За красноперкой
Александр Ханжин, г. Казань
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(75), 2005 г.
Перевалив Каму у города Чистополя, через сорок минут "ОМ" резво причалил к дебаркадеру "Красный яр". Юрий ждал меня - подхватив увесистый мешок, крякнул удовлетворенно:
- Ага, лодку привез! Хорошо! Значит, завтра рано утром поплывем на речку Сабуровку. Только в жару рыба привередничает, почти не клюет ни на червя, ни на опарыша. Есть рыбацкая поговорка: "Июль - на рыбу плюнь!". Так вот, сейчас рыбаки голову ломают на что ловить?
- Может на кузнечика, - предлагаю неуверенно, - на муху или слепня.
- А что, это идея! Надо попробовать.
Шагая по тропке, Юрий без устали взмахивал веткой, сбивая на землю оводов и слепней. Пожаловался недоуменно:
- И чего они ко мне пристали? Вон сколько их вьется вокруг. Около тебя же ни одного не видно.
Смеюсь:
- Да на тебе рубашка желтая, пятнистая. Насекомые думают, что шагает нагруженная лошадка... А-а, понятно, почему они тебя преследуют! В рюкзаке, который несешь, лежит малина. Вот они и слетелись к лакомству со всей округи, обоняние у них поразительное.
Еще по дороге на дачу без особого труда "заточили" в коробку с полсотни оводов и слепней. К вечеру еще запаслись вареным картофелем и ароматной насадкой-тестом (способ приготовления: берется круто сваренный картофель, свежий хлеб и подсолнечное масло - все это тщательно перемешивается).
...Встали затемно. Погрузились в резиновую лодку и поплыли по течению Камы навстречу далеким мерцающим огням города.
Занимался рассвет. Красный диск солнца выкатился из-за ближнего леска, скользнул на спокойно дышащую Каму и раздробился на мелкие блестки в ленивой набегающей волне.
Свернули вправо в Сабуровку. До чего же красива эта речка! Вода, как зеркало. Берега обрамлены зеленой оправой деревьев и зарослями камыша.
Тишина вокруг такая, что слышно как угрожающе звенят над головой мучители-комары.
- Приехали! - вполголоса проговорил Юрий и осторожно опустил за бортгруз-якорь. Спешно подготовили удочки, бросили в воду приваду - несколько пригоршень вареной перловки.
Тянулись драгоценные минуты утренней зорьки. Наши поплавки не шевелились, рыба не клевала. Невесело переглянувшись, хотели было сменить место...
За спиной в прибрежных зарослях послышался звонкий удар. Вздрогнув от неожиданности, мы обернулись. Что это? Безветрие полное, а тростинки возле берега подрагивали, шелестели, словно их снизу кто-то дергал. "Чм-чм-ммм, цц-ц!" - будто свинушки чмокают в луже.
Юрий спросил вполголоса:
- Как ты думаешь, это рыба? Может, ондатра гуляет?
- Сейчас посмотрим, кто там возится, - шепчу, - насаживай скорее слепня на крючок. Поплавок поставь на полуметровую глубину. Забрасывай. Да, да, прямо в оконца между камышинками.
Изловчился Юрий, приманку забросил удачно. И только поплавок коснулся воды, тут же стремительно пошел вбок. Вот он, волнующий миг поклевки!
Подсечка! Рыба вывернулась наверх и, сдерживаемая гибким удилищем, зарыскала из стороны в сторону. Никак не хотела подходить к лодке, норовила спрятаться в зарослях.
- Ай-яй! - восторженно вскрикнул Юрий. - Где сачок? Давай сачок!
- Счас, погоди, - бормочу в ответ. Трясущимися от волнения руками тяну подсачек из-за спины. Достал. Торопливо сунул его в воду - красноперый красавец, широко разинув рот, ворочался у борта - подвел впопыхав к рыбе, но не со стороны головы, а со стороны хвоста... Красноперка в панике рванулась под лодку.
- Пи-у, бум-мм! - пискнула леска.
На мгновенье мы оба опешили, застыли в нелепых позах. Очнувшись, я старательно, пряча глаза, принялся водить сачком под лодкой. Юрий обернулся, побелевшими губами выдохнул:
- 0-ох! Уш-ла! Явно была под килограмм... Хм! Чего под лодкой шаришь-то. Она с испугу уже до Чистополя добежала.
Отвернулся и отчеканил беспощадно:
- Рас-тя-па! Тебе рыбу только со сковороды вилкой ловить... Такой экземпляр упустили!
Но вскоре наше настроение улучшилось, когда увесистые красноперки и сорожки завозились в нашем садке. Поднялся ветерок, погнал волнистую рябь к берегу. Клев улучшился, причем ловить мы стали на открытой воде и "наоборот" - отошли от берега метров на десять, встали на якорь и, сев лицом к берегу, стали забрасывать удочки к кромке зарослей.
В то утро крупная рыба отменно клевала на тесто, вареный картофель и насекомых.
Александр Ханжин, г. Казань
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(75), 2005 г.