Все замерзло
Татьяна Бабанова, г. Калуга
Фото автора
Осень в этом году в Средней полосе выдалась довольно теплой. Мой сын Владимир открыл для себя, помимо рыбалки, и другое увлечение – охоту, и колесил с приятелем по окрестным водоемам и болотам в поисках пернатой дичи и бобров. А в один из выходных он взял с собой меня (друг не смог поехать).
В часе езды от областного центра, совсем недалеко от автомобильной трассы, затаился искусственный пруд, очень привлекательный по красоте. Я впервые побывала здесь две недели назад, тоже с сыном, который после первой в свой жизни и удачной охоте на бобра (в другом месте), стремился повторить свой успех. Бобров на данном водоеме и реке, его образующей, очень много. Об этом свидетельствуют многочисленные завалы, следы погрызов, тропы с характерными следами и, конечно же, их домики.
Я не люблю охоту, мне жалко всех животных, и составляю компанию охотникам, только если есть где посидеть с удочкой или поплавать со спиннингом. Данный водоем был когда-то образован для платной рыбалки, и на берегах даже сохранились следы былого окультуривания территории – три деревянных домика. Года два назад пруд прорвал плотину, и рыба ушла, законодательство тоже изменилось, и теперь уже всякий может приехать на берег абсолютно бесплатно, то есть даром.
Очень живописная речушка Теча впадает в жемчужину нашего региона – Угру, по берегам которой образован национальный парк. Теча, как и большинство небольших рек, очень извилистая. Весной, в половодье, в нее заходит из Угры на нерест щука и множество другой рыбы. Еще будучи общественным членом рыбнадзора, во время рейдов мы вытаскивали браконьерские сети в устье Течи, в которых можно было видеть весь видовой состав Угры.
В первое мое посещение пруда мы приехали в пятницу после работы, уже затемно. Накачали лодку и поплыли на один из островов, в засаду на большого грызуна. Но бобры отправились, по-видимому, отдыхать, да и я подремала на стульчике, пока Володя сидел в засаде.
Хорошо, что водоем не очень широкий, так как в полнейшей темноте ориентироваться на воде довольно сложно. Костер, разведенный на берегу до нашего отплытия, уже прогорел, и только мощный фонарь освещал нам путь к стоянке.
Для середины октября погода стояла очень теплая, даже ночью. Утром я встала, когда чуть рассвело. Сын спал в домике, на широкой лавке, а я в машине, где было не очень удобно.
Удочку с червями я прихватила, особо ни на что не надеясь, взяла спиннинг, коробочку с приманками и на лодке отправилась на разведку. Накануне была приобретена новая «колебалка», нейтрального серого цвета, не очень большая, но достаточно тяжелая для ультралайта, и мне не терпелось ее испробовать.
Прямо напротив нашей стоянки расположился овальный островок. Проплыв вокруг него, стало понятно, что только между нашим берегом и островом яма, а чуть дальше – сплошные заросли растительности, поднимающейся со дна.
Я вернулась в наш пролив, прицепила обновку, и произошло чудо. Первая же проводка оказалась результативной – небольшая щучка граммов 400. Аккуратно высвободив острый тройник из зубастой пасти, я не стала отпускать добычу, а посадила на кукан, чтобы похвастаться. Володя рассказывал, что на берегу они часто видели очень крупные щучьи головы (уже обглоданные), и в радостном настроении я продолжила свое плавание. В этом году со щуками нам как-то не особенно везло. Окуни попадались приличные, а щуки почти игнорировали.
Гордая своим удачным выбором хорошей приманки, я продолжала обкидывать яму, но на третьем забросе моя снасть намертво зацепилась за подводную корягу. Мне бы проплыть вперед и попытаться ее освободить, но я поспешила, и колебалка осталась на дне. Водоем забрал с меня дань, и с этим уже ничего поделать было нельзя.
Щуренок после фотографирования был отпущен, а мы после завтрака не спеша собрали вещи и отправились по грибы. В окрестностях их бывает очень много.
Через две недели, несмотря на предупреждения синоптиков о заморозках, мы снова отправились в путь – сын на бобра, я на щуку. Но червей мы все равно прикупили, вдруг налимчик будет клевать. Погода шептала о том, что надо взять ватники, теплые сапоги, шапку и перчатки.
По дороге я узнала, что мы едем на две ночи, что немного смутило, не лето ведь. Но бобры неутомимо звали моего охотника к себе в гости. Приехали опять уже в темноте. На этот раз в ночь я не поплыла. С фонарем натаскала кучу дров на костер, закинула донку с червем и расположилась под звездным небом и огромной полной луной на берегу в кресле. В теплой одежде было комфортно, рядом потрескивали дрова в костре, красота.
Бобры здесь были: справа от меня постоянно доносилось характерные звуки их присутствия – шуршание и звук падающих веток. У сына, который поплыл в другую сторону, грызуны устроили настоящее представление, но подходящего момента для выстрела не подвернулось, да и лунный свет не очень хорошая подсветка. Вся надежда была на следующее утро и вечернюю зорьку. А у меня, так же как и в прошлую поездку, удочка не показала ни одного признака наличия рыбы.
На этот раз ночевать я решила в домике. От мороза он не особенно защитит, но металл машины на морозе добавляет холоду, а сыну удобнее подтопить, когда замерзнет. Мне в теплом спальнике и во всей одежде было достаточно комфортно, накрывшись с головой.
Мороз ночью в низине водоема ударил, как зимой. Утром местами стал лед. Налим не приплыл, червяка на крючке никто даже не попробовал. Мы позавтракали яичницей на сале – отличное блюдо для тепла, и горячим чаем, а потом отправились кто на охоту, кто на рыбалку. Я забыла дома якорь, и при ловле меня постоянно сносило ветром к берегу, где лодка, как ледокол, ломала прибрежный лед. Он еще был довольно хрупкий, но опасения за целостность ПВХ все-таки были.
Поиски щуки в течение двух часов ни к чему не привели, и я отправилась на экскурсию по водоему. Окрестности оказались очень красивыми и дикими. Осенью вообще красота самая колоритная – изобилие красок с одной стороны, и уже полегшая подмороженная растительность, обнажившая берега, с другой, позволили насладиться красотами местности и обнаружить явные следы обитания бобров (к моему счастью, не ставших добычей).
День выдался очень солнечным и приятным несмотря на прохладу. Мы наслаждались спокойствием, чистым воздухом и пейзажами. После обеда сын прилег отдохнуть, а я отправилась за дровами, очень люблю я это дело, особенно на морозе.
Поход на бобра на закате опять не увенчался успехом, даже увидеть не удалось ни одного. Утром стало понятно почему: утром мы увидели, что лед, уже довольно прочный, сковал всю водную гладь пруда. Но не только ее.
Вся питьевая вода тоже замерзла. Пришлось применить немало усилий, чтобы в пятилитровой пластиковой бутылке растолочь ледяной монолит, а потом извлечь его путем высыпания в чайник. Еще одной проблемой оказалась лодка. Одноместную мы собрали накануне, а двухместный барк никак не хотел оттаивать и укладываться в сумку. Запихнули кое-как.
Несмотря на внезапный температурный катаклизм (пишу статью спустя месяц, а таких морозов больше не случалось) мы уезжали довольными и гордыми за себя. Небольшое испытание на холод и, соответственно, на прочность, мы прошли!