Главная > Статьи > Воспоминания

Воспоминания

Сижу в квартире и тоскую. Заканчивается первая половина декабря, а с неба сыпет мелкий дождь, и о рыбалке на льду можно не помышлять. Вспомнился прошлый год, та же середина декабря, и так же было тепло, правда, я еще в то время жил в Казахстане. Помню тоже "руки себе ломал", когда в России похолодало, выпал первый снег, температура упала за 10ОС ниже нулевой отметки. И не просто опустилась, но и задержалась, не поднимаясь. И я отчетливо представлял, как в ближайшее время большая армия рыболовов-зимников рванут на водоемы.

Давно уже были перебраны по нескольку раз зимние снасти: на удочках и жерлицах поменяна леска, заточены крючки на мормышках и блеснах, а зима в Казахстан не торопилась, где-то застряв в пути. Третья декада декабря, а температура ночью не думает опускаться ниже нуля, днем же вообще тепло.

С утра, проснувшись, первым делом бегу к окну - взглянуть на термометр. И с разочарованием плетусь на кухню. Но все-таки дождался. Спиртовой столбик термометра очередной ночью опустился до -7ОС. Настроение стало подниматься пропорционально падению температуры.

На следующую ночь мороз в два раза прибавил силы. Это не могло не радовать. Но следующая ночь принесла потепление, температура поднялась до -4ОС. Тешил себя тем, что в открытой степи холоднее. Перед выходными пообщался со своим другом, приняли решение: ехать.

Ранним воскресным утром мы покинули город. Дорога не очень, встречаются гололедные участки, поэтому не торопимся. До озера чуть более 100 км. Едем, разговариваем. Дорога шуршит под колесами, навстречу иногда проносятся дальнобойщики, приходится снижать и до того невысокую скорость и съезжать на заледенелую обочину. Пару раз нас обогнали машины с байконурскими номерами. Тоже торопятся на рыбалку.

Основная дорога позади, осталось проехать чуть больше десяти километров - и будем у цели. Душа просто поет, летит впереди машины. Она уже на озере, а мы пока на дороге.

Еще издали заметили стоящую машину. Подъехали. Внизу под насыпью, проломив лед, в воде стоял застрявший "Уазик". Не помогли ему даже два моста. Непонятно, откуда здесь столько воды. Сыр-Дарья от дороги слева, а вода стоит справа, со стороны степи. Но подъехавшие мужики разъяснили ситуацию: "Мы проехали километров пять вперед, в степь не съехать, всюду вода. В реке сильно повышается уровень воды, и, чтобы не затопить ближайшие от реки села, открыли все каналы. Вода по каналам пошла в степь. К озерам в эту сторону не прорваться".

Настроение испортилось. Куда поехать? Выбора особого нет. Нужно возвращаться обратно, до поселка Жусалы. Рядом находятся два озера - большое и маленькое. Посовещавшись, решили ехать на большое. Хотя надежды на хороший улов не было. Местные жители вычерпали эти озера сетями, бреднями, накидками и т.п. Но помочить мормышки хочется, и, развернув машину, мы возвращаемся.

Полтора часа пути - и машина сворачивает с дороги к озеру. Пасмурно. Иногда с неба прорывается мелкий снежок и затихает так же внезапно, как и начался. Подъехали.

На более глубоком месте уже сидят несколько человек. Подошли к ним, поздоровались - оказались наши, байконурские. Уже стояли заряженные жерлицы, а рыбаки из лунок иногда выдергивали мелких плотвичек. Не стали мешать людям и, отъехав метров на двести дальше, там, где помельче, вышли на лед.2.jpg

Пробурив три лунки, опустил  мормышки с червями под лед. Поклевок нет. Прошло минут десять, а ни на одной из удочек чуткие кивки даже не шелохнулись. Взял удочку в руки и поиграл мормышкой. Тут же кивок резко согнулся. Подсек. Вот и пришел тот миг, которого так долго ждал, за которым ехал в глухую степь: на другом конце лески забилась рыба. Чувствую, не мелкая рыба. Леска тонкая, боюсь порвать, навыки за лето потеряны, поэтому вывожу аккуратно.

Из лунки показалась голова окуня, и через несколько секунд двухсотпятидесятиграммовый горбач заплясал на льду. "Вот она, первая рыбка в этом сезоне. Обрыбился!" - радостно подумал я. И крикнул товарищу:

- Володь, окунь!

- А у меня пока ноль, - отозвался друг.

Окрыленный удачей, поправив червяка на мормышке, опустил ее под лед. Тишина. Играю мормышкой, меняю темп игры - ничего. Прошелся по другим лункам - глухо. Видимо, это был залетный окунь, стаей здесь и не пахнет.

Ледобур пришел в движение, и во льду появилось новых несколько отверстий. Взял удочку и прошел по лункам. В одной - пусто, в другой - пусто, в третьей кивок задрожал, и я сделал подсечку. Что-то тяжелое заходило по кругу на леске. Чувствовалось, что это не окунь. И действительно, из лунки выползла увесистая серебристая плотва, больше окуня.

При следующем опускании мормышки история повторилась, потом еще и еще. Четыре плотвы подпрыгивали, ударяясь друг о друга. Легкий пушистый снег налипал на мокрую рыбу, и она превращалась в каких-то причудливых, фантастических существ.

А в лунке поклевки прекратились так же внезапно, как и начались. За это время Володька тоже поймал несколько плотвиц, но ни одна из них не подходила на жерлицу.

- Гена, может, поставишь эту плотвичку на жерлицу, - предложил мне Володя, протягивая граммов на сто рыбку, - меньше все равно нет. Я слышал, на большого живца берется большая щука.

- Давай, все равно живцов нет. Когда поймаем помельче, сменим, - я взял плотву и зарядил жерлицу на мелководье. Глубина с метр, не более.

Вернулся к удочкам. Из той же лунки вытащил еще двух таких же близняшек, и клев опять утих. Просверлил еще несколько лунок, но они никакого результата не принесли. Поклевок не было. Володька тоже скучал.

Оглянувшись, увидел, что на жерлице "горит" флажок. Сколько он уже стоит, неизвестно. Давно не смотрел в ту сторону. Со всех ног кинулся к нему. Подбежал. Леска с катушки со свистом уходила под лед. Попытался зажать катушку рукой для подсечки, но не смог. Катушка прокручивалась в руке. Все же жерлицу дернул вверх, подсекая, и... все. Было ощущение, что рыба даже не заметила подсечку. Леска (0,4 мм) лопнула, как гнилая нитка. Стало обидно, но не за то, что рыба ушла, а за то, что она безнаказанно унесла живца, которого у нас не было. А себя хищница наказала острым крючком в пасти. Хорошо, если сумеет освободиться, а если нет?

Все, больше мелкой рыбы нет. Нужно искать. Я взял бур и, двигаясь к середине озера, сделал больше десятка лунок. Бурить было одно удовольствие, лед еще не толстый. С удочкой пошел по лункам. Куда бы ни опускал мормышку, она цеплялась за траву, пластом лежащую на дне, вытаскивая со дна коричнево-зеленые мелкие веточки. Пусто. Поклевок нет. И только в предпоследней лунке, как только мормышка с червем опустилась ко дну, кивок согнулся. Я резко подсек - и на льду забилась мелкая плотвичка.

"То, что надо. Отличный живец на жерлицу", - удовлетворенно подумал я, опуская наживку обратно. И снова сработал кивок, очередная рыбка забилась на льду. За пять минут из лунки я выдернул более двух десятков рыбок разных по размеру. И клев стих. Я собрал рыбу и пошел выставлять жерлицы. Через некоторое время на белой поверхности озера появилось с десяток красных лоскутов материи, шевелящихся на ветру.

Позвал друга, и мы вернулись к лунке, где последний раз у меня был клев. Володя занял последнюю мной пробуренную лунку, я же сел на свою. Не успел он опустить мормышку, как уже тащил обратно: на конце лески висела упитанная плотва. У меня же попалась рыбешка помельче.

- Вот наглец! - услышал я голос товарища и обернулся к нему. - Смотри, какого зверя я поймал.

Он уже снял с крючка окушонка меньше детского мизинца, показал мне и аккуратно опустил его в лунку.

- Плыви, набирайся ума и больше не попадайся, пока не вырастешь, - проговорил Володя мальку.3.jpg

Плотва редко, но поклевывала. Жерлицы же стояли мертво долгое время. Наконец поднялся один флажок, я бросился к нему, и в это время "загорелся" еще один. Первая жерлица ничего не принесла: видимо, крупный живец сам сорвал катушку, и флажок "выстрелил". Рыбка была живой и нетронутой. Зарядив по новой, я побежал ко второй жерлице. Катушка несколько раз крутнулась и утихла. Я сделал подсечку. Рыба засеклась и с трудом подалась за леской. Вода в лунке пошла через край, и показалась щучья пасть.

В моей голове пронеслась мысль о первой пойманной щуке, да, видимо, я поторопился подумать. Щука щелкнула зубами, и вверх полетело грузило, а голова щуки пошла вниз и исчезла из вида.

Что сегодня за невезение такое! Пара жерлиц была без поводков, и, надо же, по "закону бутерброда" щука взяла именно эту. Здесь уж я не выдержал: вторая результативная поклевка, и вторая щука уходит от меня. Я чертыхнулся и бросил жерлицу на лед. Вернулся к Володьке. Он, не торопясь, таскал плотву.

Прошло какое-то время. Мы успели пообедать, за это время трижды поднимались флажки, но результата не было. Одна жерлица оказалась без живца, два срабатывания оказались ложными. Плотва клевала на удочки вяло.

В четвертом часу пошел густой снег. И мы стали собираться домой. На дороге в одном месте нужно было подниматься на косогор, мы побоялись, что машина по снегу не вползет наверх...

Воспоминания, воспоминания. Пока ими и живу, и надеюсь на лучшее.

Геннадий Побожий г. Краснознаменск Московской обл.