За плотвой на озеро Цаца
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Мы опять не угадали с погодой!.. Впрочем, надеяться на то, что в конце января погода будет благоприятствовать удачной рыбалке, вообще наивно. Тем более, если речь идёт об озере Цаца: на открытой многокилометровой глади этого водоёма, протянувшегося среди степных просторов на границе Волгоградской области и Калмыкии, даже слабый ветер быстро разгоняется до такой степени, что буквально сбивает с ног.
С уникальным водным памятником природы – степным озером Цаца – мы с Настей познакомились в мае прошлого года и тогда же рассказали рыболовам об этом удивительном и перспективном в плане рыбалки водоёме (см. статью “Так вот ты какая, Цаца!” в “РКГ” №10/2016). Той весной мы посетили Цацу два раза с перерывом в две недели, и в обоих случаях улов на поплавочные удочки нас очень порадовал как своим общим весом, так и разнообразием рыб: ловилась уклейка, краснопёрка, густера, окуни, попадались ленивые караси до полукилограмма. Но самой приятной частью улова стали упитанные плотвицы, которые хватали сладкое зерно консервированной кукурузы, подброшенное к кустику камыша, которым так богат периметр озера.
Весной плотва ловилась вся как на подбор: тяжёленькие серебристые слитки больше ладони длиной удивляли нас бледностью плавников и желтоватой радужной оболочкой глаз, вообще не свойственной плотве, которую повсеместно за характерный “глазной” окрас величают “красноглазкой”. Но, видимо, такую блёклую расцветку имеет плотва, обитающая в мутноватой стоячей воде степных озёр и больших прудов. Напротив, её сестрица, “квартирующая” в пойменных озёрах и волжских затонах, где вода всегда чище и прозрачнее, окрашена очень ярко и броско: с отливающими фиолетовыми спиной и боками, бурыми “кровяными” плавниками и колдовским глазом, окантованным оранжевой оболочкой с красным пятнышком.
Впрочем, нам важен был не окрас, а именно размер плотвы, и ещё весной мы загадали, что обязательно приедем в Цацу на зимнюю рыбалку. Пока что это намерение мы исполнили два раза, и обе эти вылазки за плотвой получились совершенно непохожими друг на друга.
Плотва наряду с окунем является самой частой добычей зимних удильщиков. Но если с окунем в пойменных озёрах и затонах Волги ситуация ещё более-менее, то вот с плотвой в последнее время картина гораздо хуже. Лет десять назад в большинстве пойменных озёр можно было без труда наловить красноглазки, причём это были не дежурные “лаврушки”, годные только на живца или на радость котам, а вполне достойные экземпляры, которых хоть в засолку, хоть на сковородку! Но потом сразу несколько вёсен подряд пойма не получила достаточной подпитки, многие озёра полностью пересохли, а остальные обезрыбели настолько, что прежде всегда и везде доступная рыболовам плотва вдруг стала “дефицитной” рыбой. Сейчас в озёрах плотва попадается, но рыбёшки настолько мелкие, а поклёвки редкие, что без слёз рыбачить просто нельзя…
Несколько лет назад хорошо половить плотву со льда можно было в волжских затонах рядом с нашим и соседним посёлком. Тогда в середине зимы в Волге резко повышался уровень воды, которая шла в затоны, приподнимала лёд и осложняла выход на него. Вместе с водой заходила в затоны и рыба – в основном плотва и густера. Рыбаки клали спиленные ветки и доски, чтобы войти на лёд, и к вечеру никто не возвращался к берегу без красноглазого улова в несколько килограммов.
В последние несколько зим плотва плавает где-то, старательно обходя стороной снасти рыболовов-любителей, и мало кто может похвастаться успешной ловлей этой многочисленной некогда рыбы. В поисках плотвы мы даже несколько раз съездили на Цимлянское водохранилище, только дальняя дорога не оправдывала себя, ведь найти плотву на огромных водных просторах рукотворного моря, имея в запасе всего один день рыбалки, было невыполнимой задачей.
И вот – озеро Цаца, конец января. Утро морозное и ветреное, давление со вчерашнего дня резко скакнуло вверх. Всё говорило о том, что плотва в такую погоду будет капризничать. Но мы с Настей упорно ставили палатки, борясь с ветром и готовясь к ловле.
Задача закрепить два матерчатых рыбацких домика на гладком цацинском льду оказалась совсем не простой: палатки трепало ветром и вырывало из рук, а винтовые крепления всё никак не хотели вгрызаться в лёд. Красное и холодное январское солнце уже поднялось над поникшими желтоватыми метёлками камыша, когда два камуфлированных купола были надёжно пришпилены ко льду, и мы с Настей, заняв каждый свою “квартиру”, прикармливали лунки и разматывали удочки.
Остервенелый ветер трепал и пригибал стенки палатки, но внутри было довольно тепло и комфортно, хотя лунки немного подёргивались тонкой корочкой льда. Уже полчаса я играю лавсановым кивком, задавая ему частые равномерные колебания и боковым зрением поглядывая на две других настороженных удочки. В ходу сегодня три вида лакомства: мотыль, опарыш и манное тесто. Но, как не разнообразен был плотвиный стол, только одна рыбёшка размером с ладонь скрасила в палатке моё одиночество, соблазнившись скромным катышем манки. У Насти дела не намного лучше: на мотыля и манку супруга сумела вымучить несколько рыбёшек.
В этом томительном бесклёвье нам вспоминался предыдущий визит на Цацу, который состоялся по первому льду в самом начале декабря. Тот воскресный день был слегка морозный, пасмурный, но очень ветреный, и мы с трудом передвигали ноги по абсолютно гладкой и бесснежной поверхности озера. Найдя небольшую защиту за камышовым мысом, мы наугад пробурили лунки в десяти метрах от тростниковой стены, разболтали в них по комочку заранее увлажнённой прикормки и размотали удочки, надев на крючки миниатюрных мормышек рубиновые личинки мотыля.
Едва моя мормышка коснулась дна, кивок тут же приподнялся, указывая верную поклёвку. Глубина была меньше двух метров, и я быстро выбросил на гладкий лёд первую плотвичку. И у меня, и у Насти рыбалка пошла в бешено-пулемётном темпе: поклёвки следовали сразу же после опускания мормышки ко дну, правда, плотва ловилась не очень крупная – спортивно-фестивального размера. Однако активный клёв не мог не радовать, и мы наслаждались азартной рыбалкой, позабыв про ураганный ветер.
“Пулемётный клёв” продолжался недолго – часам к десяти плотва заметно сбавила свою активность, а ветер раздулся до такой степени, что не позволял замечать даже резкие и уверенные поклёвки цацинской красноглазки. Мы с Настей сместились вплотную к камышу, схоронившись за его надёжной стеной.
Глубина здесь была точно такой же, как и на удалении от камыша, и плотва продолжала ловиться, правда, в гораздо более размеренном темпе, чем с утра. Ближе к обеду мимо нас прошагали три рыболова, один из которых нёс полупрозрачный пакет с отборными полукилограммовыми карасями. Не далее чем полтора часа назад эти рыбаки прошли к месту своей рыбалки, а сейчас возвращались с таким уловом, на фоне которого наши плотвички как-то резко померкли.
Я не поленился сходить и осмотреть их место лова, которое располагалось в паре сотен метров от нас, и сразу раскрыл секрет карасиного улова. Рядом с несколькими “дежурными” лунками лежала опорожнённая бутылка водки, а неподалёку местные браконьеры тянули свои сети. Не мудрствуя лукаво и не размениваясь на ловлю плотвы, те рыболовы просто купили свежевыловленных сетью карасей, и с гордым видом несли их через всё озеро.
Что ж, у каждого своя рыбалка! А мы в тот раз окончили рыбалку в третьем часу пополудни, наловив на двоих около шести килограммов плотвы, и после этого на время потеряли интерес к ловле красноглазки.
Январский визит на озеро оказался прямой противоположностью той декабрьской рыбалки. Уже второй час я играю удочкой, но наблюдаю лишь полное отсутствие рыбьего интереса ко всем моим действиям. К первой выловленной плотвичке добавились ещё две одноразмерные сестрицы. Переговариваясь с Настей, узнаю, что и у жены дела идут плохо, хотя у неё в улове в два раза больше рыбёшек. Самое обидное, что при таком ветре, который бушует за стенками наших палаток, нельзя даже отправиться в свободный поиск. Вздохнув, решаем собираться домой, даже не дождавшись полудня, и имея в улове всего девять плотвиц на двоих.
Вот такими разными оказались две зимние рыбалки на озере Цаца, но мы надеемся, что нам всё же удастся наладить отношения с местной плотвой, если дождёмся благоприятной погоды. Пусть она будет хотя бы оттепельной и с умеренным атмосферным давлением, потому что безветрия на ледовых просторах Цацы просто не бывает.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(353), 2017 г.