Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Язь в розыске

Язь в розыске

39-86-1-водный.jpgМикола Зухарь

Я отношусь к спиннингистам той категории, которым нравится ловить этим способом любую рыбу. Но все-таки, положа руку на сердце, последнее время поклевки щуки, вездесущего окуня и даже судака стали меркнуть перед возможностью поохотиться за так называемой “белой хищной тройкой” Средней полосы. Я имею в виду голавля, жереха и язя. О поиске стоянок последнего и пойдет речь ниже.

Сужаем круг поиска


Язевая популяция в наших краях к радости рыболовов­-любителй еще достаточно многочисленна. Хотя особо крупные экземпляры встречаются все реже и реже. Попадается “увалень” и в водохранилищах, и в различных многочисленных озерах, и в сравнительно больших реках. Но наибольший интерес для меня представляет охота за язем в речках маленьких, ширина которых редко превышает семьдесят метров. Многие реки в зависимости от уклона рельефа имеет выраженное течение. Река, где с большей вероятностью я могу рассчитывать на язевую поклевку, – это река с твердым дном  (лучше с мелким галечником) и остатками на дне сплавного леса. А разрастающаяся к середине лета подводная растительность создает дополнительные укрытия для рыбы и увеличивает кормовую базу.

Яма после переката

39-86-2-водный.jpgНа мой взгляд, одним из самых уловистых мест, где с большой вероятностью можно рассчитывать на поклевку язя на маленькой речке, может быть яма после стремительного и бойкого переката, вымытая постоянным водным потоком. Течение здесь замедляется, основная струя делится на многочисленные “рукава”, появляются небольшие водовороты и разнонаправленные потоки течения. Глубина ямы, как правило, резко отличается от глубины переката в несколько раз. Если в яме на дне расположены крупные валуны или, что чаще, бревна и коряги, язь находит в них прекрасное укрытие и держится там все лето. В таких местах мне удавалось ловить “увальня” спиннингом как в июне, так и в первой половине сентября. Основная приманка – вращающаяся блесна: с опушкой на тройнике или без нее. Ближе к осеннему похолоданию я предпочитаю не мельчить с размером приманки. Вполне подходила даже Mepps Aglia №3 с металлическим блеском (серебро, медь, латунь). А блесну Аglia Long №2 с серебристым лепестком я вообще считаю одной из самых универсальных для любого хищника наших вод.

Конечно, язь, особенно крупный, может отозваться и на диповый крэнк, если его проводить как можно глубже, медленно, с остановками и чирканьем лопатой приманки по дну. Но потери на глухих зацепах столь велики, что я редко иду на малооправданный риск. Потеря “вертушки” переносится гораздо легче.

39-86-3.jpgПроводка блесны в яме за перекатом может быть в любом направлении, особенно если в яме выражено обратное течение. Начинать облов также можно с любого места: подхожу ли я к яме, спускаясь вниз, или, наоборот, поднимаясь по берегу вверх по течению. У многих рыболовов появляются “свои” проверенные уловистые местечки, которые они начинают посещать постоянно. Я тоже имею набор таких проверенных мест. Но стремление к новым впечатлениям часто гонит меня “подальше в лес” на  поиски рыболовных приключений. В неизвестном районе, выбрав перспективную яму за перекатом (впрочем, как и любой другой глубокий участок реки), стараюсь воздержаться от быстрых забросов проверенных приманок, а пытаюсь сделать разведку более ценной. На мой взгляд, очень хорош способ, который я подсмотрел у мастеров доночной ловли. Это использование перед ловлей “маркера”. Я забрасываю на цветной плетеной леске грузик (“чебурашку” или “грушу” с вертлюгом) и с помощью чуткого спиннингового удилища исследую дно ямы, ее рельеф и возможные скрытые подводные препятствия. Мне кажется, возможность распугать таящихся в яме язей такой безобидной снастью не столь значительна. Особенно, если не слишком рьяно проявлять исследовательское рвение и делать паузы между немногочисленными забросами. Как и во многих других местах, в яме стараюсь проводить приманку с наименьшей скоростью, придавая игре по возможности разнообразие.

Плес

39-86-4.jpgКак правило, течение на плесе почти полностью отсутствует или столь слабо выражено, что это никак не сказывается на проводке любой приманки. Если плес чистый, без водной растительности, я стараюсь искать язя вдоль береговых свалов, под свисающими над водой ветками прибрежных кустов орешника, ивняка или ольшаника. На тихом плесе легче маневрировать приманками, и предоставляется много свободы для рыболовного творчества. То есть дополняю подачу проверенных “вертушек” небольшими колеблющимися блеснами и воблера-ми­крэнками. В тени свисающих ветвей язь смелее поднимается на поверхность. Но, как мне кажется, наиболее вольготно и уверенно чувствует себя “речной толстяк” в наших краях на плесах, заросших различной водной растительностью. Нередко в таких местах может повезти с поклевкой язя рыболову, который вовсе и не стремился поймать именно его! Своего первого язя я тоже когда-­то поймал случайно, охотясь за щучкой, когда удалось провести вертушку без налипания на крючки травы на очень медленной проводке в окне между широких листьев желтой кубышки. Теперь, время от времени, я облавливаю и заросшие плесы. Основной прием – чередование равномерной медленной проводки с ускорениями и мгновенными остановками. При этом я стараюсь обойти приманкой стебли лилий. Для этого маневрирую удилищем.

Надо признать, занятие это сложное и не всегда благодарное. Крючок часто находит, за что зацепиться. Конечно, в таком случае кажется отличным решением применение различных “незацепляек”. Но у меня не получается успешно на них ловить. На “назацепляйки”, к сожалению, часто не зацепляется и рыба. Я как-­то экспериментировал с вращающимися блеснами вообще без тройника. И добивался поклевок. Только вот сказать, кто именно хватал “безобидную” приманку, я затрудняюсь. 39-86-5.jpgОдним из наиболее успешных решений при ловле в откровенно заросших местах считаю для себя использование на блесне одинарного крючка с опушкой.

Охотясь на заросших плесах, я взял за правило проводить приманку до самого конца с одинаково пристальным вниманием. Очень часто язь неожиданно выскакивает из травы у  ног или уже у самого борта лодки. Осмелюсь предположить, что все это время он скрытно сопровождал блесну, никак не выдавая свое присутствие. Когда мы заканчиваем обычную равномерную проводку, невольно замедляем выбранный ритм. Изменяется и угол лески. Мне кажется, что именно эти изменения и провоцируют рыбу на поклевку.

Кстати, ловля на тихих заросших плесах малых рек сродни ловле на озере или даже на просторах Рыбинки, где обширные мелководные поливы часто имеют к концу лета заросшие участки. На крупных водоемах, как правило, поимка мной язя носит в большей степени случайный характер и связана с язевыми стайными перемещениями. Облавливая в середине лета обширные заросшие отмели, где глубина редко превышает два метра, нет-­нет, да и получаю неожиданную поклевку бронзового крутобокого язя.

Второстепенные водяные струи на русле


39-86-6.jpgТечение на любой реке неравномерно. Как правило, есть основная – самая сильная – струя водяного потока и несколько “дополнительных”, не столь выраженных. Я заметил, что язь на течении почти никогда не стоит на основной струе, а вот дополнительные, где течение замедляется, его очень привлекают. Мне ни разу не удавалось получить язевую поклевку на самой сильной струе водяного потока. Это можно отнести и к рыбалке на перекате. Видимо, язь умышленно избегает сильного течения. Определив, где проходит основная струя, начинаю облавливать дополнительные. Заброс, как правило, перпендикулярно течению, работа приманки – на снос. Катушку стараюсь крутить равномерно, а игру приманки корректирую удилищем. Если позволяет течение или приманка начинает пересекать основную струю, перестаю крутить катушку и, поднимая и опуская удилище, жду, когда “вертушка” (а именно их чаще всего я использую при язевой ловле) пройдет, увлекаемая потоком, всю ширину русла.

Очень часто случается хватка, когда блесна какое­-то время успевает удержаться на одном месте на слабой дополнительной струе. Несколько раз я, спрятавшись за широким стволом прибрежной березы, наблюдал в поляризационных очках язевый выход за блесной в таком месте. Пока блесна движется против течения, равномерно вращаясь, язь сопровождает ее. Я останавливал подмотку и слегка подергивал вверх кончик удилища. Блесна, сбившись с равномерного ритма, как бы спотыкалась на месте, и тут же следовала молниеносная хватка. Мне удавалось видеть сравнительно некрупные экземпляры, до 600 г. “Толстяки” за килограмм вели себя более осторожно и не подпускали на такое расстояние, чтобы их можно было видеть. Но, полагаю, такой прием игры приманки эффективен и для более крупных особей, что я сам себе неоднократно доказывал. Именно на течении второстепенных струй я часто применяю вращающиеся блесны с подгруженным сердечником, такие как Panter Martin, Myran, Silver Creek, Blue Fox и др. Иногда приятели одаривают и самодельными блеснами со свинцовым сердечником, которые ничуть не хуже фирменных. Хотелось бы отметить, что при охоте за язем на течении мне пока еще ни разу не удалось получить язевую поклевку, проводя приманку методом up­stream. Хотя другие хищники, такие как хариус, голавль и, конечно же, щука и окунь периодически атакуют приманку, идущую по течению.

Заросшая “быстрая мель”
39-86-7.jpg

Иногда на реке встречаются длинные заросшие мелководные участки на равномерном, достаточно быстром течении. Длинные зеленые стебли полностью закрывают речное дно.

Глубина редко превышает метр. Хотя трудно назвать это перекатом. Скорее, это заросшая мелководная “труба”. Раньше я часто обходил такие места. Казалось, что делать язю в таком малопривлекательном мелком месте?

Но практика прошлого сезона, когда я в качестве эксперимента решил попробовать обловить такой участок вертушкой над травой в поисках хариуса, принесла несколько язевых поклевок. Как и подобает, язь стоял в стороне от основной струи на относительно спокойных участках. И если удавалось провести приманку без зацепов травы, можно было ожидать хватку. Теперь, если есть хотя бы узкий проход между зарослями, я обязательно проверяю такие подводные тропинки. Здесь проводка предельно проста – удерживать мелкую “вертушку” почти у поверхности и медленно подтягивать к себе.

Оказывается, язь зорко следит сквозь траву за проплывающими мимо привлекательными объектами.


Искусственные препятствия


Нередко даже на глухой лесной речке можно встретить остатки деятельности рук человеческих. Это могут быть деревянные сваи мостов, разрушенные стены мельничной плотины или прогнившие остатки дамбы.

39-86-8.jpgДостаточно часто в таких местах и глубина несколько больше, чем в основном русле. Я заметил, что язи любят держаться таких препятствий, и тоже не оставляю их без внимания. Нередко в таких местах можно рассчитывать на поклевку, особенно крупного экземпляра. Здесь целесообразно задержаться подольше и скрупулезно поиграть с цветом и размером приманки. Рыба может стоять у таких искусственных укрытий по всей водной толще.

Заключение

Перечисленные выше места, где вероятнее всего можно встретить язя, конечно, условны. И моя классификация этих мест явно неполная и нуждается в расширении.

По моему скромному мнению, тонкости отдельно взятого водоема и даже какого-­то его локального участка могут быть характерны лишь здесь и/или в данное время. Но чем опытнее рыболов, тем больше у него появляется собственных индивидуальных наблюдений, и расширяется круг результативного поиска замечательной рыбы – язя.