Главная > Статьи > Впервые в низовьях Волги

Впервые в низовьях Волги

Владимир Феднов

Если вы спросите меня, друзья, что особенно запомнилось в этом путешествии, я отвечу: верблюды, туман и, конечно же, охота на жереха. Более чем за полгода стало ясно, что часть осеннего отпуска я посвящу рыбалке в дельте Волги. Особо никак не готовился ни в плане снастей, ни в плане приманок. Именно «с чистого листа» я решил открыть для себя астраханскую рыбалку.

И вот мы в пути, одна сотня километров за другой, города сменяют друг друга: Саранск, Пенза, Саратов, Волгоград и, наконец, Астрахань. Ну, а дальше – рукой подать. Полторы тысячи километров почти за сутки. Неожиданная встреча с верблюдами, сонно пасущимися возле паромной переправы, силуэт самого парома, проявляющийся из густого «сливочного» тумана, всплески рыбы – так началось мое знакомство с этими местами.

На базу мы прибыли утром 11 октября. Из размеренных рабочих будней – в звенящую пустоту бескрайних степей. Провести последующие несколько дней нам предстояло на акватории Бахтемира – Главного судоходного банка. Это самый западный из рукавов дельты Волги. Начало он берет вблизи Астрахани и на протяжении 125 км несет свои воды на встречу с Каспием. Интересно, что один из вариантов перевода названия «Бахтемир» с тюркских языков звучит как «железное счастье».

Жерех

Первый полноценный день нашего рыболовного путешествия было решено посвятить знакомству с акваторией и поиску жереха. Нас в бударе трое плюс еще егерь.

В течение туманного утра мы наплыли на несколько крикливых «чаечников». Случились первые долгожданные поклевки и поимки рыбы – некрупного жереха. В качестве оснастки использовал 40-сантиметровый поводок из флюорокарбона диаметром 0,3 мм, соединенного с основным шнуром 1,0 PE узлом Albright. Через узел Clinch привязал небольшой стример. Отмечу, что соотношение количества поклевок на блесну и стример составило примерно 3 к 1. На конце поводка – застежка Daiwa 8-Snap, кстати, весьма удобная при смене приманок и достаточно надежная, как мне показалось после сезона эксплуатации. По крайней мере рывки трехкилограммового жереха она выдерживала. Из приманок очень понравилась блесна Trophy Spoon, которая зачастую облавливала «хрестоматийный» Kastmaster. Удалось разловить и «молчаливую» до сих пор Renegade Iron Minnow. Веса приманок варьировал от 18 до 28 г.

Ближе к обеду, покружив еще по перекатам, подмечая судаковые и сомовьи «базары», мы, по совету нашего гида, начинаем искать жереховые береговые укрытия. Грузным ударом по водной глади рыба обнаруживает себя под нависающей ивой. Встаем на якорь метрах в 25 напротив. И именно тут началось самое интересное. Сразу пришлось столкнуться с определенными трудностями. Жерех «расквартировался» под берегом в подмытых паводком корнях и ветках упавших деревьев – те еще места! Опыт ультралайтовых малоречных рыбалок здесь не сильно помог. Хэви-лайтовый спиннинг, трехтысячная катушка и 18-граммовая блесна – совсем другой коленкор. То и дело приходилось поднимать якорь и снимать блесны с деревьев, требовала постоянных перемещений и рыба – она был рассредоточена. Периодические всплески то тут, то там лишь подтверждали это. Порой казалось, что жерех «бьет» падающие с нависающих деревьев листья. Либо так совпадало, либо на самом деле хищник принимал листья за малька.

Ценой нескольких приманок и упущенного времени удалось-таки «откалибровать прицел», чтобы успешно ловить в дрейфе. Течение и ветер подхватывали бударку, удавалось сделать по цели лишь 2–3 заброса, последний – практически «апстримом» под небольшим углом. Когда блесна падала точно в цель, к урезу воды, следовала мощнейшая поклевка! Сложилось ощущение, что вся рыба стоит в прибрежной полосе шириной не более 5 метров. Иногда жерех выходил за приманкой к самой лодке. Такую доверчивость осторожного хищника я списал на повышенную мутность воды, а она была цвета «кофе с молоком». Вертушки в тот раз молчали. Зато за всех отрабатывала Trophy Spoon, изредка рыбу соблазнял стример. К завершению рыбалки мы успели выявить и несколько раз обловить почти полукилометровый рабочий участок. Следует отметить, что по своим размерам среднестатистический «прибрежный» жерех был на порядок солиднее «котлового» и «перекатного», да и по характеру – бойчее. Самый крупный экземпляр потянул на 3,2 кг – личный рекорд, да и общее количество выловленной рыбы (примерно полтора десятка) порадовало.

Так я познакомился с этой новой для себя тактикой ловли жереха. Закрыл кое-какие пробелы по этой теме. И каждый раз, вспоминая путешествие в «низа», я вновь мысленно возвращаюсь именно на эту рыбалку.

Окунь и щука

На следующий день мы решили отправиться на прикаспийские раскаты – на поиски щуки. Опять туман… Густой и плотный, хоть ложкой зачерпывай. Редко доводилось наблюдать такой в нашей средней полосе. Шли по банку аккуратно, вдоль берега. Изредка попадались судачатники и сомятники, уже занявшие свои исходные позиции. Не для всех рыбалка в этих местах – это приятное времяпрепровождение и отдых. Для кого-то – и суровые будни.

На 25-сильном моторе наш путь составил без малого час. При выходе из очередного ерика взору представилось изобилие всевозможных пернатых обитателей – мы вышли на раскаты. Настоящий орнитологический рай!

Но нам предстояло познакомиться с местной ихтиофауной. В отличие от воды Главного банка, вода на раскатах оказалась прозрачной, без труда можно было разглядеть густую подводную растительность. Глубина не превышала полуметра, егерь отметил, что уровень воды пониженный. Течение практически отсутствовало. Стало ясно, что ловля будет происходить на поверхностные приманки. Остальные несколько воблерных коробок даже не пришлось тревожить, оставив их глубоко в недрах сумки. Рыбу мы нашли практически сразу. Точнее не нашли, а складывалось ощущение, что она везде! Это был окунь, причем неплохой, «товарных» размеров. Такого за счастье половить где-нибудь на Нижегородчине... В течение получаса, разловив практически все приманки и уняв рыболовный зуд, отправляемся за щукой. А вот ее мы искали достаточно долго, более трех часов бороздив эти необъятные просторы с островками растительности и тростниково-лотосовыми протоками. По ходу не раз на меляке винтом «цепляли» внушительных размеров буффало – местного серебряного карася.

Первая поклевка щуки случилась уже за полдень. Остановились напротив входа в небольшой «карман» из сплошного тростника. Глубина показалась еще меньше – максимум сантиметров 30. Все та же подводная растительность, оставляющая у поверхности сантиметров 5–7 для маневров.

Щука стояла локально на относительно небольшом участке, ловилась, что называется, на каждом забросе. По весу не превышала 2 кг. Продвинулись вглубь «кармана» – там снова стал успешно ловиться окунь.

Как ни странно, такая рыбалка наскучила довольно быстро, двух часов нам хватило. Тогда мне стало понятно, почему ее называют «ленивой». Хотя в полной мере присутствовала зрелищность акробатических полосато-зубастых этюдов, присущая рыбалке на поверхностные приманки.

А из них у меня выделились два «спортсмена» – Lucky Craft Malas и Megabass Anthrax 80. Лидером стал названный первым забавный «обмылок» – достаточно разносторонний воблер, позволяющий свободно экспериментировать с типом и темпом его проводки. При рывковой – «прихлюпывает», разбрызгивая на поверхности воду. При равномерной – слегка подныривает, «вихляя» телом из стороны в сторону. Стоит чуть ускорить проводку – заглубляется сантиметров до 15. Весьма успешно «Маласом», преимущественно «кислотных» расцветок, ловили и мои коллеги.

Судак

На третий день было решено «проверить» еще одного своенравного хищника – судака. Кое-какие «базарчики» на банке мы уже подметили, да и егерь наш помог сориентироваться с местом ловли. До точки было полчаса хода. И опять бодрящее туманное утро…

Надо сказать, с погодой нам в этом путешествии повезло. Не было никаких скачков давления, ни дождей, и даже ветер оказался относительно умеренным для этой акватории. В полдень можно было спокойно загорать – температура плавно доходила градусов до 20. Так было и в эту рыбалку, когда мы почти весь день простояли на одной точке. Загар потом у меня «сходил» неделю. А вот утром, в быстро идущей лодке, холод оказывался довольно ощутимым – и одежду надо было подбирать на весь день.

Ловить нам предстояло на свале с постановкой метрах в десяти от берега. Встали на два якоря поперек течению так, чтобы всем было комфортно осуществлять забросы. Глубина под килем – метров 5.

Несколько «пристрелочных» забросов, и за классические 3–4 секунды падения подбирается джиг в 32 грамма. Поклевка у меня случилась практически сразу, на 3-дюймовый съедобный Easy Shiner от Keitech. Очень достойное сопротивление на легкий спиннинг и шнур 1,0 PE вкупе со стремительным течением, и клыкастый на 2,5 кг доставлен в лодку. Настоящий трофей, самый крупный, пойманный мной в этот день!

Воодушевившись таким раскладом, начали «работать». В течение получаса – еще 8 экземпляров в районе 1,5 кг. Самое время экспериментировать с приманками. Дайвовская застежка на конце шнура, о которой я упоминал выше, была только в помощь. «Съедобка» значительно обыгрывала обычную «резину», на которую ловили мои коллеги. Поэтому пришлось по-братски делиться. Цвет приманок особого значения не имел.

Ближе к полудню, когда уже вовсю припекало солнце, рыба начала капризничать. Начались одиночные и еле слышимые «потюкивания». Поэтому, помимо классической «ступеньки», судаку пришлось предлагать всевозможную хаотичную игру, например, волочение приманки по дну или же подыгрывания удилищем. Из приманок, помимо разнообразной съедобной резины, работали и поролоновые рыбки «Мамба». Но абсолютным фаворитом у клыкастого стала 3,5-дюймовая Bugsy от Bait Breath в темно-зеленом колере. Мне казалось, что ей я «накормил» всего судака на этом свале, упаковки едва хватило на рыбалку! Поклевки были совершенно разнообразные: и на падении, и «потюкивание» с последующим ударом, и на волочении...

Немного расскажу об оригинальной судаковой блесне, ее можно рассмотреть на заключительной фото этого репортажа. Блесну эту я приобрел на базе в качестве сувенира. Местные весьма успешно ловят на нее клыкастого. И у меня была возможность наглядно в этом убедиться. Наш егерь нехитрой снастью в виде палочки с толстой монолеской плавными постоянными потяжками против течения рыбачил на такую блесну. Правда, с небольшим «тюнингом»: верхнее заводное кольцо было оснащено дополнительным тройником, а нижний тройник – небольшим твистером. При таком способе ловли необходимо обладать определенными физическими кондициями и сноровкой, поскольку вес блесны превышает 70 граммов! А вот по результативности местная блесна нисколько не уступала нашим джиговым приманкам.

К трем часам дня в нашем активе было более пятидесяти поимок рыбы. А также и немалое количество сходов. Усталость, давно прошедшая стадию «приятной», давала о себе знать. Мы решили закончить рыбалку, надолго запасшись приятными эмоциями и воспоминаниями.

На базе нас ждали красочные рассказы наших соседей о ловле крупной красноперки на вертушки и «джигового» жереха на слаги. Я, конечно, очень надеюсь в следующем году вернуться в эти места. Попытаться развить тему ультралайтовой ловли белой рыбы и, само собой, вновь отправиться за уже полюбившимся «сплавным» жерехом.