Вот и лето прошло…
Владимир Гречкин, г. Лиски
Фото автора
За повседневными заботами незаметно пролетело лето. Пожалуй, оно оказалось самым быстротечным для меня. Столько проблем свалилось, что и вспоминать не хочется. В редкие часы отдыха “сбегал” на Дон, чтобы подзарядиться живительной энергией родных мест. Отдых получался кратковременным и не всегда удачным в смысле рыбалки. Рыба, как впрочем всегда, лучше всего клевала вчера и в последующие дни, а в день рыбалки – полный штиль. Возникла и другая проблема. Впрочем, обо всем по порядку.
«ЧУЖАКИ»
Люблю рыбачить на моей малой родине, где вырос и знаю каждый “закуток” на реке. Все мило сердцу, бередит душу и навевает приятные воспоминания. Бывшее поместье помещиков Тевяшовых раньше называлось Криницей, получило название из-за маленького ручейка с одноименным названием, протекающим через село. В былые времена в ручейке вода была кристально чистой, и там даже водилась крупная рыба. После смерти помещика Владимира Тевяшова, известного краеведа, село стало именоваться Владимировкой.
От районного центра до родительского дома ровно пятьдесят километров. На малой родине стараюсь бывать почаще. Мать состарилась и нуждается в сыновней помощи. Переехать в город не торопится, потихоньку хлопочет по хозяйству. Десять курочек, дворняга Жучок, кошки спасают от одиночества.
На Дону я свой, местный. Меня хорошо знают старожилы, знают о моем пристрастии к одному и тому же месту у бывшего семафора. Сельчане даже старались не занимать это место в выходные дни, зная, что я буду там рыбачить. Об успешных рыбалках на этом месте в будние дни также узнавал от земляков.
“На твоем месте пошел карась. Поспешай”, – часто сообщали мне земляки. Пришли другие времена и другие нравы. Как только город и село связал асфальт, на реке появились “чужаки” из разных мест. Ведут они себя по-разному. Многие уважительно относятся к реке и сельчанам, иные напоминают дикарей. Кроме “моего” места, на протяжении двух-трех километров на реке найдется еще тричетыре уловистых места. Остальные участки бесперспективны. Дон заилился, исчезли ямы, и поэтому приезжие стараются занять именно “мое” место, где есть небольшая ямка и всегда прикормлена рыба.
В выходные дни тут наблюдается настоящее столпотворение. Приезжают из Воронежа, Бутурлиновки, Павловска за сто и более километров. Грешным делом я подумал, что рекламу своим местам я создал газетными публикациями и вышедшей книге, где на титульном листе размещено фото любимого места. В один из дней спозаранку приехал на рыбалку. Место уже было занято рыбаком из села Липовка. Село находится на трассе М-4 “Дон”, невдалеке протекает река Битюг, платные пруды, но рыбацкая душа требует приключений. Оказывается, на этом месте он поймал несколько приличных лещей и прикипел душой к Дону. Пожалев, что в августе я “прозевал” ход леща, прошел десяток метров ниже по течению.
На новом месте было топко, пришлось нарвать охапку травы и бросить под ноги. Надежды на успешную рыбалку не было, да и здесь можно было выставить лишь один фидер. Решил ловить в проводку. Новое место прикормил самодельной смесью из круп с добавлением гороховой пышки. Глубина в месте лова менее одного метра. Несколько проводок впустую. Потом последовала осторожная поклевка. Рыба притопила поплавок и осторожно увлекла на глубину. Отчаянное сопротивление, и в руках плотвина граммов на триста. Неплохое начало.
Давно заметил, что стоит только подумать об успешной рыбалке, клев обязательно испортится. Так случилось и в этот раз. Попадались лишь мелкая густера и плотвичка. Спустя час ловли на новом месте устал от пустых поклевок мелочевки. У “чужака” также был полный штиль. Он без устали перезабрасывал фидеры, меняя наживку, но крупная рыба не откликалась на новые насадки. Зато мелочь бессовестно “обсасывала” крючки. Мой фидер также молчал. Насадил на крючок гороховое тесто. Вновь последовала осторожная, но уверенная поклевка. Очередная плотва потянула граммов на двести. Вновь наступила пауза в клеве. Сменил насадку. На пареную пшеницу позарилась неплохая густера.
Сосед уже с завистью поглядывал в мою сторону. Так, меняя наживки, мне в то утро удалось поймать в проводку почти три кило различной бели.
“Не хочет клевать рыба на твоем месте. Видно чувствует, что хозяин рядом”, – резюмировал свой неуспех гость из Липовки. Я охотно согласился с этим утверждением, надеясь так избавиться от конкурента.
На следующее утро я приехал на Дон затемно. Мое заветное место пустовало. Быстро спустился к воде и распаковал фидер. Вовремя. Вдали показался свет фар, и вскоре у моей машины остановилась “Нива”. “Поздно ребята, опоздали”, – радостно подумал я. И вновь конкурент оказался не из местных. Приехал за девяносто километров из другого райцентра. Он также на этом месте не единожды ловил леща, попадался сазан. “Чужаки” на мое место выходили случайно. Удобный подход, возможность установить множество фидеров.
Пришлось раннему гостю пройти метров за двадцать выше по течению. Установив два фидера, я стал ловить в проводку. Первая поклевка случилась на фидер. Колокольчик робко звякнул, потом стал звонить беспрерывно. На крючке явно была рыба, но небольшого размера. Она металась в разные стороны. Вскоре мелкая чехонька отправилась в садок. Рыба клевала на опарыша с подсадкой плавающей насадки ярко-желтого цвета. На удочку клюнул карасик, потом – чехонь. В то утро мне попалось на крючок несколько подустов, был обидный сход крупного карася. Рыба клевала до десяти часов утра, потом как “обрезало”. У соседа рыба на новом месте не клевала.
ОЗЕРНАЯ ЭПОПЕЯ
Засилье приезжих на Дону заставило меня передислоцироваться на озеро Красное. Там также надо “захватить” уловистое место на берегу. С лодки не рыбачу из-за проблем со спиной. Уловистых мест на берегу мало, но я их хорошо знаю. На одном из них я уже ранее неплохо ловил красного карасика.
Раннее утро. Прохладно. Озеро укутано пеленой тумана. Проглядываются силуэты машин. Опять “облом”. Все места заняты. Такое впечатление, что рыбаки не спят вообще. Вновь топь. Ловить можно только лишь на одну удочку с шансом зацепиться за ветки нависающей вербы. Ничего не поделаешь. С вечера надо место занимать.
Карась ловится только на червя. Прицелился и забросил поплавок под кувшинку. Идеальное место. Поплавок застыл. Невдалеке захлопала крыльями потревоженная утка, недовольно несколько раз крякнув. “Потерпи. Я тебя не трону, а ты мне рыбу не пугай”. Невдалеке незнакомый рыбак поймал первого карася. Увесистый “лапоть” наделал немало шума. У меня тишина. Вновь сосед тащит карася. Перебрасываю удочку под другую кувшинку. Поплавок, едва приводнившись, сразу же пошел в сторону. Небольшой карасик сопротивления не оказывал и, сорвавшись с крючка, плюхнулся у самых ног в тину. Проявив прыть, он успешно убежал в родную стихию. Разочарование. Понемногу туман стал расступаться, и вдалеке появились силуэты лодок. Рыбаков было много. Похоже, рыбацкая почта сработала и в этот раз. Второй карась оказался крупнее. Уйти в тину ему не удалось. Следующей поклевки ждал минут тридцать. Сосед за это время выудил пяток неплохих карасей. Испытанное место работало.
Когда солнце стало сильно припекать в затылок, стал собираться домой. В ведерке плескалось с десяток карасиков. На жареху хватит, а больше мне и не надо. На пути к деревенскому дому меня остановил заядлый рыбак Василий. Они с братом также любят рыбачить на озере Красном с лодок. Увидев мой улов, удивился.
– Вчера мы с лодок после обеда поймали по ведру карася. Мне попался один на полтора кило. Попробуй на вечернюю зорьку. Прошла неделя. Памятуя слова Василия, собрался на рыбалку после обеда.
Солнце нещадно жарило, и у меня были явные сомнения в успехе моего мероприятия. Мать также отговаривала от подобной авантюры. На озере был в половине третьего. На одном из самых уловистых мест рыбачил земляк. Карась пока молчал. Николай похвастался мне своими успешными рыбалками в Астрахани.
– Карася там за рыбу не считают, а тут, поди же, шапку ломаем перед каждым карасиком.
Солнце пекло, карась не клевал. Щука травянка озорничала в зарослях кувшинок. Хотелось пить и найти спасительную тень. Не выдержав испытания жарой, перешел под тень деревьев. Тут было уютно, но клева опять-таки не было. Прошел час ожидания. Робко и нехотя поплавок зашевелился и аккуратно заскользил по водной глади. Вот он, первый золотистый слиток. Пусть не более двухсот граммов, но выстрадан долгим стоянием у воды. На вечерней зорьке я поймал еще с десяток карасиков, которые легко уместились на дне ведерка.
На озере Красном я рыбачил еще несколько раз. Когда удавалось занять хорошее место, ловил по три, четыре килограмма, хотя в селе появились слухи, что карася я ловлю ведрами. Ничего не поделаешь с рыбацким байками.
ЭПИЛОГ
В целом летний сезон на Дону, озерах сложился неплохо. Крупных трофеев добыть не удалось, но рыбка поклевывала, а это самое главное. Отвадить “чужаков” от моих заветных мест так и не удалось. Даже в осеннюю пору приезжие наведываются на уловистые места, в надежде побить выдуманные “рекорды” заезжих рыбаков. Я на них не в обиде. Рыбы хватит всем, если ловить умеренно и не прибегать к помощи запрещенных снастей.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 19 (393), 2018 г.