Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Второледье трех озер

Второледье трех озер

Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора

Природа уже не удивляет своими сюрпризами. Сезон твердой воды удалось открыть в первых числах ноября, что для нашего Центрального Черноземья редкая удача. Это было самое настоящее перволедье. Правда, больше в плане эмоций, нежели уловов. Потом, успев коварно погубить необдуманно смелых, нечаянный ледок с обратной волной потепления быстро растаял. А к концу последнего месяца осени по голой земле и воде ударили новые морозы. Для становления относительно надежного льда требуется минимум пять дней, как раз по сантиметру нароста за сутки получается. Еле дождались и поехали на разведку.

301-10-1.jpg

Вариантов, куда направиться, было много. Хотелось успеть везде и сразу, пришлось выделять приоритеты. На Дон-батюшку пока рановато, на пруды за карасиком - слишком пассивно для начала, а вот к озерам, когда выпадут снега, уже можно и не пробиться. Короче, кто за рулем, того голос и решающий. Заезжаю за братом, и мы за разговорами незаметно пролетаем весь давно уже привычный путь.

Ближние озера прячутся за стеной леса, по намеченному плану сворачиваю с трассы сразу на второе, если не считать совсем уж мелких луж. Извилистая колея между неровными рядами деревьев и скребущего по кузову кустарника доводит к знакомому месту. Таинственное оно какое-то, даже сказочное. Затерянное в чащобе и многим по этой причине неизвестное. Сюда мы приезжали знойным летом, радуя под тенью закрывающей небо листвы несметные полчища голодных комаров. Здесь, невзирая на полуденную жару, отменно ловились некрупные подлешики и отборная плотва, а проводимые вдоль кубышек воблеры не обделяли вниманием злые щуки. Почему бы им всем не клевать и зимой?

Брат поначалу пробивает у берега для проверки пару отверстий пешней, и, убедившись, что толщина льда уже под семь сантиметров, берем буры и выходим на прозрачный панцирь озера. Делаем в сторону середины по цепочке лунок и начинаем их облавливать. Чтобы понять наличие и активность рыбы, вполне достаточно пяти минут игры безнасадкой. Бурим снова и снова. Между прибрежными лопухами отлично видимых сквозь тонкий лед кубышек и на глубине. Ничего. Даже не дотрагивается. Немного неприятно от холодного приема красивого озера, и мы, не тратя драгоценное время на бесполезные уговоры, переезжаем на пропущенное - соседнее.

И тут совсем никого. Ну и ладно, будем пробовать. Лед, пожалуй, немного потоньше, временами из-под ног выстреливает и убегает вперед озорная трещина. Нет, этими детскими шутками нас не испугать. От берега на несколько метров тянется пологая отмель, отлично видно все травинки на дне, и полное отсутствие какой бы то ни было живности. А там, где глубже, уже интересно. Прямо подо льдом, из-за своего малолетства ничего не боясь, кишат мириады мальков размером со спичку. Вот еды-то хищнику! Местная щука, кстати, перед самым ледоставом сильно меня разочаровала. Она била в джиг, колебалку, одна даже прокатилась метра два на воблере и все равно сошла. Десять явных поклевок, и ни одной пойманной, эта несуразность сильно впечатляет. 

Озеро вообще интересное и непредсказуемое. Прошлым летом здесь исправно ловились мерные караси практически в любой приезд, а в этом году они попадались редко, все плотва и красноперка. Но пара «лаптей» оборвала супруге тонкую снасть, притом, что упрямого линя на 630 граммов она довольно легко вытащила. А зимой как-то не доводилось здесь побывать, будем открывать завесу.

Мормышка «кошачий глаз» с зеленой пластиковой бусиной. Мелкая тряска на подъеме. Поклевка, еще одна - мимо. Сразу понятно, кто так дерзко бьет в кивок, но надо поймать для полной достоверности. Засекается. Окунек не больше пальца, но клюет же! Отпускаю сорванца и бурю новые лунки.

Окуня приходится тщательно уговаривать, но он все-таки ловится. Далеко не горбач, максимум с ладонь. И сердце не сжимается и, вроде, жаловаться грех. Бурим там и сям. Ловлю, и брат ловит. Кроме полосатого, никто не клюет. В надежде на более солидного полосатого товарища или щучку достаю балансирное удилище. 

Что сказать, верховкой мелкая рыбешка только зовется, а плавает на всех глубинах. Минут за пять небольшим тройничком балансира подбагрились три серебристых малька. Избиение младенцев какое-то получается. Иду попытать счастья в дальний конец. 

Прошагал метров триста, словно по сплошному ковру из малька, и вдруг детки-сеголетки пропали. Но стало интереснее. Вот один окунек рванул испуганно в сторону, вот сразу пара, еще и еще. Так, окунь есть, а вот будет ли ловиться, вопрос. Глубина под лункой оказалась всего около полутора метров, не стал даже пытаться. Если я рыбу вижу, то она меня и подавно. Можно, конечно, набрызгать на лед воды, чтобы она замерзла матовым слоем, нарвать и разбросать траву для маскировки, в конце концов, сидеть неподвижно, создавая видимость бездушной коряги, но… что нам, озер в округе мало?

На самом деле их предостаточно, и, чтобы вырваться из заколдованного круга, игнорируем ближайшие, уйдя на двадцать с лишним километров в сторону. Здесь тоже целая цепочка озер, выбираем из них самое по зиме популярное. Никакого ажиотажа, вернее, здесь сегодня тоже ни единой души. Даже странно. Но вот вижу на середине намертво застывшие кратеры многочисленных лунок и облегченно вздыхаю. Кто-то вчера приезжал.

Заходим с насыпного песчаного пляжика. Удивительное ощущение, будто стоишь прямо на воде. Под тобой травинки, камешки с ракушками. Вот, прилепившись к воздушному пузырю и не отпуская его, ползет по обратной стороне льда жук-плавунец. Я постучал ему приветливо пальцем, а он даже не обратил на это ни малейшего внимания. Небо ясное, ни облачка на нем и тишина. Только звонко стучит невидимый дятел по промороженной вербе.

Начинаем поиски. На первой же лунке брат отмечает поклевку, а на третьей ловит приятную размером плотвицу. Клюнула на стандартного типажа «гвоздешарик», а я с самого утра еще «кошеглазику» с зеленым зрачком ни разу не изменил. И правильно. Одна плотвичка, вторая, третья. Не из каждой лунки и не сразу, приходится поработать, привлекая игрой внимание, но это уже пустяки. Бурить тонкий лед легко, и мы никуда не спешим. 

Постепенно продвигаюсь к давно упавшему в воду сухому дереву и почти под ним вылавливаю хорошего окуня, потом пару поменьше. На следующей лунке еще на опускании мормышки вдруг вешается «кирпич», и я понимаю, что это нечто весьма серьезное. Оно тяжело пошло в сторону, и не успел я ослабить катушку, как леска дотянулась до своего предела и легко оборвалась. Прощай трофей, прощай уловистая мормышка!

Перевязываться на водоеме та еще морока! Осматриваю в ящике оснащенные удочки. «Чертики» под ситуацию не подходят, берет исключительно у самого дна. «Коза» слишком легкая для трехметровой глубины, тоже отпадает. Ага, вот и «гвоздик». Натираю до золотого блеска о штанину потускневший латунный шарик и пускаю мормышку в работу. Ничего, ловится. То плотвичка, то окунек. Не так, чтоб часто, зато регулярно.

А брат, заподозрив в моем обрыве совсем не случайность, решил пройти по лункам с балансиром. И вскоре вытащил щучку. Такую и на мормышку безо всяких проблем можно пересилить, точно, что не моя обидчица. Щучка отпущена подрастать, другая стукнула всего разок, да не засеклась. На том мы решили и закончить.

В целом нормальная получилась поездка. Три озера проведали, проверили в деле новый рыбацкий костюм брата, да и рыбы половили. Теперь надо думать, куда в следующий раз податься. Проблема выбора всегда самая трудная.