Главная > Статьи > Воспоминания у костра

Воспоминания у костра

280-14-1.jpgПоздний вечер на рыбалке. На спокойной глади водоема светятся поплавки. Радостные блики костра отражаются на лицах. Самое время поговорить и вспомнить былые путешествия.

Мой бывший учитель биологии и руководитель нашего зоологического кружка и музея в свободное от работы время выбирается на рыбалку, и иногда мне удается составить ему компанию. Интересно то, что, учитель никогда не остается без рыбы, а вернее, облавливает всех окружающих, имеющих самые современные снасти.

Вечером у костра мы вспоминаем наши школьные экспедиции, когда на целый месяц уходили с рюкзаками в поисках приключений, изучая животный мир и собирая экспонаты для нашего школьного музея. И очень часто Андрей Владимирович рассказывает о своей юности, также полной событиями, связанными с рыбалкой, охотой и романтикой. Я, естественно, немного моложе своего учителя (всего на 16 лет), но его воспоминания мне удивительно близки и интересны, и я хочу поделиться с вами некоторыми из них.

"Июль, семидесятые годы. Целый месяц каникул на биофаке Арзамасского педагогического института, где я познавал сложные и удивительно интересные дисциплины биологии и педагогики. Но на каникулах можно отправиться домой, в Калугу, и позволить себе порыбачить с братом Кириллом, и помочь родителям на даче в выходные.

Предстоящие четыре недели каникул были распределены таким образом, что с понедельника по четверг будет рыбалка, а с пятницы по воскресение - дача.

Для рыбалки было выбрано место в районе деревни Андреевское, недалеко от Калуги. Там, на противоположном, левом берегу Оки, находился полевой стан колхоза, куда ходила от деревни моторная лодка, перевозившая как доярок на дойку, так и других деревенских жителей, кому было удобнее пройти пару - тройку километров пешком до дому, чем ехать на автобусе в объезд через мост 70 км. Брат Кирилл был недавно в Андреевском и видел, как с лодки сходил рыбак, несший приличного голавля. Это и определило наш маршрут.

Из Калуги в 7.00 до деревни отправлялся автобус. В будние дни уехать было намного проще, чем в выходные, так как автобусы в те времена ходили достаточно редко и не очень регулярно. Мы жили недалеко от автостанции, и один из нас в 6 утра сбегал за билетами пока другой готовил завтрак. А потом с полным комфортом на сидячих местах мы отправлялись в путь. Дорога заняла минут 40 (сейчас - в два раза меньше), а билет стоил 25 копеек (сейчас в 150 раз больше).

От автотрассы до реки нужно было пройти приличный путь, но для молодых и сильных ребят, хоть и с полными рюкзаками, и охапкой удочек, это не было препятствием в достижении заветной цели - 4-х дневной рыбалки. Переправившись на лодке на противоположный берег, мы отправились на поиск места для стоянки. На этом отрезке реки берег - отвесная стена, с прибрежной кромкой не более 50 сантиметров, который тянется, как оказалось, на расстояние около двух километров. Мы отважно топали с рюкзаками вдоль берега по течению и дошли до затона, где в Оку впадает речка Тишь. Обрыв закончился, а наличие довольно жидких прибрежных кустиков определило наш выбор.

У нас были четыре удочки и четыре донки. Удочки мы закинули в затоне. Наживкой служил геркулес. Технология наживления состояла в том, что срез сырого картофеля макался в сухой геркулес, а с него уже хлопья снимались и насаживались на крючок по пять-семь штук. Конечно, такую наживку нужно было менять достаточно часто, но что делать?

Донки решили поставить под обрывом. Сейчас, зайдя в рыболовный магазин, бывает не совсем понятно, для чего нужны те или иные "прибамбасы", что лежат на витрине. А раньше? Донка - толстая  леска, намотанная на фанерку-мотовильце. На крючке - земляной червь.

Ночевали мы обычно у костра, но на случай дождя ставили палатку. Проблемой были дрова. То есть дров не было совсем. Основным их источником оказалась река. И нам даже крупно повезло, когда мы вытащили из воды половину деревянной лодки, обеспечив себя запасом надолго. При этом правда, пришлось поплавать за этим топливом.

Остаток первого дня и ночь принесли хороший улов. На удочки клевали подлещики, подусты, густерки и язи. С донок утром сняли двух сомиков около килограмма каждый.

Воодушевленные хорошим клевом, мы решили проверять донки и ночью. Но была проблема. Участок суши под обрывом глинистый и очень узкий, и даже днем мы ходили по нему с риском свалиться в воду, а фонарика у нас в ту пору не было. Но Кирилл придумал выход. На лопату насыпали горящие угли, и брат, с лопатой в два часа ночи отправился вперед, освещая путь, а я за ним, по тонкой береговой линии. В одном из самых узких участков Кирилл вместе с лопатой решил обернуться, чтобы посветить мне, но не удержался и вместе с лопатой, углями и одеждой оказался в воде по самую шею. Поход не удался, и пришлось расходовать драгоценные дрова на просушку одежды.

На следующий день на донку мне удалось поймать двухкилограммовую щуку. Во время вытаскивания донки ее привлекло грузило, отлитое в столовой ложке и напоминающее блесну, и в метре от берега она зацепилась за крупный крючок. Щука пошла на уху и запекание в листьях лопуха, еды хватило на два дня.

После обеда Кирилл пошел к удочкам в затон, а я, сидя на обрыве, увидел, что посреди реки, плывет что-то, похожее на газету. Любой материал, представляющий интерес в качестве горючего, был нам очень необходим, и я, схватив подсак, скатился с обрыва, скинул штаны и футболку и сполз в воду у берега, сразу погрузившись по шею. Ветер гнал предмет к берегу, и при ближайшем рассмотрении оказалось, что это не газета, а огромный лещ, очевидно раненый, лежащий на боку и плывущий по течению. Его несло прямо на меня. Я подготовил подсак и попытался дотянуться до него, но он неожиданно нырнул и пропал.

Я вылез на берег, и, не переставая осматривать поверхность воды, машинально пошел вдоль обрыва, в надежде на чудо. И оно случилось. Широкий бок рыбы минут через пять показался у самого берега, и, уже не залезая в воду, я с трудом извлек из воды леща длиной 52 см.

Четыре дня первой недели каникул пролетели как один, и мы, отдохнувшие и очень довольные уловом, отправились домой, строя планы на следующую неделю.

280-14-2.jpgПоследующие две недели пролетели, как и первая, в азарте и хорошем настроении от летней погоды, отдыха, а самое главное - отличного клева, как на удочки, так и на донки. Но на последней неделе моих каникул нам удалось вырваться на рыбалку только в пятницу. Подходя к заветному месту, мы с разочарованием и досадой обнаружили, что место, которое было уже НАШЕ, занято. Мужчина расставил свои снасти на всех наших точках с хозяйственной уверенностью, и наш приход его нисколько не смутил, как говорится: кто рано встает, тому и Бог дает. Мы подошли к нему и разговорились. Оказалось, что он завсегдатай этого места и с мая по октябрь прикармливает и ловит здесь по выходным. А вот мы приезжали с понедельника по четверг, и также прикармливали и успешно ловили.

В тот вечер нам пришлось остановиться в другом месте, и, как и ожидалось, улов был гораздо меньше.

Но мои каникулы подошли к концу. Сложно передать словами, какие замечательные воспоминания остались от них, в компании младшего брата, на берегу изумительной реки Оки, за любимым делом.