, а размер 45-50 см. У местных рыбаков, однако, есть предположение, что это все-таки молодь основного вида. Так как озера и лагуны не замкнуты и время от времени из них появляется выход, то молодняк здесь просто нагуливается, и, лишь достигнув определенного возраста, скатывается в Ледовитый океан. Чего нельзя сказать об озерных гольцах.

Эта форма обитает в "глухих", то есть ограниченных водных пространствах и отличается не только от основного вида рядом признаков, но и между собой. Голец, пойманный в одном озере, совсем не похож на другого, выловленного в водоеме, расположенном буквально в пяти километрах от первого. Скорее всего, причиною такого различия является среда обитания рыбы. Например, в Ладожском и Онежском озерах водятся две формы палии (разновидность гольца): лудожная (красная) и кряжевая (серая). Первая - темнее и держится на меньшей глубине, а вот вторая - светлее и живет на глубине.

Заполярные озерные гольцы достигают в весе 2 кг и длиною бывают до 35 см. Но это очень редко. На снасти обычно "садится" рыба размером около 20 см и весом в 500 г. Последнее не является причиною, чтобы ее не ловить. Наоборот, приятней посидеть на озере с удочкой, чем идти в море и пытать удачу там. В небольшом водоеме есть шанс поймать добычу, а на широких просторах он невелик. Вот поэтому у местных рыбаков все гольцовые озера наперечет. И как только появляется возможность порыбачить, так сразу к одному из них трогается колонна из вездеходов и снегоходов.

Зимняя рыбалка на Севере - это очень трудное занятие. Во-первых, лед. Толщина его в пресных водоемах колеблется от двух до двух с половиной метров. А буры с такой длинной ручкой никто не выпускает. Вот и мучается северный мужик, прилаживая к обыкновенному буру всякие вставки да насадки. С таким длинным орудием не побегаешь за рыбой. Чтобы просверлить одну лунку требуется время. А если десяток? Но в основном хватает двух-трех.

Во-вторых, северный климат. Март мартом, а морозы по-прежнему нередко доходят до 30 градусов и с завидным постоянством дуют сильные ветры. Чтобы спастись от лютого холода, требуется палатка. Желательно - брезентовая, с двойным покрытием. Она ставится на готовые лунки и обсыпается снегом по периметру (чтобы ветер не задувал). Внутри зажигается паяльная лампа и набирается полное ведро воды.

Теперь, в-третьих, самое главное. Так как слой льда большой и температура в нем отрицательная (с той лишь разницей, что у самой воды она чуть выше, нежели на поверхности), то лунку начинает затягивать не как обычно в средних широтах, сверху, а по всей высоте столба. Лед буквально нарастает, уменьшая диаметр отверстия. И это происходит с катастрофической скоростью. За какой-то час лунка уменьшается вдвое. Вот для этого и нужен кипяток. "Ахнешь" ведро воды в одну, а из другой тут же набираешь следующее. И так - по очереди.

Голец - это хищник. Ловить его можно так же, как и щуку. То есть на блесны (обязательно с насадкой) и на жерлицы-поставушки. Взрослая рыба совсем не прочь закусить собственной молодью. А мелкая даже при обильном корме (в основе своей - мормыш, северные озера буквально кишат этим рачком) всегда "пробует на зуб" железку. Для мелкой рыбы блесна берется соответственно маленькая, такая же, что и на окуня. Свинцовая или медная. В качестве насадки применяется печень различных животных и рыб.

Техника ловли простая. Это может быть и "игра" блесною во всей толще воды, начиная от самого дна и заканчивая прямо подо льдом, а также в отвес. Остальное зависит от удачи и выбранного места. Но есть несколько наблюдений, о которых следует рассказать. Может, кому и пригодится.

После очередной рыбалки мы собрались у машин и стали хвалиться уловом. У всех практически он был одинаковым, а вот у одного - вдвое больше. На вопрос, как ему это удалось, он лишь ухмылялся и отвечал, что это секрет. Долго мы его упрашивали поделиться с "неучами" своим мастерством, а он ни в какую. Но мы же настырные. Наконец он сдался. Нехотя полез в ящик и достал блесенку. Обычная железка на первый взгляд, ничего примечательного. Такая же, как у всех. Это с одной стороны. А вот с другой, этот "Кулибин" умудрился приклеить тонкую полоску фосфорицирующего материала (вырвал из какой-то электронной аппаратуры).

Чем привлекла рыбу эта приманка? Своим светом в темных глубинах озера? Наверняка да. Так как что-то похожее появилось у многих из моих знакомых. Блесенки работали просто изумительно. Есть о чем задуматься. Возможно применение подобной снасти и в других регионах страны. Думаю, что результат будет неплохим. Проблема лишь в том, что именно применить. Фосфорицирующая краска для такого случая не подойдет. У нее накопительная способность слабая. Свечение пропадает уже через несколько минут. Но за неимением другого можно воспользоваться и ею.

Однажды нас занесло на самую дальнюю из известных гольцовых лагун. В тот день на озере вместе с нами рыбачила группа коренных жителей Севера. Из-за малочисленности северных народов им законом разрешалось рыбачить и охотиться всеми способами (включая браконьерский). Они и пользовались. Рыбу ловили в основном сетями. Удочек не любили и пользовались ими редко. Мы собственно и не видели их за этим занятием. А тут такая удача: "местные" и при лунках. Грандиозное событие. Нас они очень заинтересовали. Ведь поучиться у других рыбку половить никогда не поздно.

Быстро разгрузившись и разбив лагерь, мы пошли знакомиться. Уже по дороге через лагуну заслышали рев работающих бензопил. Мужики готовили майны. "Значит все-таки сети", - расстроился я. А может, нет? Надо посмотреть. Приняли нас радушно. Угостили строганиной из свежей рыбы. Мы тоже поднесли подарок - пару бутылок "огненной воды". Разговорились. Оказалось, что они действительно ловят удочками и на блесны. А майну рубят лишь для того, чтобы вытащить попавшуюся рыбу. Экземпляр оказался настолько велик, что застрял где-то посредине лунки. Вот и пришлось им лунку эту опиливать. Занятие, скажу вам, очень хлопотное. Из-за большой толщины льда рубка майны ведется по кругу отверстия. Причем лед, ограничивающий лунку размером 5-10 см, оставляется.

Так вот, потихоньку, шаг за шагом, вырезается столб, заполненный водой. И не дай бог, если вода прорвется в еще неготовую нишу. Тогда вся работа насмарку. Действовать нужно аккуратно и точно, желательно с "нормальным" инструментом. Пешня и ледоруб для такого дела не подойдут, так как они колют лед. А вот бензопила - то, что надо. Когда добираются до рыбы, столб пониже ее подрезают. Вода, заполнив всю майну, вытолкнет его вместе с пойманным трофеем. Дальше остается лишь рыбу достать, что делается буквально за несколько секунд. Ледяной столб разбивается ледорубом - и вот с таким трудом пойманная красавица в руках.

Весь этот процесс мы смотреть не стали. Нам хватило лишь глянуть в лунку, как рыбацкий азарт захватил нас полностью от ушей до пяток. С тоской я стал поглядывать на свой лагерь. Но так сразу не уйдешь. Посидели еще немного, поговорили.

Нас больше всего интересовал сам процесс ловли и на что. Добродушные хозяева ничего скрывать не стали. Вот мол, смотри. Палка, леска (толщиной 1мм) и блесна. Все просто, казалось бы. Но вот блесна была просто гигантская. Обычная летняя медная блесна, старого литья. Еще мой дед с такой на щуку ходил. А тут гляди-ка! Но одной этой блесной конструкция не заканчивалась. К большой вместо тройника крепилась маленькая (которой мы ловим), а вот к маленькой цеплялся тройник от большой. На тройник надевался кусок печенки - и вперед. Чудовищное нагромождение. Но оно работало! Да и как! На наш вопрос, чего еще поймали, мужички выволокли мешок. Два десятка гольцов, каждый под десять килограммов, просто убили нас.

Все, хватит бродить, решили мы, скорей, скорей к своему лагерю. Рыбачить и только рыбачить. Но нам тогда не повезло. Нет, рыбы мы наловили. Трех- и четырехкилограммовые гольцы "садились" на жерлицы. Но вот в "десятку" никто из наших не попал.

Приехав домой, я обошел всех своих знакомых и нашел все-таки огромную медную блесну. А на следующие выходные с готовой конструкцией отправился на рыбалку.

На этот раз мы поехали на озеро, что располагалось на Быковской губе. Водоем с глубиной до 35 м. Вот на нем я и опробовал свою снасть. Удочку пришлось отбросить сразу (мягкая основа "балалайки" просто не выдерживала такой массы) и вести игру приманкой, держа леску в руке. Ну не верилось мне, что на такое "нагромождение" может клюнуть чего-нибудь стоящее. А вот поди ж ты! Клюнуло. Шестикилограммовое чудо через некоторое время оказалось у меня в руках. Счастью моему не было предела.

Потом попалось еще три рыбки, по 4 кг каждая. Вот и весь мой улов за тот день. Но и этого было достаточно. Снасть работала, а это самое главное. Впоследствии еще не раз она меня выручала. Были трофеи и побольше, но того, первого "красавца", я никогда не забуду.

Владимир Римов, Тульская обл.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 7(117), 2007 г.