Январь - жаркая пора
Владимир Римов, Тульская обл.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №4(114), 2007 г.
В наше время человеку, желающему научиться "правильно" рыбку ловить, проще, чем когда-либо. Ну, казалось бы, и литературы достаточно, и магазинов полно, где любому могут подобрать снаряжение на его вкус, были бы деньги. Но вот на деле выходит не так, как хочется.
Толковой литературы днем с огнем не найдешь. Все, что имеют книжные магазины, - жалкая бутафория. Нет, книги, на первый взгляд, хорошие вроде бы, и с яркой обложкой, но вот внутри плохо отпечатанные, на дешевой бумаге, страницы с расплывчатыми рисунками. А текст, частенько, бесстыдно украденный у Сабанеева, который и жил-то в позапрошлом веке, и с современной ловлей просто физически не мог быть знаком. Леониду Павловичу особая благодарность от потомков.
В конце декабря друзья пригласили меня провести январские праздники на Ахтубе. На мой резонный вопрос, что сейчас там клюет и что из снастей с собой брать, я получил вполне уместный ответ. Мол, клюет все, что должно клевать зимой, а брать нужно и зимнее, и летнее снаряжение. С летним у меня проблем, казалось бы, не было, так как зима в этом году в гости к нам не спешила, и еще не закрылся кое-где летний сезон, а вот с зимним... Короче, пришлось идти в магазин.
Приветливый продавец, узнав, что я собираюсь на Ахтубу по-зимнему, в миг разложил на стекле полный ассортимент мормышек, блесен и балансиров. А так как сам не ахти какой рыбак (как я понял впоследствии), "втюхал" мне все яркое и расписное. Этим, так сказать, добром отдел по зимней рыбалке был забит до отказа. (Что-то мне кажется, что и тут китайцы позаботились). Выслушав хвалебную песнь снастям и поправив несколько прядей "лапши" на ушах, я кое-что прикупил и довольный отправился домой, собираться в дорогу.
Третье января. Приезд. (Вечер.) Ахтуба нас встретила льдом на русле (в конце декабря по ночам температура опускалась до -15Со, и река закрылась), правда, тонким, но затоны встали мертвым льдом, толщиной около 10 см. Хозяин ночлежки улыбнулся, когда мы вытаскивали из машины лодки и летние удочки, заметив, что это теперь ни к чему. Мол, река сейчас во льду, и даже если она вскроется, то все равно выйти на нее на резинках - полное самоубийство. Так как ледоход пойдет, лодочки ваши вспорет, как марлю нож, и крикнуть не успеете. Придется вам, дорогие мои, по затонам ходить, глядишь, что-нибудь и поймаете.
Четвертое января. Изучение местности. Оттепель. Температура воздуха +5Со. Кто бывал на Ахтубе только летом, никогда бы не поверил, что зимой там бывает так же, как и в Черноземье, - не проехать. Ну где, казалось бы, взяться грязи, когда кругом один песок. Ан нет, нашлась, да и какая. Наши машинки с передним приводом, недовольно урча, с горем пополам, но все-таки добрались до первого стоящего затона. (И потом благополучно вернулись. Но все же в последствии нам пришлось нанимать внедорожник.)
Местный люд на затоне жался по берегу и на мелкоте. К ним присели и мы. Клевал, в основном, окунек до 100 г, иногда попадалась плотвичка того же размера и веса. Мои товарищи, размотав снасти, принялись аккуратно, но с большим успехом, чем местные, выцеживать эту мелочь и отпускать обратно в лунки, ругаясь, мол, не для того столько верст промахали, чтобы ловить такую рыбу. Но они ребята опытные. Через некоторое время их от берега как ветром сдуло, а потом и вовсе унесло ближе к реке на глубину. Рыба у них пошла. Окунь стал попадаться крупнее - по 400-500 г, а там и плотва такая же подоспела.
Я же торопиться не стал. Решил сначала купленные мною снасти опробовать. У берега окунька крутилось много, и бросался он на все, что попадалось ему на глаза. Самое место для испытаний. Первыми пошли мормышки. Выяснилось, что на "капельки", "муравьи" и тому подобное рыба ловилась, но вяло. Бисер, белый и красный, увеличивал число поклевок. "Чертик", в купе с бисером, давал еще лучший результат. "Капелька" с мотылем "била" вообще без промаха - только опусти.
По цвету: рыба предпочитала более темные мормышки, чуть меньше - чисто свинцовые с серебряным отливом. На глубине крупный окунь брал мормышку только с мотылем. На "чертик" клевала одна мелочевка.
Блесна. "Расписные красавицы" отпали сразу. Ни на большие, ни на очень маленькие рыба не бралась. Всю эту "мишуру" лучше применять где-нибудь на море. Уж очень эти блесны похожи на морских обитателей коралловых рифов. Наш родной хищник отродясь не видел такой красоты. Что там творилось на глубине, когда я опускал эту "хохлому" в лунку, одному Богу известно. Но, догадываюсь, что удивлений было до кончиков хвостов. Такая же участь постигла меня и с балансирами радужных цветов.
Блесна, желтая, с красной головкой и тремя крючками, ощутила на себе лишь неуверенные ударчики и не более. Чисто желтые или желтоватые пробовались на вкус. А вот светлые, с серебристым отливом, брались сразу и уверенно. Что и говорить, малек в этой реке серебристый и более никакой.
Балансиры. Эта снасть работала похуже блесен. Рыба ловилась, в основном, на очень маленькие балансирчики, с расцветкой окуня. Серебристых тонов у меня не было, так что сказать про уловистость такого балансира ничего не могу.
Пятое января. Температура воздуха +3Со. Взяли с собой эхолот. По всему затону пробили глубины и определили фарватер, на котором затем пробурили несколько лунок и поставили пробники. Пробник представляет собой обычную удочку с грузилом и крючком, увешанным пучком мотылей. Прикормку пока не кидали. Один человек (им оказался я, так как был менее всех опытен в рыбалке) время от времени проверял то одну, то другую снасть. Таким образом к вечеру определили основное место наиболее частого клева рыбы и на ночь прикормили. На границе плесов выставили жерлицы.
Шестое января. Небольшое похолодание до -2Со. Поднялся западный ветер. Ни одна из жерлиц не сработала. Часть перенесли на глубину. Зато на прикормленном месте с утра начала брать приличная плотва - по 600-800 г. Жор рыбы продлился около часа и внезапно оборвался. К полудню клев возобновился, но не такой активный, как утром. Продлился около получаса и также внезапно пропал. Ближе к вечеру, когда стало смеркаться, плотва нас опять порадовала: клевала почти на любую приманку (имеется в виду мормышка) - как на играющую, так и просто лежащую на дне. Но обязательно с насадкой из мотыля или червя.
Седьмое января. Пошел снег. Температура воздуха около 0Со. Жерлицы так никто и не тронул. На блесну крупный окунь (от 500 г) шел стабильно, но только на глубине и в ямах. У плотвы наметился некоторый цикл. Утром и вечером шла хорошо, но вот в остальное время - лишь единичные случаи. Лишь к полудню - небольшой подъем в поклевках, и то короткий. Пробовали в других местах затона, но там оказалось еще хуже. Ничего не помогало хоть как-то "подозвать" рыбу. Ни прикормка, ни благовонные масла. Сделали вывод: у плотвы по фарватеру происходит утренний и вечерний ход. Только вот в каком направлении, так и не поняли. То ли утром выходит из затона, а вечером заходит обратно, то ли - наоборот. Но это не важно - свою рыбу мы в этот промежуток времени успевали наловить. На песчаных плесах, с глубиной 10 см, обнаружилась щучка и большие стаи (до 100 шт.) язя, весом около 1 кг. Выставили жерлицы на мелком дне.
Восьмое января. Солнце, оттепель до +5Со. Небольшой снег, выпавший за вчерашний день, растаял под лучами солнца. Дно сквозь толщу льда стало просматриваться лучше. Жерлица сработала одна (щуренок - выпустили). Пока ходили, проверяли жерлицы, распугали язей. Один язь забился под лед на самой мелкоте и лег на бок. Сколько он потом ни пытался выбраться, ничего у него не получилось. Пришлось вытаскивать бедолагу. Пробурили прямо над ним лунку и вытянули. Этот красавец потянул на 2 кг. Плотва клевала очень плохо. Окунь - стабильно.
Девятое января. Южный ветер. Дождь. Температура воздуха +6Со. Тронулся лед на Ахтубе. Плотва весь день ловилась хорошо, без всплесков, как в предыдущие дни, и спадов. Но вот окунь "оплошал" - брал очень редко. Этот день был у нас последний, и мне захотелось поэкспериментировать. Так как полосатый нас не радовал своими поклевками, то я решил на блесну, для приманки, насадить червя. Два трофея в ряд по килограмму очень удивили моих друзей, и они, побросав удочки, которыми ловили плотву, перешли на окуня. Я лишь помахал им рукой и в гордом одиночестве направился к прикормленным лункам дергать серебристых красавиц.
Вечером мы уехали с Ахтубы.
Подведем некоторые итоги.
Плотва. В период хода (утром и вечером) брала на любую снасть с насадкой из мотыля и червя. Опарыша и искусственного мотыля категорически отвергала. В остальное время предпочитала играющую мормышку (цвет мормышки оказался для нее не важен). Еще заметили, что она не подходит к лункам, в которые при оттепели стекает со льда мутная вода. Доходило до смешного: два отверстия во льду, буквально в 30 см друг от друга, а вот поди ж ты - в мутном не брала, но в чистой лунке - пожалуйста. Как только выстроишь какой-нибудь барьер и вода немного просветлеет, рыба начинала клевать.
Густера. В затоне попадались лишь единичные экземпляры и то при ходе плотвы. В другой период не клевала. Но вот что интересно. Пятого января мы поехали на рыбалку другой дорогой, которая шла по берегу Ахтубы. На какой-то излучине обнаружили чистую воду, свободную ото льда. На следующий день, взяв спиннинги, решили попробовать ловить на донку в речке. Попробовали. Каково же было наше удивление обнаружить на крючке густерочку граммов десяти. Глубина, на которой стоял малек, была около четырех метров. Закинули дальше (на сколько позволил лед). Там густерка попалась крупнее - где-то 50-80 г. Пробовали с кормушкой, но результат оказался такой же. Закинуть глубже мешал лед. Оставался последний вариант - это на лодке протащиться по льду до глубокого места и попытаться выловить что-нибудь там. Но вот из наших никто не рискнул. Если бы где-нибудь на пруду - то пожалуйста, а вот на течении - опасно. Резинка все-таки, а кругом лед.
Сделали вывод, что густера в затон не заходит и держится в реке. Что ее там держит, одной ей известно.
Щука. Мы решили, что она в затон заходит лишь на отдых. Раз малек весь в реке, то и щука в реке.
Окунь. Для полосатого, как оказалось, затон - излюбленное место кормежки. Все дни, которые мы провели на рыбалке, он брал регулярно и в больших количествах. В той части реки, на которой нам удалось порыбачить по чистой воде, его не было. Из снасти лучше всего зарекомендовала себя вертикальная, вытянутая блесна серебристого цвета с тремя крючками. На нее попадались более крупные экземпляры. Наряду с блесной можно поставить и мормышку с насадкой из мотыля. Но на последнюю шло все: и мелкий, и крупный окунь, и только на игру.
Далее идет "чертик" с бисером. И замыкает все маленький балансирчик окунькогого цвета. Но вот что интересно! Как я ни пытался "наладить" игру балансира, что бы ни делал, на колебания приманки рыба никак не реагировала. А вот на "бреющий" полет удары шли один за другим. Я делал так: резкий подъем вверх, на высоту вытянутой руки (из позиции "сижу на ящике") - небольшая игра, затем - резко вниз. Тут только надо следить, чтобы леска всегда была натянута, так как иначе можно прозевать поклевку и, соответственно, не подсечь.
Язь. Этот "красавец" нас удивил. Откроем книгу по рыбалке и почитаем: "...На зиму язь собирается в стаи, которые укрупняются в глубоководных местах. На песчаных отмелях его не бывает, за исключением, пожалуй, ранней весны; зато на противоположном берегу, где глубина больше и есть обрывы, язи могут быть..." Мы же увидели большие стаи язей на песчаной отмели с "куцей" растительностью. Что привело их туда? Может, язь, как и щука, зашел в затон отдохнуть. Тогда почему на самую отмель? А может, это связано с нынешней зимой? В январе стоит тепло, и рыба стала готовиться к нересту? Для нас ее поведение так и осталось загадкой.
И последнее. Расскажу, как рыбачит по затонам на Ахтубе местный люд. От берега до берега, через каждые десять метров, выставляются сети, сколько есть. Есть у него их штук сто, значит, выставит все сто. А если больше? Так ведь безработный он. Ему семью кормить надо, и на пропой чтобы хватило. А рыба? Так ведь река большая, на всех хватит.
Тук, тук. Стучит пешня, отзываясь гулким эхом по льду. Вот и майна готова. Сейчас веревку пропустим, и дело пойдет. Пойдет и первая сеть под лед. А за ней - другая. У нас их много.
Этим летом на Бузане (рукав Волги) я насчитал в одной старице около двух десятков брошенных сетей китайского производства. Они давно обросли тиной, и от рыб, что когда-то попались, остались одни скелеты. Сначала я подумал, что это приезжих рук дело. Выставить - выставили, а снять перед отъездом поленились. Но оказалось, что нет. Местные рыбачки балуются. Взяли свое, а дальше - хоть потоп. Только вот я не пойму: их дети что в другой стране будут жить? Или на другой Земле?
Владимир Римов, Тульская обл.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №4(114), 2007 г.